Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Восхождение на престол ИванаIV и его правление



Оглавление

I. Восхождение на престол ИванаIV и его правление

Введение……………………………………………………………………..2

Детство и юность Ивана IV………………………………………………...3

Восхождение на престол………………………………………………….5

Личная жизнь Ивана Грозного…………………………………………...7

Конец династии Рюриковичей…………………………………………..10

II. Внутренняя и внешняя политика при Иване IV

1.Внутренняя политика и реформы Ивана IV………………………… 12

Годы боярского правления …………………………………………… 12

Восстание в Москве 1547г… …………………………………………….13

Реформы государственного строя …………………………………….14

Судебник ………………………………………………………………….15

Военные реформы ……………………………………………………….15

Стоглавый сбор ………………………………………………………… 16

2. Внешняя политика при Иване IV…………………………………….17

Основные задачи внешней политики ………………………………….. 17

Присвоение и освоение новых земель ………………………………...17

Ливонская война (1558-1583) …………………………………………..18

Опричина …………………………………………………………………19

III.Заключение…………………………………..………………………….23

Список литературы……………………………………………………...25

Восхождение на престол ИванаIV и его правление

Введение

Русское слово «царь» – это сокращенное старославянское слово «цесарь», происходящее от имени древнеримского диктатора Юлия Цезаря, ставшее в Римской империи одним из титулов правителя государства.

Это понятие было известно на Руси еще задолго до того, как Русское го-сударство в 1547 г. стало царством. Уже несколько веков не затухает интерес к личности Ивана Грозного. Да и едва ли в русской истории найдется другой исторический деятель, который получил столь противоречивую оценку у потомков. Одни считали его выдающимся военачальником, дипломатом и писателем. В глазах других он был кровавым тираном, почти сумасшедшим. Где же истина? Кто прав в своей оценке?

Об Иване Васильевиче писали историки, поэты, писатели, драматурги. Но Иван Грозный слишком крупная и противоречивая фигура, и каждый из тех, кто писал о нём, оценивал государя с позиций своих социальных, классовых, этнических и иных взглядов. Например: С.М. Соловьёв верил, что деятельность Ивана Грозного была началом государственности в России, но он не оправдывал террор Ивана IV как необходимую меру того времени. А С.Ф. Платонов защищает государя, и говорит, что опричнина была необходима, т.к. царь боролся против главного тормоза на пути централизации - боярства. Как мы видим: сколько людей столько и мнений.Но каков же он - первый российский царь Иван Васильевич IV Грозный? Ответ на такой вопрос могут дать только факты.

Актуальность темы очевидна. В нашей истории время царствования царя Ивана Васильевича Грозного есть одна из самых важных эпох. Оно важно как по расширению русской территории, так и по крупным и знаменательным событиям и изменениям во внутренней жизни. Политическое развитие России в XVI веке было отмечено противоречиями. Объединение русских земель в рамках единого государства не привело к немедленному исчезновению многочисленных пережитков феодальной раздробленности. Между тем потребности политической централизации диктовали необходимость преобразования отживших институтов. Реформы стали велением времени.

Правление Ивана Грозного — это особый период российской истории, что обусловлено двумя основными причинами. Во-первых, кардинально меняется внешняя политика: Московское царство впервые начинает борьбу за земли, которые ранее не входили в состав древнерусского государства (Казань, Астрахань, Сибирь на Востоке и др.). Во-вторых, резко меняется внутри политическая ситуация: три политических силы, которые ранее действовали едино, добиваясь объединения русских земель и обеспечивая процесс складывания централизованного государства (великокняжеская власть, боярская аристократия, церковь), вступают в острый конфликт. Это время сформировало личность Ивана Грозного и испытало на себе ее воздействие. Едва ли в русской истории найдется другой исторический деятель, который получил бы столь противоречивую оценку у потомков. Одни считали его выдающимся военачальником, дипломатом и писателем, образцом государственной мудрости. В глазах других он был кровавым тираном, почти сумасшедшим. Кто прав в своей оценке?

