Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Еще о Г. Максиме Горьком и его героях. 1 одни восторгаясь писаниями г



Впервые -- Рус. богатство. 1898. No 10 (как продолжение статьи "О г. Максиме Горьком и его героях"). Представляет собой рецензию на двухтомное собрание "Очерков и рассказов" Горького, вышедшее в 1898 г. Печатается по тексту: Михайловский Н. К. Полн., собр. соч.: В 10 т. СПб., 1914. Т. VIII.

1 ...одни... восторгаясь писаниями г. Горького.. подчеркивают... художественный такт... другие... утверждают, что именно художественного такта ему и не хватает. -- А. И. Богданович в рецензии, подписанной инициалами А. Б., писал: "Автор с истинно художественным тактом сумел везде удержаться от преувеличений, представляя героям говорить за себя" (Мир божий. 1897. No 7. С. 231). В неподписанной рецензии библиографического отдела журнала "Русская мысль" (1897. No 9. С. 427) о Горьком говорилось, что это "натура резкая, мятущаяся, неуравновешенная".

2 Имеется в виду статья И. Н. Игнатьева, опубликованная в газете 22 августа 1898 г.

3 Ж. Ришпен (1849--1926), французский поэт, прозаик, драматург. Его роман "В смутное время" был опубликован в "Русском богатстве" (1889. No 3--9). Пьеса "Бродяга" написана в 1897 г.

4 ...предписано, как Агасферу: ходи, ходи, ходи!-- Сюжет легенды об Агасфере, послуживший материалом для многих литературных произведений, состоит, примерно, в следующем: иудей ремесленник, мимо дома которого вели на распятие Христа, оттолкнул Иисуса, ког­да тот попросил позволения отдохнуть у его дома, за что был осуж­ден на вечное скитание по земле и вечное презрение со стороны людей.

5 ...я невольно вспомнил фразу из какого-то французского романа... -- Установить источник цитаты не удалось.

6 Эти люди стоят на точке "переоценки всех ценностей"... -- эту формулу Ницше выносит в подзаголовок своей книги "По ту сторону добра и зла". См.: Ницше Ф. Собр. соч. М., [б. г.] Т. 2.

7 Михайловский ошибается: Аглая не была княжной.

8 Один русский философ разделял женщин на "змеистых" и "коровистых". -- О каком философе идет речь, установить не удалось.

9 ...Гейне поставил в преддверии своей "Книги песен" женского сфинкса... -- Михайловский имеет в виду стихотворное "Предисловие к третьему изданию" "Книги песен", где изображается встреча героя со сфинксом.

10 ...вспомнишь... Достоевского и его изречения. -- Следующие ниже цитаты были приведены в качестве эпиграфа в статье Михайловского "Жестокий талант".

11...вспомнишь Достоевского с его Ставрог иным... -- См.: Достоевский Ф. М. Т. 10. С. 201.

12 А в 1894 г., излагая на этих же страницах... учение Фр. Ницше... -- Михайловский отсылает к своим статьям "О Максе Штирнере и Фридрихе Ничше", "Еще о Фридрихе Ничше". "И еще о Ничше" (Рус. богатство. 1894. No 8, 11, 12).

13 ...уважение, с которым Ницше относился к нашему художнику, знакомому ему, по-видимому, только по "Запискам из Мертвого дома". -- В действительности первое знакомство Ницше с творчеством Достоевского состоялось в 1887 г., когда он прочел во французском переводе "Записки из подполья" и "Хозяйку", объединенные в сборник "Подпольный гений". Эта книга вызвала у Ницше интерес, и он прочел во французском переводе роман "Униженные и оскорбленные" и "Записки из Мертвого дома". В переписке Ницше упоминает также ряд повестей и рассказов Достоевского, прочтенных уже по-немецки, и роман "Преступление и наказание". Кроме того, сохранился его конспект французского перевода романа "Бесы". О знакомстве Ницше с творчеством Достоевского см.: Фридлендер Г. Достоевский и мировая литература. М., 1970. С. 233--235.

14 ...Ницше говорит о "чувстве чандала", чувстве ненависти, мести и восстания против всего существующего... -- "Все духовные новаторы имеют некоторое время на челе бледное, фатальное клеймо чандала: не потому, что на них так смотрят, а потому, что они сами чувствуют страшную пропасть, отделяющую их от всего обычного и находящегося в чести. Почти каждому гению знакомо, как одна из фаз его развития, "катилинарное состояние", чувство ненависти, мести и бунта против всего, что уже есть, что больше не становится... Катилина -- форма предшествования всякого Цезаря" (Ницше Ф. Сумерки идолов, или Как философствуют молотом. СПб., 1907. С. 127).

15 В рассказе "Коновалов".

16 ...рядом с наукой об обществе... науку об одиночестве... -- Об этом Ницше писал в книге "Сумерки богов".

17 ...Ницше не знает ничего лучшего, как "погибнуть на великом и невозможном"... -- Имеется в виду следующее утверждение Ницше в "Несвоевременных мыслях": "...для чего существует отдельный человек -- вот что ты должен спросить самого себя, и если бы никто не сумел бы тебе ответить на это, то ты должен попытаться найти оправдание твоему существованию... ставя себе самому известные задачи, известные цели, известное "для того", высокое и благородное "для того". Пусть тебя ждет на этом пути даже гибель -- я не знаю лучшего жизненного жребия, как погибнуть на великом и невозможном..." (Ницше Ф. Полн. собр. соч. М., 1909. Т. 2. С. 163).

