Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Вокальные произведения



Кантаты. В течение долгого периода своей жизни каждое воскресенье Бах в церкви Св. Фомы руководил исполнением кантаты, тема которой выбиралась согласно лютеранскому церковному календарю. Хотя Бах исполнял и кантаты других композиторов, в Лейпциге он сочинил как минимум три полных годовых цикла кантат, по одной на каждое воскресенье года и каждый церковный праздник. Кроме того, он сочинил некоторое количество кантат в Веймаре и Мюльхаузене. Всего Бахом было написано более 300 кантат на духовную тематику, из которых только 200 дошли до наших дней (последняя — в виде единственного фрагмента). Кантаты Баха сильно различаются по форме и инструментовке. Некоторые из них написаны для одного голоса, некоторые — для хора; некоторые требуют для исполнения большого оркестра, а некоторые — всего несколько инструментов. Однако наиболее часто используемая модель такова: кантата открывается торжественным хоровым вступлением, затем чередуются речитативы и арии для солистов или дуэтов, а завершается всё хоралом. В качестве речитатива обычно берутся те же слова из Библии, что читаются на этой неделе по лютеранским канонам. Завершающий хорал часто предвосхищается хоральной прелюдией в одной из средних частей, а также иногда входит во вступительную часть в виде cantus firmus. Наиболее известными из духовных кантат Баха являются «Christ lag in Todesbanden» (номер 4), «Ein’ feste Burg» (номер 80), «Wachet auf, ruft uns die Stimme» (номер 140) и «Herz und Mund und Tat und Leben» (номер 147). Кроме того, Бах сочинил и некоторое количество светских кантат, обычно приуроченных к каким-либо событиям, например, к свадьбе. Среди самых известных светских кантат Баха — две Свадебных кантаты и шуточная Кофейная кантата и Крестьянская кантата.

· Пассионы, или страсти. Страсти по Иоанну (1724) и Страсти по Матфею (ок. 1727) — произведения для хора и оркестра наевангельскую тему страданий Христа, предназначенные для исполнения на вечернях в страстную пятницу в церквях Св. Фомы и Св. Николая. Пассионы являются одними из наиболее масштабных вокальных произведений Баха. Известно, что Бах написал 4 или 5 пассионов, но только эти два полностью дошли до наших дней.

· Оратории и магнификаты. Наиболее известна Рождественская оратория (1734) — цикл из 6 кантат для исполнения во время рождественского периода литургического года. Пасхальная оратория (1734—1736) и магнификат представляют собой скорее обширные и тщательно проработанные кантаты и имеют меньший размах, чем Рождественская оратория или пассионы. Магнификат существует в двух версиях: изначальной (ми-бемоль мажор, 1723) и более поздней и известной (ре мажор,1730).

· Мессы. Наиболее известная и значимая месса Баха — месса си минор (закончена в 1749 году), представляющая собой полный цикл ординария. В эту мессу, как и во многие другие произведения композитора, вошли переработанные ранние сочинения. Месса никогда не исполнялась целиком при жизни Баха — впервые это произошло только в XIX веке. Кроме того, эта музыка не исполнялась по назначению из-за несоответствия лютеранскому канону (в него входили только Кирие и Глория), а также из-за длительности звучания (около 2 часов). Кроме мессы си минор, до нас дошло 4 коротких двухчастных мессы Баха (Кирие и Глория), а также отдельные части, как Sanctus и Kyrie.

Остальные вокальные произведения Баха включают несколько мотетов, около 180 хоралов, песни и арии.

Геóрг Фри́дрих Ге́ндель (нем. Georg Friedrich Händel, англ. George Frideric Handel; 23 февраля 1685, Галле — 14 апреля 1759, Лондон) — немецкий композитор эпохи барокко, известный своими операми, ораториями и концертами. Он родился в Германии в один год с Иоганном Себастьяном Бахом и Доменико Скарлатти. Получив музыкальное образование и опыт в Италии, он затем переселился в Лондон, а впоследствии стал английским подданным. В число его наиболее знаменитых произведений входят «Мессия», «Музыка на воде» и «Музыка для королевского фейерверка».

Творчество

За свою жизнь Гендель написал около 40 опер («Юлий Цезарь», «Ринальдо» и т. д.), 32 оратории[51], множество церковных хоралов, органных концертов, камерной вокальной и инструментальной музыки, а также ряд произведений «популярного» характера (Water music, «Музыка для королевских фейерверков», Concerti a due cori).