Эту тему важно изучить для того чтобы понять многие другие моменты в истории России. Именно Иоанна Грозного считали выдающимся правителем Петр Великий и Екатерина II и Иосиф Сталин. Стремясь быть на него похожими. Как видим, об Иоанне Грозном можно написать не один научный труд.

Детство и юность Ивана IV

Будущий царь Иван Грозный родился в ночь с 24 на 25 августа 1530 г. В эту ночь над Москвой разразилась буря, от молний в разных местах столицы вспыхнули пожары. Ветер раскачал колокола церквей, и они как бы сами собой зазвенели. Один из них сорвался с колокольни и рухнул на землю. В народе заговорили о предзнаменовании грядущих больших несчастий.

Когда умер великий князь московский Василий III, его наследнику, Ивану Васильевичу (1530–1584), было немногим более трёх лет от роду. Детство мальчика нельзя назвать счастливым. Через пять лет после смерти отца он потерял мать, великую княгиню Елену Глинскую, и в её лице – единственного родного человека, который мог бы о нём заботиться и любить его. Эти пять лет вдовствующая великая княгиня исполняла обязанности регентши (т.е. временной правительницы) при малолетнем государе и управляла страной, опираясь на Боярскую думу и «опекунский совет», назначенный ей в помощь умиравшим супругом. В опекунский совет входили люди, обладавшие полнотой власти ближайших советников и «управляющих делами» при неопытной в вопросах государственного управления регентше. Почти все они были представителями высших аристократических родов: князья Михаил Львович Глинский (дядя самой Елены Глинской), Василий Васильевич Шуйский, Иван Васильевич Шуй-ский, бояре Михаил Юрьев-Захарьин, Михаил Тучков и др.

Если при жизни вдовы своего покойного государя «опекуны» ещё согла-совывали свои действия с волей великой княгини, то после её кончины они обращали очень мало внимания на условия жизни, желания и судьбу наследника престола. Гораздо больше энергии они проявляли в борьбе за власть, освящённую именем номинального главы государства. В результате детские годы будущего государя слились в единое горькое пятно. Много лет спустя давние мальчишеские обиды невыносимо жгли ему память и душу. Через три десятилетия Иван IV вспоминал: «Было мне в это время восемь лет; и так подданные наши достигли осуществления своих желаний – получили царство без правителя, о нас же, государях своих, никакой заботы сердечной не проявили, сами же ринулись к богатству и славе и перессорились друг с другом при этом. И чего только они не натворили!...Дворы, и сёла, и имущество наших дядей взяли себе и водворились в них. И сокровища матери нашей перенесли в Большую казну, при этом неистово пиная ногами и тыкая палками, а остальное разделили... Нас же с единородным братом моим, святопочившим в Боге (т.е. уже умершим ко времени, когда царь писал эти строки) Георгием, начали воспитывать как чужеземцев или последних бедняков. Тогда натерпелись мы лишений и в одежде, и в пище».Царь Иван рос, наблюдая беззаконие в стране, самолюбие и жестокость, варварство Шуйских. Все это развивало грубость и жестокость в государе, никто не воспитывал в нем руководителя страны. В юном царе росло чувство излишнего страха, недоверие к людям, чувство того, что его окружают одни враги (в последующем, когда царь стал взрослым человеком, редко кто мог добиться доверия с его стороны, и этим людям Иван Грозный начинал слишком доверять). Все это плохо влияло на государя как на человека и политика. Возможно, что только желание и способность к учебе и чтению развивали в юном Иване ум и политическое мышление. Он очень любил читать, был внимательным, особенно его интересовала литература, в которой рассказывалось о царской власти.

