Главная Случайная страница Контакты | Мы поможем в написании вашей работы! | ||
|
Средневековье занимает длительный отрезок истории Европы от распада Римской империи в V веке до эпохи Возрождения (XIV-XV вв.).
Два основных источника формирования:
1. Древнегреческая философия, прежде всего в ее платоновской и аристотелевской традициях;
2. Священное писание, повернувшее эту философию в русло христианства.
Все философские вопросы решались с позиции теоцентризма, креационизма, провиденциализма.
Теоцентризм -понимание мира, в котором источником и причиной всего сущего выступает Бог. Он центр мироздания, активное и творящее его начало.
Креационизм - принцип, в соответствии с которым Бог из ничего сотворил живую и неживую природу, тленную, преходящую, пребывающую в постоянном изменении.
Провиденциализм - система взглядов, в соответствии с которой всеми мировыми событиями, в том числе историей и поведением отдельных людей, управляет божественное провидение. В средневековой философии можно выделить, как минимум, два этапа ее становления - патристику и схоластику, четкую границу между которыми провести довольно трудно.
Патристика - совокупность теолого-философских взглядов «отцов церкви», которые взялись за обоснование христианства, опираясь на античную философию и прежде всего на идеи Платона.
Схоластика - тип философствования, при котором средствами человеческого разума пытаются обосновать принятые на веру идеи и формулы.
В средневековой философии остро стоял спор между духом и материей, что повлекло за собой спор между реалистами и номиналистами.
Номинализм – зачатки материалистического направления. Учение номиналистов об объективном существовании предметов и явлений природы вело к подрыву церковной догмы о первичности духовного и вторичности материального, к ослаблению авторитета церкви и Священного писания.
Реалисты показывали, что общие понятия по отношению к отдельным вещам природы являются первичными и существуют реально, сами по себе. Они приписывали общим понятиям самостоятельное существование, не зависимое от отдельных вещей и человека.
В результате длительных споров, ведущихся между отдельными мыслителями и церковью, выкристаллизовалось несколько точек зрения на то, как решить проблему отношения веры и разума:
Рационалистическая точка зрения.
Сторонники ее требовали подвергнуть догматы веры оценке разума как высшего критерия истины или заблуждения;
Точка зрения двойственной истины, выдвинутая защитниками теории двух истин - теологической и научной;
Точка зрения предметного разграничения. Ее сторонники разграничивали теологию и науку по их предметам и целям;
Точка зрения полного отрицания ценности науки.
Дата публикования: 2015-10-09; Прочитано: 737 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!