Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Археолог Сэр Артур Джон Эванс, откопавший Кносс и открывший неизвестную цивилизацию



Конечно, миф остается мифом и вряд ли человек XXI века может поверить в сказки «про белого бычка», в существование какого-то дворца и лабиринта. Но о нем говорят с достоверностью благодаря открытию английского археолога Эванса, прибывшего на остров Крит в поисках загадочного иероглифического письма, которое он увидел в Оксфордском музее на печатях, происходивших якобы из Спарты или с Крита. Эванс думал здесь задержаться на неделю, но во время прогулки по городу Гераклиону его внимание привлек холм Кефал.

Посейдон наслал на жену царя Крита Пасифаю неудержимую страсть к животному. В результате неестественной связи царица родила ужасное чудовище — Минотавра, получеловека-полубыка

Он начал раскопки, которые продолжались почти 30 лет. Его труды были вознаграждены: археолог раскопал не город, а дворец, равный по площади целому городу — Кносский лабиринт в 16000 квадратных метров. Дворец представляет собой комплексы построек, которые группируются вокруг большого внутреннего двора. Расположены они на разных уровнях, соединяются между собой лестницами и коридорами, некоторые из них уходят глубоко под землю. Коридоры заводят в тупики, переходы между этажами сделаны в самых неожиданным местах, планировка комнат не поддается здравому смыслу. Дворец не является монолитным строением, в его центре находится довольно обширный двор, о котором говорится в легенде. Одни помещения освещены ярче, другие погружены в полумрак, неравномерность освещения создает эффект особой таинственности.

.

Этажи дворца опираются на колонны и соединяются между собой лестницами. Историки предполагают, что жизнь в этом дворце проходила самая пышная и многообразная. Это подтверждают бесчисленные уцелевшие обломки и черепки, найденные среди кносских развалин. Сотни залов и комнат предназначались для торжественных приемов, служили покоями для царя и царицы, сановников и придворных дам, слуг и невольников. Здесь же располагались и просторные мастерские царских ремесленников. Во дворце обнаружены огромные кладовые, театр, способный вместить до 550 человек, места для ритуальных представлений боя быков, прекрасно продуманная система канализации и водоснабжения, и даже первые в истории туалеты со смывом. От дворца начиналась самая старая дорога в Европе, используемая только пешеходами.

В «тронном» зале Кносского дворца на стенах изображены грифоны — мифические существа с львиным туловищем, орлиными крыльями и головой. Сказания о чудовищном быке возникли, видимо, не случайно. Стены Кносского дворца покрыты многочисленными фресками, которые хорошо сохранились. На них, а также на каменных и золотых сосудах постоянно встречаются изображения быка: иногда мирно пасущегося, иногда разъяренного, летящего галопом. Культ священного быка был распространен на острове, но до сих пор так и не ясно, какая там была религия.

Найдены таблички с линейным письмом. Эти надписи не расшифрованы и по сей день. Неизвестно, на каком языке разговаривали жители Крита, какую исповедовали религию, какому божеству поклонялись.

Среди рисунков во многих помещениях дворца часто встречаются изображения двустороннего топорика. Это символический знак, связанный с религиозным культом критских жителей. Двойная секира с острием по-гречески называется «лабрис». Ученые говорят, что именно отсюда происходит слово «лабиринт», которым называли «дом двойного топора» — дворец царя Миноса.

Но что все-таки раскопал Эванс: храм, дворец или что-то иное? Существуют версии, что во дворце жили «региональные правители», а может быть, дворец и вовсе был храмом. А археолог Освальд Шпенглер заявил в 1930-х годах, что дворец — храм для мертвых. Его мнение не принимали всерьез, поскольку это шло против принятой веры. Немецкий археолог Вундерлих тоже склонялся к гипотезе Шпенглера. Оба отмечали, что структура дворцов чрезвычайно причудлива. Тысячи людей, как полагают, бродили по коридорам Кносского дворца, но лестницы как будто никогда не использовались. Большинство секций огромного комплекса, похоже, никогда не посещались жителями и посетителями дворца. Это само по себе необычно. Также отмечено, что дворец не имел окружной стены, что делало его чрезвычайно хрупким к внешним воздействиям. Высокие глиняные сосуды, найденные Эвансом, предназначались не для хранения масел и вина, а были своеобразными урнами, в которые наливали мед и в нем консервировали трупы. По специальным желобам подавалась жидкость для бальзамирования тел. И еще один немаловажный момент. При раскопках в других местах археологи установили, что на Крите был свой способ мумификации, отличавшийся от египетского. Жрецы высушивали тела умерших, а затем помещали их в скрюченном виде в глиняные саркофаги и сосуды. Если бы Эванс и его коллеги в первые же дни раскопок обратили внимание на эти необычные ковчеги, то, может быть, нашлись остатки мумий. Когда же помещения лабиринта были освобождены от земли, то хлынувший туда кислород мгновенно превратил тысячелетние останки в пыль.

Кносский дворец за время своей истории разрушался дважды — во время извержения вулкана Санторин около 1500 года до нашей эры и после сильнейшего пожара.

Правда, позже, сопоставив даты, ученые установили, что лабиринт не мог быть возведен при царе Миносе: его строили на протяжении, по крайней мере, тринадцати столетий. Несмотря на это, Эванс стал первооткрывателем исчезнувшей цивилизации, существовавшей на Крите в 3—2 тысячелетии до нашей эры и оставившей после себя развалины дворцов и городов, а также множество произведений искусства: фресок, скульптур, керамики.

Тогда откуда произошел миф о Минотавре? Предположительно, в древности на Крит из Афин на судах приплывали в основном молодые здоровые греки. Некоторые из них по разным причинам умирали на острове и их тела относили в лабиринт — обитель мертвых. Откуда, естественно, никто никогда обратно не возвращался.

Многие ошибочно полагают, что лабиринтом является сам дворец, с сотнями запутанных переходов, коридоров и комнат. Но найденные при раскопках критские монеты подтверждают, что лабиринт был самостоятельным сооружением, подобные которому найдены во многих частях света, начиная от Англии, Норвегии, Соловецкого архипелага и заканчивая Южной Америкой.

Безусловно одно: лабиринт Минотавра — очередная неразгаданная загадка. Можно предположить и такую версию: блуждая запутанными коридорами, переполненные страхом перед чудовищем, поджидающим за очередным поворотом, люди и в самом деле находили Минотавра — свой собственный ужас. И неудивительно — древние лабиринты запутывали, пугали и даже доводили до отчаяния тех, кто в них попадал.





Дата публикования: 2015-10-09; Прочитано: 828 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.006 с)...