Аристократические кланы в жестокой сваре за первенствующее положение стремительно сменяют друг друга у кормила власти: первоначально власть захватывают Шуйские, затем на их место приходят Бельские, потом Шуйские с помощью мятежа свергают Бельских. Юный государь растёт в обстановке заговоров, убийств, интриг. В 13-летнем возрасте приходит черёд и ему впервые «показать зубы»: в 1543 г. по его приказу глава партии Шуйских был отдан псарям и зверски убит. В результате место «сберегателей» при троне и Иване Васильевиче досталось партии Глинских, при которых сын Василия III достиг совершеннолетия (15 лет), и для него пришло время вступать в законное владение отцовским наследством – Московской державой.

Из вышесказанного видно, что постоянная смена власти, а точнее безвластие, приводило экономику России в упадок.

Восхождение на престол

16 января 1547 г. в соборе Успения Богородицы в Кремле венчался на царство Иван IV. Митрополит Макарий возложил на его голову шапку Мономаха - символ царской власти. Устами митрополита была начертана программа деятельности царя: в союзе с церковью, которая отныне объявлялась "матерью" царской власти, царь должен был укрепить "суд и правду" внутри страны, вести борьбу за расширение государства.

По завершении чина венчания великий князь стал первым русским "боговенчанным царем". Официальная летопись Ивана IV гласит: «В лето 1547, января 16-го в воскресенье, венчан был на царство Русское благоверный великий князь Иван Васильевич всея Русии преосвященным Макарием, митрополитом всея Русии, и всем освященным Собором русской митрополии царским венцом и бармами, которыми в древности венчан был на царство Русское прародитель его князь великий Владимир, нареченный в царской порфире Мономах». Не все в этом сообщение понятно и не все соответствует действительности. «Освященный собор» – это собрание высшего русского духовенства. «Царский венец» – это «шапка Мономаха», а «бармы» – роскошное золотое оплечье, украшенное самоцветами и жемчугом.

На самом деле славный киевский князь, хотя и был внуком по матери ви-зантийского императора, никогда на царство не венчался и титул «великий князь» к нему, как и к другим древнерусским князьям, не применялся. Естественно, ни о какой «царской порфире» (ткань пурпурного цвета, один из символов императорской власти в Византии) Владимира Мономаха тоже и речи быть не может. Все это было заимствовано составителями летописи из «Сказания о князьях владимирских», произведения XVI в., призванного обосновать «законность» претензий московских великих князей на царский титул. Тем не менее впоследствии Иван Грозный очень любил ссылаться на древность своего происхождения и даже ставил ее в пример другим, не столь «высокородным» государям. Венчание Ивана IV на царство стало событием огромного значения. Если в Древней Руси князь был первым среди равных, то теперь правитель Русского государства становился священной или, как говорят ученые, сакральной фигурой, уступающей по значению только Богу. Не случайно появляется понятие «самодержец». И до конца своих дней Иван Грозный оставался таким самодержцем, не признававшим никаких ограничений своей власти ни со стороны «панов» (как в Польше), ни тем более «мужиков торговых» (как в Англии). Появление на Руси царя опередило установление царского строя. Русскому централизованному государству еще только предстояло организоваться.

Был у этого мероприятия и внешнеполитический аспект. Таким образом провозглашалось право Русского государства на достойное место в кругу европейских держав. Правда, последние далеко не сразу признали за московским великим князем новый титул. Дипломатическая борьба за это велась еще довольно долго. После венчания Ивана на царство Глинские захватили неограниченную власть в стране и тотчас же принялись беззастенчиво грабить государственную казну, облагать горожан и крестьян новыми непосильными налогами.

Дополнение короткого слова "царь" и в без того уже пышном титуле великого князя - "Государь и великий князь Московский, Владимирский и прочих земель" - делало его носителя равным по чину императору "Священной Римской империи", ставило выше европейских королей - английского, французского и многих иных, в том числе и ближайших соседей и соперников - польского и шведского, уравнивало с восточными соседями - казанским, астраханским ханами - наследниками Золотой Орды, недавними повелителями Руси.