18 "Воля к власти" -- одна из основных категорий философии Ницше (см.: Ницше Ф. Воля к власти. Собр. соч. М., 1910. Т. 9).

19 "...вид страдания доставляет удовольствие..." -- См.: Ницш е Ф. Происхождение морали. "Сама месть приводит опять к той же проблеме: "Каким образом причинение страдания может быть удовлетворением?" Современному человеку, этому изнеженному, прирученному и приученному к тонким кушаньям домашнему животному, противно представить, до какой степени жестокость была радостью и удовольствием древнейшего человечества, составляя необходимую и главную составную часть каждой его радости; и как наивна, как невинна была его потребность жестокости, являясь как бы нормальным свойством человека..." (Ницше Ф. Собр. соч. М., [б. г.] Т. 9. С. 140).

20 ..."мораль рабов" в противоположность "морали господ"... -- Ницше Ф. Происхождение морали. С. 51--57. В статье "И еще о Ницше" Михайловский так разъяснял эти положения Ницше:

"Когда-то где-то жили люди (иногда это греки, иногда римляне, иногда германцы), по своим инстинктам подобные хищным зверям... В конце концов, однако, их мораль, то есть их понятия о добре и зле, о нравственно одобрительном и неодобрительном, резко отличалась от наших теперешних. Злое, то есть злобное, отнюдь не означало для
них "дурное", равно как "доброе" не значило "хорошее". Совсем даже напротив. И вот они столкнулись с другой расой, более слабой, победили ее и обратили в рабство. Мораль рабов, слабых, придавленных, естественно отличалась от морали господ... они должны были жаться друг к другу и воспитывать в себе так называемую любовь к ближнему, мягкость, осторожность, умеренность, хитрость... Им удалось, неизвестными путями, произвести "переоценку всех ценностей" или, вернее, навязать человечеству свою "рабскую" мораль смирения, самоотречения, воздержания, кротости, сострадания и вытеснить ею мораль "господ" (Рус. богатство. 1894. No 13).

21.. о проповеди "любви к дальнему" взамен "любви к ближнему"...-- См.: Ницше Ф. Так говорил Заратустра. СПб, 1913. С. 81--83.

22 Ницше рекомендовал... удаляться в дикие места и там основывать новые государства... -- Имеется в виду следующее рассуждение Ницше: "Не должен ли был бы... каждый из вас думать про себя: "Лучше уйти отсюда и стать властелином какой-нибудь дикой, девственной страны, прежде всего стать властелинами над самими собой; менять место до тех пор, пока грозит малейший призрак рабства..."" (Ницше Ф. Утренняя заря. М, [б. г.] С. 195).

23 Для Ницше женщина "изящная и опасная игрушка"... -- Имеется в виду высказывание: "Двух вещей хочет истинный мужчина: опасности и игры. И поэтому он хочет женщины как самой опасной игрушки" (Н и ц ш е Ф. Так говорил Заратустра. СПб., 1913. С. 87).

24 ..."если ты идешь к женщине, не забудь захватить кнут" -- из книги Ницше "Так говорил Заратустра" (СПб., 1913. С. 89).

25 Ницше различает чандалов -- обитателей Мертвого дома и чандалов-Наполеонов. -- Он пишет: "Тип преступника -- это тип сильного человека при неблагоприятных условиях, это сильный человек, сделанный больным... Это в обществе, в нашем смирном, посредственном, оскопленном обществе сын природы, пришедший из гор или из морских похождений, необходимо вырождается в преступника... ибо бывают случаи, когда такой человек оказывается сильнее общества: корсиканец Наполеон самый знаменитый тому пример. Для проблемы, являющейся перед нами здесь, важно свидетельство Достоевского... он принадлежит к самым счастливым случаям моей жизни... Этот глубокий человек... нашел сибирских каторжников, в среде которых он долго жил, всё тяжких преступников, для которых уже не было возврата в общество, совершенно иными, чем сам ожидал -- как бы выточенными из самого лучшего, самого твердого и драгоценнейшего дерева, какое только растет на русской земле. Обобщим случай преступника: представим себе натуры, которые по какой-либо причине лишены общественного сочувствия, которые знают, что их не считают благодетельными, полезными,-- то чувство чандала, что считаешься не равным, а отверженным, недостойным, марающим". (Н и ц ш е Ф. Сумерки идолов, или Как философствуют молотом. СПб. 1907. С. 125--126).

26 ..."Есть люди, проповедующие мое учение о жизни..." -- Имеется в виду высказывание: "Есть такие, что проповедуют мое учение о жизни, и вместе с тем они проповедники равенства и тарантулы. Они говорят об оправдании жизни, эти ядовитые пауки, а сами сидят в норах своих, отвратившись от жизни" (Ницше Ф. Так говорил Заратустра. СПб., 1913. С 123).

27 О рабочих он выражается так: "побрал бы их черт и статистика"... -- В "Несвоевременных размышлениях" Ницше писал: "Массы представляются мне достойными внимания только в трех отношениях: прежде всего как плохие копии великих людей, изготовленные на плохой бумаге со стертых негативов, затем как противодействие великим людям и, наконец, как орудие великих людей; в остальном же побери их черт и статистика!" (Ницше Ф. Полн.. собр. соч. М., 1909. Т. 2. С. 164





Дата публикования: 2015-10-09; Прочитано: 131 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.007 с)...