Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Художественная культура средневековой Западной Европы и Древней Руси



Тема 9. Избранные Богом, или О том, как возникла вторая мировая религия (2 ч)

Проблемы. Палестина в истории цивилизаций и в истории культуры. Древнееврейские племена и основание древнееврейского государства на территории Палестины. Проблема избранности сынов Израилевых и начало их ветхозаветной истории. Моисей и его миссия. Отсутствие доказательств историчности Моисея, его библейская биография. Избранность Моисея и начало исхода сынов Израилевых из Египта. Переход израильтян через Чермное (Красное) море и другие чудеса, явленные Богом через Моисея. Синайское законодательство и появление Священного Писания, или Закона Божия. Десять заповедей, или «Скрижали Завета», их общечеловеческий, нравственно-этический смысл. Скиния, или походный храм, у стана Израильского. Устройство, значение внутреннего деления на три части, их религиозное содержание. Сорокалетнее странствие израильтян по пустыне. Медный Змий. Наставление Моисея: «Не забывать Господа и жертвоприношение». Смерть Моисея. Иисус Навин и вступление израильтян в Землю обетованную.

Взаимоотношения израильского народа с соседями. Влияние язычества и нарушение израильтянами Закона Божия. Покорение их соседними племенами как наказание за грехи. Первые судьи (Гедеон, Самсон) и первые цари (Самуил, Давид). Основание Давидом своего престола в Иерусалиме. Творчество Давида (псалмы, или божественные гимны, художественные достоинства и высокая поэтичность их языка). Избранничество Давида. Царь Соломон. Его мудрость и притчи. «Соломоново решение», или «Притча о двух матерях». Строительство храма в Иерусалиме, его устройство, пышность и богатство. Конец золотого века, разделение земли Ханаанской на Израиль и Иудею. Вавилонское пленение иудеев и плач пророка Иеремии. Возвращение иудеев из плена вавилонского и построение второго иерусалимского храма.

Законы природы и Промысл Божий. Богословское понимание Бога как вечного и неизменного единства трех сущностей (ипостасей) — Бога Отца, Бога Сына и Бога Святого Духа. Разработка теории спасения человечества через Мессию. 400-летний промежуток между ветхозаветной и новозаветной историей. Новый Завет — свод религиозных текстов, созданных христианством в процессе становления и официально одобренных церковью. Повествовательные книги Нового Завета: Евангелия от Матфея, Марка, Луки, Иоанна. Происхождение, смысл, истолкование имени Иисуса Христа. Вопрос о его историчности.

Основные предвестия и деяния Иисуса Христа в повествованиях евангелистов (Благовещение, Рождество в Вифлееме, поклонение волхвов, избиение младенцев и бегство в Египет, Возвращение в Галилею, Крещение Иисуса Христа в водах Иордана Иоанном Крестителем, избрание апостолов и начало проповеднической деятельности, Преображение, Въезд Иисуса Христа в Иерусалим и начало Страстной недели, Тайная вечеря, предательство Иуды, осуждение Синедрионом на смертную казнь, Суд Понтия Пилата, Несение и Воздвижение креста, Распятие, Положение во гроб, Снятие с креста, Воскресение). Сорок дней земного бытия Иисуса Христа после Воскресения и Сошествие Святого Духа на апостолов.

Основные проблемы христианской морали — идеал человека и свобода личности, нравственность, долг и совесть как этические категории. Вопрос о смысле жизни. Нагорная проповедь и основные заповеди Иисуса Христа (не убивай, не противься злому, просящему у тебя дай, люби ближнего своего, чти отца своего и мать свою). Их преемственность с законами Моисея и новый, общечеловеческий гуманистический смысл.

Художественные памятники. Библия. Основные сюжеты жизни Моисея и Иисуса Христа.

Тема 10. Взгляд сквозь небо, или О том, как воплощается картина мира в христианском храме (2 ч)

Проблемы. Рассеяние апостолов и начало распространения христианства среди язычников. Преследования и пытки христиан при императоре Нероне и Диоклетиане. Первые мученики и святые (святой Варфоломей, святой Себастьян, святая Варвара, святая Параскева Пятница и др.). Зарождение и развитие христианского искусства. Миланский эдикт 313 г. и признание христианства государственной религией.