Акт венчания великого князя на царство не положил конца боярскому правлению. С ним покончило восстание 1547г., которое носило ярко выраженный антибоярский характер. Вслед за выступлением жителей столицы произошли крупные волнения в провинции. Небывалое по своему размаху и организованности восстание смертельно перепугало феодалов всех степеней, заставило их искать пути консолидации своих сил, пути дальнейшего укрепления централизованной власти.

Митрополит Макарий явился ключевой фигурой в формировании новой правящей группы, перенявшей руководство страны у Боярской думы. Мудрый и спокойный политик, находящийся в окружении царя до и после бурных событий 1547г., глава церкви, - могущественного политического

механизма, издавна поддерживающего объединение Руси вокруг Москвы, - Макарий был сторонником укрепления единодержавия. При этом консерватизм и церковный догматизм Макария постоянно оказывал сдерживающее, ограничивающее влияние на проведение реформ, вызванных к жизни самой социальной и политической обстановкой.При участии Макария в окружении молодого царя оказались те лица, которым суждено было в глазах современников и потомства символизировать правительство, так называемую Избранную раду. Это в первую очередь А.Ф. Адашев и Сильвестр.Бесспорно, что своим высоким положением и авторитетом Адашев, Сильвестр и другие приближенные ко двору лица были отчасти обязаны доверию и поддержке со стороны царя, а также митрополита. Но нельзя упускать из вида, что авторитет царя еще только складывался. Даже сам царский титул должен был еще войти в сознание, стать привычным для современников. Что же касается авторитета личности молодого царя, то его, скорее всего, не было. Как авторитет, царский титул, так и саму личность царя предстояло еще создать. Это стало одной из важнейших политических задач времени. Без ее решения акт венчания на царство потерял бы смысл.

Личная жизнь Ивана Грозного

В царской семье браки были делом не частного, а политического характера, они подчинялись династическим целям. Московская дипломатия затеяла большую политическую игру в связи с женитьбой Ивана IV до того, как он достиг брачного возраста. Бояре надеялись заполучить ему в невесты польскую принцессу. Но переговоры с польским королевским домом не увенчались успехом, и дума вынуждена была пожертвовать теми внешнеполитическими выгодами, которые сулил династический брак. Тогда-то 16-летнему великому князю были подсказаны веские доводы, изложенные им (по летописной версии) в речи к думе и духовенству.

Соображения по поводу несходства характеров имели второстепенное значение по сравнению с соображениями религиозными. Окрестные владетельные дома придерживались еретической, в глазах московских ортодоксов, веры. Из-за подобного затруднения Василий III не мог жениться до 25 лет. В конце концов молодой Иван решил во всем следовать примеру отца. Боярская дума утвердила приговор о представлении ко двору лучших невест в государстве. Бояре и окольничие тотчас же разъехались во все концы страны, чтобы смотреть невест. Впереди бояр ехали гонцы с грозными наказами. Всем дворянам, имевшим дочерей 12 лет и старше, повелевалось без промедления везти таковых к наместникам на смотрины. За утайку невесты дворянам сулили великую опалу и казнь. При русском бездорожье всероссийские смотрины грозили затянуться на много месяцев. Между тем бояре, не ожидая съезда провинциальных невест, привезли во дворец своих дочерей и племянниц. На боярских смотринах царю сосватали Анастасию, дочь окольничего Романа Юрьевича Захарьина. Отец царской невесты был ничем не примечательным человеком. Зато ее дядя подвязался при малолетнем Иване в качестве опекуна, так что великий князь знал семью невесты с детства. Родня царя Глинские не видели в Захарьиных опасных для себя соперников и не противились избранию Анастасии.

В 1547 году Иван Грозный венчался на царство и женился на Анастасии, набожной, смиренной, умной, в последствии своими положительными качествами хорошо повлиявшей на государя.

