Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Особенности эпохи Возрождения



ВОЗРОЖДЕНИЕ (Ренессанс), эпоха в истории европейской культуры 13-16 вв., ознаменовавшая собой наступление Нового времени.

Периодизация Возрождения определяется верховной ролью изоискусства в его культуре. Этапы истории искусства Италии — родины Ренессанса — долгое время служили главной точкой отсчета. Специально выделяют: вводный период, Проторенессанс, («эпоха Данте и Джотто», ок.1260-1320), частично совпадающий с периодом дученто (13 в.), а также треченто (14 в.), кватроченто (15 в.) и чинквеченто (16 в.). Более общими периодами являются Раннее Возрождение (14-15 вв.), когда новые тенденции активно взаимодействуют с готикой, преодолевая и творчески преобразуя ее; а также Среднее (или Высокое) и Позднее Возрождение, особой фазой которых стал маньеризм.

ПРОТОРЕНЕССАНС (от прото... и Ренессанс), период истории итальянского искусства (13 — нач. 14 вв.), ознаменовавшийся ростом светских реалистических тенденций, обращением к античной традиции. Творчество поэта Данте, зодчего Арнольфо ди Камбио, скульптора Никколо Пизано, живописцев Пьетро Каваллини и особенно Джотто во многом подготовило почву для искусства Возрождения.

ДУЧЕНТО (итал. ducento, букв. — двести), итальянское название 13 в. Период в истории итальянской культуры, положивший начало искусству Проторенессанса. Характеризуется ростом реалистических тенденций в рамках средневекового искусства, пробуждением интереса к реальному миру и античному наследию.

ТРЕЧЕНТО (итал. trecento, букв. — триста), итальянское название 14 в., периода интенсивного развития гуманизма в итальянской культуре; искусство треченто наряду с нарастанием готических черт отмечено развитием реалистических исканий дученто.

КВАТРОЧЕНТО (итал. quattrocento, букв. — четыреста), итальянское наименование 15 в. Эпоха кватроченто отмечена расцветом культуры Раннего Возрождения.

ЧИНКВЕЧЕНТО (итал. cinquecento, букв. — пятьсот), итальянское название 16 в., периода расцвета культуры Высокого и Позднего Возрождения и распространения маньеризма.

ВЫСОКОЕ ВОЗРОЖДЕНИЕ, период истории итальянского искусства (кон. 15 — 1-я четв. 16 вв.) — классическая фаза художественной культуры Возрождения. В архитектуре, живописи и скульптуре Высокого Возрождения (Браманте, Леонардо да Винчи, Рафаэль, Микеланджело, Джорджоне, Тициан) ренессансные реализм и гуманизм, героические идеалы получили обобщенное, полное титанической силы выражение; искусству Высокого Возрождения присущи монументальное величие, сочетание возвышенной идеальности, гармонии с глубиной и жизненной яркостью образов.

МАНЬЕРИЗМ (итал. manierismo, от maniera — манера, стиль), направление в западноевропейском искусстве 16 в., отразившее кризис гуманистической культуры Возрождения. Внешне следуя мастерам Высокого Возрождения, маньеристы (в Италии живописцы Я. Понтормо, Ф. Пармиджанино, А. Бронзино, скульпторы Б. Челлини, Джамболонья) утверждали неустойчивость, трагические диссонансы бытия, власть иррациональных сил, субъективность искусства. Произведения маньеристов отличаются усложненностью, напряженностью образов, манерной изощренностью формы, а нередко и остротой художественных решений (в портретах, рисунках и др.).

2. Памятники древней наскальной живописи: пещера Альтамира.

ПАЛЕОЛИТ (от палео... и греч. lithos — камень), древний каменный век, первый период каменного века, время существования ископаемого человека (палеоантропы и др.), который пользовался оббитыми каменными, деревянными, костяными орудиями, занимался охотой и собирательством. Палеолит продолжался с возникновения человека (св. 2 млн. лет назад) примерно до 10-го тыс. до н. э.

Альтамира - одна из самых известных палеолитических пещер Испании. Она находится в провинции Кантабрия неподалеку от города Сантандер, на окраине деревни Сантильяна дель Мар. В 1879 г., гуляя по окрестностям усадьбы и войдя в пещеру, девятилетняя дочь любителя-археолога М. де Саутуолы Мария обратила внимание своего отца на трудно различимые в темноте пещеры странные изображения на потолке одного из ее "залов". "Смотри, папа, быки", - сказала девочка. Он начал в пещере раскопки и пригласил на консультации своего друга Хуана Виланова. Вскоре ими обоими были опубликованы первые сообщения об этом уникальном памятнике, вызвавшие всеобщий интерес.

Это были изображения бизонов и лошадей, выполненные кирпично-красной охрой. Так была открыта живопись древ­них людей. Главной темой картин в Альтамире являются бизоны. Росписи потолка насчитывают 15 больших рисунков бизонов с другими животными. Картины на стенах изображают бизонов, оленей, кабанов. Эти животные показаны рядом, чего обычно в природе не бывает.

Краски получались из природных материалов подобно охре и цинковым окисям. Животные в Альтамире нарисованы с применением трех цветов — существенный прогресс в изобразительном искусстве древности. Еще одно достижение художников, создавших росписи Альтамиры — в реальности размеров изображенных животных. Многие из животных нарисованы на естественных выпуклостях скалы, что придает рисункам объем. В других пещерах наскальные рисунки в большинстве случаев делались на плоской поверхности.

Общая длина Альтамиры — 270 метров, а высота свода колеблется от 2 до 12 метров. В пещере есть небольшая комната длиной не более двух метров, также украшенная росписи. Археологи теряются в догадках — в каком качестве использовали эту комнату первобытные обитатели Альтамиры. Дело в том, что в комнатке очень низкий потолок, и чтобы рассматривать картины, посетители приходится лечь на спину. Кроме того, здесь может поместиться не более трех человек. Может, в этой комнате древние люди поклонялись своим богам? Однажды Альтамиру посетил и знаменитый испанский художник Пабло Пикассо. Осматривая пещерные росписи, он заметил: «Ни один из нас не мог бы написать подобное».

В 1977 году Альтамира была закрыта — из-за наплыва посетителей картины стали портиться. Точную копию Альтамиры открыли совсем недавно. Ее соорудили в 200 метрах от настоящей пещеры.





Дата публикования: 2015-10-09; Прочитано: 779 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.005 с)...