Главная Случайная страница Контакты | Мы поможем в написании вашей работы! | ||
|
Художественная культура Японии развивалась в течение многих веков. За этот долгий период были созданы выдающиеся произведения, вошедшие в золотой фонд мирового искусства. Японский народ создал многоликий и необычный мир художественных образов и форм, в котором воплотилась история его жизни, бытовой уклад, верования и суждения о прекрасном. Одной из наиболее характерных особенностей японской культуры стала широкая ассоциативность, легшая в основу ее образной системы. Поэтичность мышления японцев проявилась в многозначности содержания созданных им художественных предметов, отражающих представления о природе и мироздании.
Известно, что историческую судьбу каждого народа в значительной мере определяют географическое положение, природные и климатические условия. Островное положение Японии привело к относительной изолированности японского этноса и сохранению вплоть до современности его однородности. Восхищение красотой необычайно богатой и разнообразной природы Японии, умение наслаждаться каждым ее мгновением стало особенностью национального характера и получило прямое выражение во всех видах искусства. Самое большое влияние на развитие художественной культуры Японии оказала буддийская секта Дзэн, учение которой было широко распространено с 12 по 13 века.
В своем развитии от глубокой древности до 19 века японское искусство прошло целый ряд важнейших стадий, связанных с эволюцией общественных отношений. С распадом первобытнообщинного строя и образованием первого государства начался длительный период феодализма, который принято делить на несколько этапов. Раннее средневековье условно совпадает с эпохой Камакура (конец 12 - начало 14 веков), зрелое средневековье приходится на 14 - начало 17 веков, на так называемые эпохи Муромати и Момояма. И, наконец, позднее средневековье 17 - 19 веков (о достижениях того времени в области искусства и будет вестись речь в этом докладе) обозначается как эпоха Эдо или Токугава.
Поэзия.
Особенностью японской культуры является её многосторонность, своего рода синтетичность, так как она складывалась под влиянием различных религий. В основе японской религиозно-этической системы лежит национальная религия - синтоизм (путь богов), но влияние буддизма, даосизма и конфуцианства было так же огромно, а в отдельные периоды и решающим.
Жанр "хайку".
Классическая японская поэзия возникла из быта, существовала внутри этого быта, никогда над ним не воспаряя, и эта ее приземленность в какой-то степени сохранилась в современной поэзии традиционных форм - пятистишии танка и трехстишии хайку, которые имеют ярко выраженный массовый характер (кстати, этим они отличаются от тяготеющего к элитарности "свободного стиха", возникшего в Японии в начале 20-го века под влиянием европейской поэзии).
Поэзия всегда играла особую роль в японском обществе. Один из самых популярных жанров "хокку, хайку и хайкай" сложился в 17 в., и понять его лучше можно только познакомившись с его историей.
Впервые он зародился ещё в период Хэйан, был схож со стилем рэнга, который был своего рода отдушиной для поэтов, пожелавших отдохнуть от серьёзных стихов "ваха". Самостоятельным жанром хайкай стал с 16 в. причиной чего было то, что рэнга становился серьёзным жанром, а хайку оставался по-прежнему юмористическим, а так же базировался на разговорном языке.
В средние века одним из наиболее популярных литературных жанров в Японии являлся танка ("короткая песня"). Как правило, это пятистишие, состоящее из двух строф с определённым количеством слогов: 5-7-5 слогов в трёх строках первой строфы, и 7-7 в двух сроках второй строфы. Что касается содержания, в танке часто используется следующая схема: одна строфа представляет определённый природный образ, другая описывает "резонирующее" с этим образом чувство (ощущение) человека:
В глухих далёких горах
Фазан длиннохвостый дремлет -
Эту долгую-долгую ночь
Ужели мне спать одному?
Какиномото-но Хитомаро, Кон. 7 - нач. 8 в.
Стилевые особенности.
Каждое хайку - это чувства-ощущение, запечатлённое в небольшой словесной картинке-образе. Два основных качества образов:
А) Они приходят из непосредственного жизненного опыта: определённые яркие моменты жизни, впечатляющие нас и схваченные нашим "внутренним фотоаппаратом"; странные совпадения; смешные случаи; пейзажи, резонирующие с нашим внутренним состоянием или даже изменяющие наше настроение, приносящие нам неожиданное ощущение печали, одиночества, или какое-то другое чувство, которое даже невозможно назвать.
Б) Будучи записаны словами, эти "картинки" должны вызвать похожие ощущения в читателях: нужно не только описать свой опыт словами, но сделать это так, чтобы воздействовать на читателя. Искусство написания хайку - это своего рода танец на узком перешейке между " лужами" (А) и (Б): увлекаясь (А), можно написать много "натуральных" фраз типа "красивые листья на деревьях!", но это никого не впечатлит. Или же наоборот: если же увлечься языковыми эффектами и уникальными видениями (Б) - это будет сложно воспринять другому человеку.
Дата публикования: 2015-10-09; Прочитано: 452 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!