Первый брак Ивана длился 13 лет. В этом браке у царя было шестеро детей, но только двое остались живы. Его дочери — царевны Анна и Мария — умерли, не достигнув года. Третьим ребенком был царевич Дмитрий. Когда ему минуло шесть месяцев, родители повезли его на богомолье в Кириллов монастырь. На обратном пути младенец погиб из-за нелепой случайности. Передвижения наследника сопряжены были со сложной церемонией. Няньку, несшую ребенка, непременно должны были поддерживать под руки двое знатнейших бояр. Во время путешествия из Кириллова царский струг пристал к берегу, и торжественная процессия вступила на сходни. Сходни перевернулись, и все оказались в реке. Ребенка, выпавшего из рук няньки, тотчас достали из воды, но он был мертв. Так погиб старший из сыновей Грозного, царевич Дмитрий I. Второго сына, царевича Ивана, Анастасия родила 28 марта 1554 г. Еще через два года у нее родилась дочь Евдокия. Сын выжил, а дочь умерла на третьем году жизни. Третий сын — царевич Федор — родился в царской семье 31 мая 1557 г. Здоровье Анастасии было к тому времени расшатано, ее одолевали болезни. Младенец оказался хилым и слабоумным. Частые роды истощили организм царицы, она не дожила до 30 лет. В 1560 году жена Ивана IV, Анастасия, умирает. Вдовец очень переживает смерть жены и ссорится с боярством.Анастасию похоронили в Вознесенском монастыре, в Кремле.

Перемены, происшедшие после смерти Анастасии, связаны были с внешними обстоятельствами, с разрастанием политического кризиса. Однако современники сочли возможным связать эти перемены с переменами в царской семье. И все-таки царь был привязан к первой жене и всю жизнь вспоминал о ней с любовью и сожалением. На похоронах ее Иван рыдал и «от великого стенания и от жалости сердца» едва держался на ногах. Неделю спустя после смерти Анастасии Макарий и епископы обратились к царю с неожиданным ходатайством. Они просили, чтобы царь отложил скорбь и женился ранее. За заботами о нравственности Ивана скрывался политический расчет. При дворе было много людей, недовольных засильем Захарьиных. Все они надеялись на то, что родня новой царицы вытеснит из дворца Захарьиных, родню умершей Анастасии.

Второй брак Грозного был скоропалительным. Не добившись успеха в Польше и Швеции, царские дипломаты привезли царю невесту из Кабарды. Невеста — княжна Кученей, дочь кабардинского князя Темир-Гуки, — была очень молода. Сначала Мария, не зная ни слова по-русски, не понимала того, что говорил ей муж. Но потом она выучила язык и даже подавала царю кое-какие советы (об учреждении стражи наподобие той, которая была у горских князей, и пр.). Мария Черкасская родила царю сына, нареченного Василием. Но сын умер в младенчестве. Ходили слухи об отравлении Марии Черкасской. Но эти слухи легендарны. Перед кончиной Мария в 1569 г. ездила с мужем в Вологду и там заболела. Известия о «заговоре» в Новгороде принудили Ивана поспешить в Москву. Больную жену он доверил везти за собой боярину Басманову. Путь был труден и долог. Больную Марию привезли «по наказу» в Александровскую слободу, где она вскоре и умерла.

Во время смотрин 1570-1571 гг. государь выбрал сначала Марфу Собакину, а после ее скоропостижной смерти — Анну Колтовскую. Обе царские невесты были коломенскими дворянками. Четвертый брак был заключен царем в нарушение всех церковных правил. Духовенство не смело перечить самодержцу. Как значилось в решении Священного собора, церковь разрешила царю брак «ради его теплого умиления и покаяния». Собор принял решение наложить на государя епитимью. В течение года ему запрещалось входить в церковь, исключая праздник Пасхи. Во второй год ему надлежало стоять в церкви с грешниками, на коленях. Лишь на третий год монарх мог молиться вместе с верующими и принимать причастие. Колтовские были вовсе не знатными дворянами. Отец царской невесты «в полону умер», так что она была сирота. У нее не было могущественных покровителей, а потому никто из ее ближайших родственников не получил боярского титула. Грозный благоволил к своей молодой супруге. Доказательством тому служило его завещание. В случае смерти мужа Колтовская должна была получить удельное княжество со столицей в древнем Ростове.