[править]Наследие

[править] Признание

[править] Влияние

[править] Организации и издания

В 1856 году в Лейпциге было создано Генделевское общество (англ. Händel-Gesellschaft) по инициативе ФридрихаHYPERLINK "http://en.wikipedia.org/wiki/Friedrich_Chrysander" HYPERLINK "http://en.wikipedia.org/wiki/Friedrich_Chrysander"ГризандераHYPERLINK "http://ru.wikipedia.org/w/index.php?title=%D0%93%D1%80%D0%B8%D0%B7%D0%B0%D0%BD%D0%B4%D0%B5%D1%80,_%D0%A4%D1%80%D0%B8%D0%B4%D1%80%D0%B8%D1%85&action=edit&redlink=1"[ru] и ГеоргаHYPERLINK "http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%93%D0%B5%D1%80%D0%B2%D0%B8%D0%BD%D1%83%D1%81,_%D0%93%D0%B5%D0%BE%D1%80%D0%B3_%D0%93%D0%BE%D1%82%D1%84%D1%80%D0%B8%D0%B4" HYPERLINK "http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%93%D0%B5%D1%80%D0%B2%D0%B8%D0%BD%D1%83%D1%81,_%D0%93%D0%B5%D0%BE%D1%80%D0%B3_%D0%93%D0%BE%D1%82%D1%84%D1%80%D0%B8%D0%B4"ГотфридаHYPERLINK "http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%93%D0%B5%D1%80%D0%B2%D0%B8%D0%BD%D1%83%D1%81,_%D0%93%D0%B5%D0%BE%D1%80%D0%B3_%D0%93%D0%BE%D1%82%D1%84%D1%80%D0%B8%D0%B4" HYPERLINK "http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%93%D0%B5%D1%80%D0%B2%D0%B8%D0%BD%D1%83%D1%81,_%D0%93%D0%B5%D0%BE%D1%80%D0%B3_%D0%93%D0%BE%D1%82%D1%84%D1%80%D0%B8%D0%B4"ГервинусаHYPERLINK "http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%93%D0%B5%D0%BD%D0%B4%D0%B5%D0%BB%D1%8C,_%D0%93%D0%B5%D0%BE%D1%80%D0%B3_%D0%A4%D1%80%D0%B8%D0%B4%D1%80%D0%B8%D1%85"[15]. С 1858 по 1903 год общество публиковало произведения Генделя (издательство Брейткопф и Хертель). В начале Гризандер самостоятельно издавал произведения композитора, находясь у себя дома, а когда денег не хватало, продавал овощи и фрукты, выращенные в его саду[52]. За 45 лет Генделевское общество издало более ста томов сочинений композитора. Это издание неполное.

В 1882—1939 годах в Лондоне существовало другое Генделевское общество, целью которого было исполнение малоизвестных произведений Генделя, в основном хоровых[15].

Общество Галлевское Издательство Генделя (англ. HallischeHYPERLINK "http://en.wikipedia.org/wiki/Hallische_H%C3%A4ndel-Ausgabe" HYPERLINK "http://en.wikipedia.org/wiki/Hallische_H%C3%A4ndel-Ausgabe"HHYPERLINK "http://en.wikipedia.org/wiki/Hallische_H%C3%A4ndel-Ausgabe"äHYPERLINK "http://en.wikipedia.org/wiki/Hallische_H%C3%A4ndel-Ausgabe"ndelHYPERLINK "http://en.wikipedia.org/wiki/Hallische_H%C3%A4ndel-Ausgabe"-HYPERLINK "http://en.wikipedia.org/wiki/Hallische_H%C3%A4ndel-Ausgabe"Ausgabe) (Галлевское Издательство Генделя, сокращённо HHA), существующее с 1955 года, издало более полное собрание сочинений, сделав основной акцент на критическую оценку творчества: в предисловии всех томов говорится, что издание предназначено для удовлетворения научных и практических нужд[53].

Наиболее известный каталог произведений Генделя (Händel-Werke-Verzeichnis, сокращённо HWV) был опубликован немецким музыковедом Берндом БазельтомHYPERLINK "http://ru.wikipedia.org/w/index.php?title=%D0%91%D0%B0%D0%B7%D0%B5%D0%BB%D1%8C%D1%82,_%D0%91%D0%B5%D1%80%D0%BD%D0%B4&action=edit&redlink=1"[ru] в 1978—1986 годах в трёх томах. В издание вошли все произведения, которым приписывалось авторство Генделя, а также сочинения, авторство которых сомнительно[52]. HWV также содержит фактическую информацию.

Джузе́ппе Домени́ко Скарла́тти (итал. Giuseppe Domenico Scarlatti; 26 октября 1685, Неаполь — 23 июля 1757, Мадрид) — итальянский композитор и клавесинист; провёл бо́льшую часть своей жизни в Испании и Португалии. Его сочинительский стиль оказал большое влияние на музыку эпохи классицизма, хотя он сам жил в эпохубарокко.

Музыка

Лишь часть произведений Скарлатти была опубликована при его жизни. Считается, что Скарлатти сам опубликовал в 1738 году сборник 30 своих самых знаменитых работ Essercizi («Упражнения»). Сборник с восторгом был принят по всей Европе и был отмечен выдающимся музыкальным критиком восемнадцатого века Чарльзом Барни.

Большинство сонат, которые не были опубликованы при жизни Скарлатти, печатались редко и нерегулярно в течение последующих двух с половиной веков. Несмотря на это, его музыка привлекла выдающихся музыкантов, таких как Фредерик Шопен, Бела Барток, Генрих Шенкер и Владимир Горовиц. Сонаты Скарлатти весьма сильно повлияли на русскую школу игры на фортепиано.