Ведущее значение культовой архитектуры в художественной системе Средневековья и пути формирования христианского храма (древнееврейская скиния, подземные катакомбы, храмы-базилики). Крест — символ христианства и основа плана христианских храмов. Трактовка храма как символа гармонии небесного и земного до грехопадения человека и процесса его очищения через жертвенную миссию Иисуса Христа. Новое понимание храма не как жилища Бога, а как места общения с Ним. Воплощение образа Царства Божия в архитектурной символике храма. Четыре стены — четыре части света, три части храма (притвор, храм, алтарь) — единство телесного и духовного, восточная часть — область света, страна живых, западная — страна мертвых. Сакральное понимание процесса строительства храма не снизу вверх, от фундамента к куполу, а сверху вниз, подобно Богу, сотворившему небо и простершему его над землей. Трактовка внутреннего пространства храма как расширяющегося в стороны и вверх, невозможность охватить его с одной точки. Символика движения и особенности освещения внутреннего пространства христианского храма. Купол как символ небесного свода. Формирование крестово-купольной системы христианского храма.

Католицизм и особенности развития художественной культуры Западной Европы. Раздробленность, разбросанность художественных центров, разработка первых общеевропейских стилей — романского и готического, пронизывающих все сферы художественной культуры. Особенности романского стиля в облике католических церквей. Открытие каркасной системы и появление готического стиля. Возможность широкого использования витражного цветного стекла.

Значение западного портала собора как художественной модели мироздания и его особенности (готическая «роза», «ряд королей», перспективный портал). Трактовка готического храма как символа устремленности к Богу. Место скульптуры в храмах католической ветви христианства.

Художественные памятники. Росписи римских катакомб и формирование христианской символики (Орфей — Христос, Амур и Психея — бессмертие души, венок — символ победы над смертью, рыба — тайная запись имени Иисуса Христа). Плафон крипты Луцианы, катакомбы Петра и Марцелина, катакомбы Присциллы. Базилика Санта-Мария Маджоре и начало разработки христианского храма.

Собор Святой Софии в Константинополе — выдающийся образец византийской крестово-купольной архитектуры.

Романский стиль в архитектуре. Аббатская церковь в Ахене, собор Нотр-Дам в Пуатье, собор в Пизе, их конструктивные и художественные особенности (крестообразный план, утяжеленные пропорции, толстые стены, наличие контрфорсов, узкие окна). Религиозные композиции в романской скульптуре Средних веков («Страшный суд», «Ева» церкви Сен-Лазар в Отене).

Готический стиль в архитектуре. Собор Парижской Богоматери, собор в Шартре, собор в Реймсе, собор в Страсбурге — наиболее яркое воплощение различных этапов развития французской готики. Интерес к обыденной жизни и личности человека в скульптуре готики (скульптурная группа «Встреча Марии с Елизаветой» собора в Реймсе, рельефы «Сеятель», «Жнец» собора в Амьене). Зарождение скульптурного портрета (скульптурная группа «Эккегард и Ута» собора в Наумбурге).

Тема 11. Выбор веры, или О том, как язычники Древней Руси стали христианами (2 ч)

Проблемы. Славянские племена до принятия христианства. Язычество древних славян. Пантеон их богов — Сварог, Хорс, Даждьбог (солнечные божества), Перун (бог грозы), Велес (покровитель скотоводства). Мокошь (Макошь) — единственное женское божество в пантеоне древнеславянских племен, покровительница женских работ (прядения и ткачества). «Низшая мифология» славян — леший, водяной, полудница, роженица. Образ русалки — обобщение древнеславянских водяных духов (берегинь, водяниц). Трудность изучения и реставрации древнеславянской мифологии, ее отражение в цикле древнерусских былин.

Распространение христианства на территории древнеславянских племен. Осознание необходимости принятия новой религии как предпосылки дальнейшего развития государственности. «Повесть временных лет» о выборе веры. Официальное признание христианского мировоззрения и закрепление его законодательными актами. Крещение Руси в 988 г. Взаимодействие христианства и язычества (с одной стороны, трансформация языческих верований и обычаев в христианскую мифологию и обрядность, с другой — преследование язычников и уничтожение их материальной культуры — капищ, идолов, музыкальных инструментов). Значение принятия христианства в историческом развитии духовной культуры России.

Архитектура — один из ведущих видов искусства в художественной культуре Древней Руси. Религиозное, историческое и эстетическое содержание древнерусской архитектуры, ее взаимосвязь с русской природой. Архитектурные формы древнерусских храмов, их историческое развитие от купольных к шатровым. Тесная связь древнерусской архитектуры и народного быта (деревянная крестьянская изба (сруб) и квадратные в плане одноглавые церкви, русское военное оружие и шлемовидные купола, кокошники как элемент женской одежды и архитектурное украшение, шатер в древнерусской архитектуре). Древнерусская архитектура и национальная история.