Колтовские не прижились при дворе, а красоты и свежести Анны оказалось недостаточно, чтобы усидеть на троне среди бурь, сопровождавших отмену опричнины. Свадьбу отпраздновали не ранее апреля 1572 г., а в сентябре царица приняла постриг. Брак продолжался менее полугода.

Будучи глубоко религиозным человеком и претендуя на роль высшего судьи как в мирских, так и в церковных делах, Иван IV, по-видимому, не мог избавиться от мысли о незаконности четвертого и последующих браков и с удивительной легкостью расторгал их. В монастырь были отправлены сначала Анна Колтовская, а потом и пятая жена — Анна Васильчикова.

Семейную жизнь государя определяла большая политика. Отношение Грозного к женам отразилось в заупокойных вкладах. Высшее духовенство не одобряло беззаконные браки государя, но обличать его не смело. Браки царя не были браками по чувству. Его семейная жизнь была открыта для политических бурь. Оттого подданные не успевали рассмотреть лица цариц, которых приводили во дворец временщики.

Всю жизнь великий государь избегал вдовства. Он верил, что только в браке может спастись от греха прелюбодейства, блуда. Самодержец вел жизнь, которая неизбежно должна была подорвать его могучий организм. Он все чаще болел, искал врачей по всей Европе. Но врачи не могли помочь ему. Задумав в очередной раз жениться, он не решился устраивать новые смотрины, наподобие опричных смотрин 1570-1571 гг., а положился на вкус последнего временщика — всесильного Афанасия Нагова, сына боярина Федора Нагова. Афанасий сосватал государю свою племянницу Марию. В браке с Наговой у Грозного родился сын Дмитрий. Он страдал жестокой эпилепсией. Дитя седьмого брака, царевич был, по церковным представлениям, незаконнорожденным. Но пока жив был его отец, никто не смел сказать об этом вслух.

