Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Музыка Средних Веков

Собственно, Европа, как мы ее знаем, это и есть территория, окультуренная Римом; недаром, латынь оставалась языком церкви и учености вплоть до XVI-XVII веков. Когда Римская Империя перестала существовать в 476 году, Европу объединяло только христианство. Религиозным центром остался Рим, но теперь вместо цезарей там находился Папа Римский, глава христианства и прямой наследник Святого Петра.
Политическим и культурным центром Европы стал Париж. А рассеянные по всей Европе крепости-монастыри были очагами и хранилищами культуры.

История известной нам европейской музыки началась с появления нот, которые приобрели более или менее современный вид благодаря монаху Гвидо Аретинскому где-то в XI веке.

В полном соответствии с матриархатом, первый композитор, о жизни которого нам что-то известно - женщина; а не просто женщина, а святая - Хильдегарда фон Бинген (1098-1179).
Родилась она одновременно с началом первого Крестового похода в большой аристократической семье; но ребенком была болезненным, и когда ей исполнилось восемь лет, ее - от греха подальше - отдали в монастырь. Там она и провела всю оставшуюся жизнь.
Жизнь в монастыре пошла ей на пользу; она стала неформальной настоятельницей, написала массу книг по биологии, теологии, ботанике, медицине, писала литургические тексты, поэмы и музыку; более того - ездила в гастроли с проповедями и стала настолько известной, что с ней переписывались аж два римских папы и наставник тамплиеров Бернар Клервосский. А поскольку она с детства видела видения, в которых ей открывались тайны горнего мира, то и музыку она писала, напрямую имея в виду гармонию надзвездных сфер. В итоге она была заслуженно названа Хильдегардой Благословенной и причислена к лику святых.

Но Хильдегарда фон Бинген - исключение. Мы знаем о ней не потому, что она композитор, а потому что она святая - а святым тогда уделялось значительно больше внимания.

Времечко вообще было веселое. Один за другим бойко шли крестовые походы - а по всей Европе строились огромные готические соборы, и одним из первых и величайших был Нотр-Дам, естестественно, в Париже. Его называли "приходской церковью всех королей Европы".
Он строился во второй половине XII века, и был еще недостроен, а музыка в нем уже звучала - и какая! Такой раньше не было - под титаническими сводами готических соборов музыка звучала по-другому, и писать ее нужно было как-то по-новому.
И первыми, кто писал музыку для Нотр-Дама, были два композитора: одного звали Леонен, а другого - Перотен.

Конечно и музыка, и композиторы существовали и до Хильгарды с Леоненом-Перотеном - просто мы не знаем их имен и не можем расшифровать их ноты. Более того, мы говорим о церковной музыке - а существовала же и просто музыка, вне церкви. Но получилось так, что именно церковь записывала и собирала нотные манускрипты, поэтому нот нецерковной музыки сохранилось не так уж много.

Тысячу лет назад и сама Европа была немного другой. Там, где сейчас юг Франции и север Испании, располагалась страна Окситания (чудесное название, оно происходит от слова "Ок", то есть по-местному - "да"), со своим языком и культурой, и эта страна была значительно цивилизованасеверян.
В начале XIV века, воспользовавшись религиозным поводом - альбигойской ересью - северные бароны, сильно завидовавшие преуспеянию своих южных соседей, учинили крестовый поход против своих же, и Окситания формально перестала существовать - хотя жители тех краев до сих считают себя отдельной нацией. Так вот, именно там, в Окситании, процветала традиция трубадуров и труверов, идущая из совсем древних времен.

Трубадуры воспевали рыцарские идеалы, честь и идеальную любовь; и ребята они были непростые - к их цеху принадлежал алхимик Раймон Луллий, автор первого романа о ГраалеВольфрам фон Эшенбах, короли и князья. Большинство трубадуров было, конечно родом попроще - зимой они учились, а теплое время проводили при дворе своих высокородных покровителей.
Одним из первых известных нам трубадуров был Маркабрю из Гаскони, живший в начале XII века; Тип был специфический, он писал песни на особом языке, понятном только посвященным, мрачно отзывался о женщинах и любви, путешествовал от двора к двору, нигде надолго не задерживаясь; в общем, прообраз всех романтиков.

Но вернемся на север.
Жеан де Лескурэль, сын парижского купца, учился музыке в том же Нотр-Дам де Пари, но, несмотря на всю свою музыкальность, был повешен в самом начале XIV века вместе с еще тремя клериками за "разгул и преступления против женщин". Правосудие, правда, тогда было специфическим - через три года после казни де Лескуреля, король Франции Филипп Красивый безо всякого повода, кроме желания немного поправить свои финансовые дела, сначала арестовал, а потом и сжег всех тамплиеров, до которых сумел добраться.
Так что сложно сказать - за что именно повесили популярного композитора; но современники его ценили настолько высоко, что включили его музыку в главный нотный манускрипт той эпохи.

И Филиппа де Витри (1291-1361), жившего в первой половине XIV века, считали величайшим музыкантом своего времени. Он родился в Париже, окончил университет, и как многие образованные люди занимался всем сразу - был и композитором, и политическим деятелем, и солдатом, а под конец жизни - даже епископом. Но более всего он известен тем, что написал трактат о музыке "Арс Нова" ("Новое Искусство"), давший название целой эпохе - и, в частности, в нем изобрел современную нотную запись.
Петрарка сказал нем: "Великий философ и искатель истины".

Девятью годами позже Филиппа де Витри родился другой гений Средневековья - Гийом де Машо.
Гийом де Машо был одновременно гениальным музыкантом и гениальным поэтом; о нем говорили: "последний великий поэт, писавший музыку". Поэты, вплоть до Чосера, восхищались им и подражали ему, а репутация его как композитора внушала восхищение и через сто лет. Попросту говоря, де Машо - самый известный композитор XIV века; и, кстати, он считается последним представителем традиции труверов.
Будучи секретарем Иоанна I, графа Люксембурга и короля Богемии, де Машо объездил всю Европу, а в преклонные года, уже заработав себе славу великого композитора, вернулся к себе на родину, в город Реймс, сочинять музыку и приводить в порядок свои манускрипты.

А времечко было специфическое. Сначала от Великого Голода вымерла одна десятая населения Северной Европы, потом в 1333 началась Столетняя война (продлившаяся в итоге сто пятьдесят лет), а через несколько лет началась чудовищная эпидемия чумы, Черная Смерть, унесшая жизни почти 70% населения Европы. И если что-то и поддерживало страсть к жизни, то это была музыка.

Народная мудрость гласит: "все хорошее когда-нибудь да кончается"; подошло к концу и средневековье.
Начался XV век и вместе с ним новая эпоха: Ренессанс или, по русски, Возрождение. Катастрофы минувшего века заставили людей по-иному посмотреть на жизнь; они присмотрелись к этой самой жизни - и решили, что она все-таки хороша.


Дата публикования: 2015-10-09; Прочитано: 173 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.013 с)...