Скарлатти написал более пяти сотен сонат, большинство имеют одночастную форму, с неизменяемым темпом и являются образцом старинной двухчастной формы. Современная техника игры на фортепиано испытала сильное влияние этих сонат. Некоторые из них показывают смелую работу с гармонией, которая выражается как в использовании диссонанса и кластеров, так и в неожиданных модуляциях в непараллельные тональности.

Следующие качества характерны для сочинений Доминико Скарлатти:

· На Скарлатти сильно повлияла испанская народная музыка. На это очевидно указывает использование Скарлатти фригийского лада и модуляций тональностей, нехарактерных для европейского музыкального искусства. В том числе и использование в высшей степени диссонансного звучания кластеров как имитации звучания гитары. Иногда он цитировал народные мелодии практически без изменений, что было очень необычно. До Белы Бартока и его современников никто, кроме Скарлатти, не достигал такого резкого звучания фольклорных цитат в своих произведениях.

· Доменико Скарлатти предвосхитил в своей музыке множество элементов формы, текстуры и стиля той музыки, которую позже назовут классицизмом.

· Приём формообразования, когда каждая из двух частей сонаты подходит к определённому поворотному моменту. Исследователь творчества Скарлатти, Ральф Киркпатрик называл этот приём "крестом" («the crux»), иногда этот приём подчеркнут паузой или ферматой. Скарлатти также является первопроходцем в царстве ритма и музыкального синтаксиса: синкопы и пересекающиеся ритмы весьма часто встречаются в его произведениях.

Менее известны сочинения Скарлатти в других жанрах. Среди них - несколько опер, в том числе «Фетида на Скиросе».

Анто́нио Лу́чо Вива́льди (итал. Antonio Lucio Vivaldi; 4 марта 1678, Венеция — 28 июля 1741, Вена) — итальянскийHYPERLINK "http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D0%BE%D0%BC%D0%BF%D0%BE%D0%B7%D0%B8%D1%82%D0%BE%D1%80"композитор, скрипач, педагог, дирижёр, католический священник. Вивальди считается одним из крупнейших представителей итальянского скрипичного искусства XVIII века[1], при жизни получил широкое признание во всей Европе. Мастер ансамблево-оркестрового концерта — кончерто гроссо, автор 90 опер. Вивальди в основном известен благодаря своим инструментальным концертам, в особенности для скрипки. Его наиболее известной работой является серия из четырёх скрипичных концертов «Времена года»[1].

Во французской и английской Википедиях есть подробный список произведений Антонио Вивальди.

Антонио Вивальди - плодовитый композитор. Он является автором 90 оперHYPERLINK "http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%92%D0%B8%D0%B2%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D0%B4%D0%B8,_%D0%90%D0%BD%D1%82%D0%BE%D0%BD%D0%B8%D0%BE"[5], в том числе «Роланд Неистовый» (Orlando furioso), «Нерон, ставший Цезарем» (Nerone fatto Cesare, 1715, там же), «Коронация Дария» (L’incoronazione di Dario, 1716, там же), «Обман, торжествующий в любви» (L’inganno trionfante in amore, 1725, там же), «Фарнак» (1727, там же, позднее также под названием «Фарнак, правитель Понта»), «Кунегонда» (1727, там же), «Олимпиада» (1734, там же), «Гризельда» (1735, театр «Сан-Самуэле», Венеция), «Аристид» (1735, там же), «Тамерлан» (1735, Филармонический театр, Верона), «Оракул в Мессении» (1738, театр «Сант-Анджело», Венеция), «Ферасп» (1739, там же); оратории — «Моисей, бог фараона» (Moyses Deus Pharaonis, 1714), «Торжествующая Юдифь» (Juditha Triumphans devicta Holo-fernis barbarie, 1716), «Поклонение волхвов» (L’Adorazione delli tre Re Magi, 1722) и др.;

Автор более 500 концертов, в их числе:

· 44 концерта для струнного оркестра и бассо континуо;

· 49 кончерти гросси;

· 352 концертов для одного инструмента с сопровождением струнного оркестра и/или бассо континуо (253 для скрипки, 26 для виолончели, 6 для виоль д’амур, 13 для поперечной, 3 для продольной флейт, 12 для гобоя, 38 для фагота, 1 для мандолины);

· 38 концертов для 2 инструментов с сопровождением струнного оркестра и/или бассо континуо (25 для скрипки, 2 для виолончели, 3 для скрипки и виолончели, 2 для валторн, 1 для мандолин);

· 32 концертов для 3 и более инструментов с сопровождением струнного оркестра и/или бассо континуо.

Автор свыше 100 сонат для различных инструментов с сопровождением бассо континуо; светских кантат, серенад, симфоний, Stabat Mater и других церковных произведений.

Одно из самых известных произведений — первые 4 концерта из 8-го опуса, цикла из 12 скрипичных концертов — «Четыре времени года» — ранний образец программной симфонической музыки. Вивальди внёс существенный вклад в развитие инструментовки, он первым применил гобои, валторны, фаготы и другие инструменты как самостоятельные, а не дублирующие.





Дата публикования: 2015-10-09; Прочитано: 714 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.008 с)...