Конец династии Рюриковичей

В конце жизни у Ивана IV оставалось трое сыновей. Старший, Иван Иванович, в отличие от больного отца был полон сил и энергии. Он показал себя храбрым на поле боя и смышленым государственным деятелем. Интриганы при дворе нашептывали царю, что наследник любим народом, что все ненавистники царя надеются на его приход к власти. Это еще более раздражало царя. Между отцом и сыном часто вспыхивали ссоры. Иван IV вмешивался в личную жизнь сына, оскорблял его жену и однажды побил ее. Наследник вступился за честь жены и пытался схватить отца за руки. Тогда тот нанес сыну смертельный удар тяжелым, окованным железом посохом. Через некоторое время Иван Иванович скончался. Тем самым царь сам подсек на корню династию Рюриковичей. У следующего его сына — болезненного и богомольного Федора (1557—1598) не было детей. А еще один сын — малолетний Дмитрий (1582—1591) был рожден от седьмой по счету жены царя боярыни Марии Нагой и имел мало прав на трон. На основе вышесказанного мы делаем вывод, что царь сам создал в государстве кризис власти и предпосылки для будущих схваток за престол. Царь пережил убитого сына ненамного. В начале 1584 г. его здоровье ухудшилось, тело стало пухнуть. По Москве ходили слухи, что фавориты Ивана IV Вельский и Годунов изводят царя отравой. Иван Грозный предложил находившемуся при нем Борису Годунову сыграть в шахматы. Царь и Годунов сели за столик. Рядом никого не было. Годунов остался с больным царем один на один. Вдруг раздался крик. Когда дворцовые слуги вбежали в палату, царь бездыханный лежал на полу. После смерти Ивана IV царский престол перешел к его 27-летнему сыну Федору. Это был тихий и богобоязненный человек. Он ненавидел жестокость и насилие, предпочитал проводить время в молитвах, за книгами, в беседах с учеными монахами, но бедой было то, что многие дела он передоверял боярам, любимцам отца, в первую очередь Вельскому и Годунову. А ведь это были люди, которые выдвинулись при Грозном на опричных казнях, душегубстве, мрачных дворцовых интригах. Сразу же после смерти монарха за спиной тихого Федора началась жестокая борьба за власть между фаворитами, различными боярскими группами. Все большее преимущество в этой борьбе получал напористый, энергичный, умный и беспощадный Борис Годунов. Он пользовался тем, что его сестра была женой царя и стремительно оттеснял своих соперников. Довольно скоро Годунов добился устранения от дел Вельского. Опасность для всемогущего боярина представлял и маленький царевич Дмитрий. Ведь кому-то могла прийти мысль, что слабого и нездорового Федора можно заменить маленьким Дмитрием. А это означало бы, что влиянию Годунова мог прийти конец. Наконец, после смерти болезненного Федора Дмитрий официально мог взойти на престол. Дмитрия вместе с матерью услали из Москвы в Углич, который по старой традиции дали ему в удел. Годунов продолжал оттеснять от трона других родовитых бояр. Отправлены в ссылку братья Шуйские, а герой обороны Пскова Иван Шуйский в ссылке был умерщвлен. Потом наступила очередь бояр Романовых, родственников первой русской царицы Анастасии Романовой. Поставил Годунов своего человека и на высший церковный пост. В 1589 г. в России было утверждено патриаршество. Первым русским патриархом стал ставленник Годунова Иов. На правление царя Федора Ивановича приходится дальнейшее закрепощение русского крестьянства, ухудшение положения холопов. Теперь режим «заповедных лет», запрета переходов крестьян, который действовал в некоторых уездах, распространился на всю страну. В 1597 г. правительство Федора — Годунова ввело «урочные лета». В случае если раньше бежавшего на новые земли крестьянина искали бессрочно и могли в любое время вернуть владельцу, то теперь срок сыска устанавливался в пять лет. В случае если крестьянина не обнаруживали за это время, он оставался жить на новом месте. А вот положение холопов стало намного хуже. Теперь они не могли освободиться от хозяина, если пошли в холопство за долг и готовы были отдать его. Они навечно становились холопами. В случае если раньше человек добровольно шел в холопы к хозяину и при первом удобном случае мог освободиться, то теперь после шести месяцев службы он оставался холопом также навеки. Молва связывала все эти законы с именем Бориса Годунова, которого все более ненавидели в народе. К тому же ему приписывали еще один страшный грех — убийство малолетнего царевича Дмитрия, который погиб при загадочных обстоятельствах в 1591 г. Его нашли с перерезанным горлом в собственном дворе в Угличе. Ниĸҭо не видел, что приключилось с царевичем. Когда люди сбежались на крик няньки, он был уже мертв. Толпа горожан расправилась с людьми, ответственными за охрану Дмитрия, но Годунов жестоко подавил восстание. Он прислал в Углич специальную комиссию, которая, разобрав все обстоятельства гибели царевича, пришла к выводу, что Дмитрий зарезался сам, играя в «ножички». Царь Федор Иванович скончался 7 января 1598 г. Династия Рюриковичей прекратила свое существование в России. Царица Ирина довольно скоро постриглась в монахини. Русский трон оказался свободным

Род Рюриковичей сыграл огромную роль в развитии и становлении Российского государства. За время их правления на Руси возросло влияние великокняжеской власти. В течение почти семи с половиной веков династия Рюриковичей не только создала, но сберегла и укрепила Русь. Были завершены все те начинания основы, которых были заложены в начальный период правления Рюриковичей. Их наследие было преумножено. Результатом этого стало существование сильного независимого государства, способное выстоять в самых трудных условиях. Русь превратилась в Россию, а великий князь московский стал Государем Всея Руси. Самодержавие стало как бы необходимой принадлежностью России, её единственным государственным уставом вплоть до двадцатого века.





Дата публикования: 2015-10-09; Прочитано: 3169 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.009 с)...