Художественные памятники. Связь именования храмов и соборов с церковными праздниками и культом святых. Византийские традиции в соборе Святой Софии в Киеве. Романские влияния в архитектуре Владимиро-Суздальской Руси (Дмитриевский и Успенский соборы во Владимире, церковь Покрова на реке Нерль). Своеобразие архитектуры Новгорода (собор Святой Софии, церковь Спаса на Нередице и церковь Спаса Преображения на Ильине улице). Строительные идеи мастеров Возрождения в ансамбле Московского Кремля (Архангельский собор, Успенский собор, Благовещенский собор, колокольня Ивана Великого). Образцы шатровой архитектуры (церковь Преображения на острове Кижи, церковь Вознесения в селе Коломенском). Историзм русской архитектуры (церковь Вознесения — память рождения царя Ивана IV Грозного, собор Василия Блаженного в Москве — памятник взятия Казани).

Тема 12. Духовное делание, или О том, как человек Средневековья постигал смысл жизни (2 ч)

Проблемы. Человек и его место в мире — главная тема древнерусской художественной культуры. Восприятие мира как единого целого, как взаимодействие временного и вечного. Отражение этих идей в древнерусской литературе и древнерусской живописи. Византийские традиции в древнерусской литературе. Распространение житийного жанра, его назидательный и дидактический характер. Формирование постоянного героя житийной литературы — мученики и праведники, претерпевшие гонения за веру. Канонические черты построения житийного рассказа или повести (описание родины и благочестивых родителей, предсказание о чудесном рождении и будущей святости, ее первые проявления, отказ от богатства и мирской жизни, решительный поворот на путь духовного смирения, гонения, искушения и насмешки, кончина и посмертные чудеса). Заимствование повествовательных схем из книг Ветхого и Нового Завета, например мотив блудного сына. Простой, доступный и проникновенный язык подобных повествований. Насыщение рассказа достоверными деталями, придающими убедительность.

Житийные иконы Древней Руси. Их сюжетная связь с житийной литературой. Изображение образа святого в центре иконы, рассказ о его жизни в сюжетах клейм. Правила чтения житийной иконы: от левого верхнего угла по горизонтали слева направо. Повторяемость сюжетов клейм в соответствии с каноном житийной литературы. «Историзм» портретной галереи житийных икон русских святых.

Жизнь и труды Сергия Радонежского как пример духовного делания. Разработка его духовного образа в слове и иконе.

Художественные памятники. Образцы древнерусской литературы («Житие и деяния человека Божия Алексия», «Легенда о Георгии Победоносце», «Житие Сергия Радонежского» Епифания Премудрого). Образцы житийной иконы («Параскева Пятница в житии», «Николай Угодник в житии», «Борис и Глеб в житии», «Сергий Радонежский в житии» и др.).

Тема 13. «Умозрение в красках», или О том, как и что рассказывает религиозная живопись (2 ч)

Проблемы. Средневековая религиозная живопись, ее связь с христианским мировоззрением. Значение и место изображения в пространстве храма. Последовательность сюжетов, их расположение в соответствии с храмовым каноном (купол — Христос Вседержитель, окруженный серафимами; подкупольный барабан — апостолы; паруса — евангелисты, стены — святые, деятели церкви, сюжеты из жизни Иисуса Христа и притчи). Мозаика и фрески как основная техника средневековой церковной живописи.

Картина и икона. Задача картины — запечатлеть окружающий мир, задача иконы — помочь молитве обращающегося к Богу. Роль Византии в разработке эстетики и символики средневековой иконы. Иконоборчество в истории религиозного искусства.

Православная икона, ее догматическое содержание. Понятие иконописного канона как непреложного, незыблемого и вечного. Особенности трактовки времени, пространства, объема, света и цвета в иконе. Противоречие между эстетическим началом (красота иконы) и религиозным чувством (молитва). Догматический смысл иконы как предмета культа (таинственно содержит в себе присутствие того, кого она изображает; священные события и праздники показывают не событие (как это было), а то, что оно означает в своей глубине; иконы святых лиц передают не характерные черты святого, а духовное состояние, в котором пребывает святой в небесной жизни).

Художественно-образная основа иконы как предмета искусства; ее композиционные особенности (обратная перспектива, множественность точек зрения, разномасштабность, разновременность, рассеянное освещение, плоскостность и отсутствие объема). Темы и сюжеты древнерусской живописи — жизнь Иисуса Христа, Богоматери, наиболее чтимых святых (Параскевы Пятницы, Николая Угодника и др.). Символика цветов в изображении Богоматери (голубой — чистота, невинность; красный — одежда цариц).

Иконостас как русское явление. Его догматический смысл, структура, художественные особенности. Историческое развитие иконостаса от алтарной преграды к многоярусной стене. Трактовка ее как преграды, одновременно разделяющей и объединяющей два мира — земной и Божественный, дольний и горний, непознаваемая сущность Троицы и познаваемый мир. Главная идея иконостаса — становление церкви во времени. «Чтение» иконостаса сверху вниз и снизу вверх. Последовательность рядов, или чинов, от верхнего ряда (праотеческий, пророческий, праздничный, деисусный, местный). Царские врата в иконостасе и их значение. Живописная символика и расположение сюжетов царских врат («Тайная вечеря», «Благовещение», «Евангелисты»).

Единство православного храма и русского иконостаса. Повторение в структуре иконостаса символики храма. Общность философско-религиозной идеи — выразить порядок и предопределенность движения Божественного Откровения к человеку и восхождение человека по пути познания Бога и личного спасения. Иконостас Благовещенского собора Московского Кремля и его значение в русском религиозном искусстве.

Место иконы в истории художественной культуры России. Преимущественная имперсональность древнерусского искусства, отношение иконописца к собственному труду как к духовному подвигу (соблюдение поста и творение молитв перед началом работы). Красота и чудотворность иконы — одно из условий сохранения имени древнерусского художника в истории церкви. Причисление его к лику святых.

Конец XIV — начало XVI в. — «золотой век» в истории древнерусской живописи. Ведущая роль Москвы, вобравшей достижения художественной культуры Киева, Владимира, Новгорода, Пскова. Расцвет духовной жизни вокруг Москвы — строительство храмов, монастырей, средоточие книжных богатств. Понимание духовности как возвышающей и объединяющей силы в творчестве ведущих иконописцев того времени Феофана Грека, Андрея Рублева, Дионисия.

Художественные памятники. Фрагменты мозаик и росписей собора Святой Софии в Киеве. Феофан Грек и его росписи в церкви Спаса Преображения на Ильине улице в Новгороде. Образ Христа Пантократора, серафимов и ветхозаветных праведников в подкупольном пространстве. Сохранившиеся фрагменты фресок, изображающих Богоматерь и ангелов с трубами на сводах и стенах. Философские идеи в цикле росписей придела Святой Троицы на хорах церкви Спаса Преображения на Ильине улице в Новгороде. Образ центрального ангела, олицетворяющего Иисуса Христа. Отражение идеи отрешенности от мира и устремленности к Богу в образах столпников (Даниила, Симеона Старшего) и отшельников (Макария Египетского). Особенности новгородской живописи (красновато-коричневый колорит, золотой ассист, пробела). Работа Феофана Грека в Москве. Иконостас Благовещенского собора Московского Кремля.

Андрей Рублев, его выдающееся значение в древнерусском искусстве. Фрески и иконы в Успенских соборах во Владимире, в Звенигороде, Москве. Икона «Троица» — самое совершенное произведение Андрея Рублева. Отражение в нем взглядов Сергия Радонежского о единстве и согласии, о прекращении междоусобиц, об объединении русских земель. Многозначность смыслов иконы «Троица» — догматический, социально-исторический, эстетический. Догматическое содержание иконы «Троица» и ее художественное решение. Символика деталей (иконные горки, светозарные палаты, древо жизни, жертвенная чаша). Свет и цвет в живописном строе иконы.

Дионисий — третий великий мастер древнерусской живописи. Цикл росписей церкви Рождества Богоматери в Ферапонтовом монастыре — единственный сохранившийся образец его наследия.

Тема 14. Божественное песнопение, или О том, как славили Бога в Средние века (2 ч)

Проблемы. Музыка в системе искусств Средневековья, ее место в богослужении. Связь слова и музыки в псалмах царя Давида. Аврелий Августин о противоречиях в восприятии религиозной музыки.

Музыка в художественной культуре Византии и ее роль в дворцовом церемониале византийских императоров. Пышность, яркость и красочность одеяний музыкантов, разнообразие оркестровых сочетаний, золотой блеск духовых инструментов. Церковные песнопения, их связь с церковной поэзией — «гимнографией». Роман Сладкопевец — крупнейший лирический поэт, создатель поэтической формы «кондак». «Рождественский кондак». Иоанн Дамаскин, по прозванию «златострунный», крупнейший поэт-гимнолог, создатель канона — двустишия, выражающего основную мысль. Причисление его имени к лику святых.

Продолжение византийских традиций в музыке Древней Руси, ее значение как части синтетического религиозного действа. Особенности православной церковной музыки — преимущественно хоровое пение. Отсутствие музыкальных инструментов. Звучание человеческого голоса и храмовое пространство.

Художественные памятники. Образцы церковной музыки по выбору.





Дата публикования: 2015-10-09; Прочитано: 470 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.012 с)...