Главная Случайная страница Контакты | Мы поможем в написании вашей работы! | ||
|
Для вывода вещественных чисел в привычном для нас формате можно использовать следующий формат:
Write(n:s:d);
Здесь n – это переменная вещественного типа;
s – количество позиций для вывода значения переменной n;
d – дробная часть выводимого числа (а точнее количество знаков после запятой).
Операторы Read и Readln выполняют одну и туже функцию – осуществляют ввод данных. Различие состоит в том, что оператор Readln осуществляет ввод данных с новой строки.
Оператор Write выводит строку и оставляет курсор в конце данной строки. Оператор Writeln выводит строку и переводит курсор на начало новой строки.
3.8. Оператор присваивания.
В Паскале в качестве оператора присваивания служит пара символов :=.
Формат оператора:
<идентификатор>:=<выражение>;
В качестве выражения может быть использовано:
<идентификатор>:=<числовая константа>;
<идентификатор>:=<символьная константа>;
<идентификатор>:=<строковая константа>;
<идентификатор>:=<числовая переменная>;
<идентификатор>:=<символьная переменная>;
<идентификатор>:=<строковая переменная>;
<идентификатор>:=<арифметическое выражение>;
Принцип действия оператора присваивания:
Идентификатору стоящему слева от знака присваивания присваивается значение специального выражения стоящего справа от знака присваивания.
Обратите внимание, что сначала вычисляется специальное выражение стоящие справа от знака присваивания, а затем, значение этого выражения присваивается идентификатору стоящему слева от знака присваивания.
Следует учитывать также и то, что идентификатор и специальное выражение должны принадлежать одному и тому же типу.
Приведём пример простой программы с использованием оператора присваивания, в которой вычисляется сумма двух введённых с клавиатуры чисел.
Пример 1
Program My_Program_1;
Var x,y,z: integer;
Begin
Write (‘Введите первое число: ’);
Readln (x);
Write (‘Введите второе число:’);
Readln (y);
z:=x+y;
Write (‘Сумма чисел ’,x,‘ и ’,y,‘равна =’,z);
End.
Нажмите клавишу F9. Выполнится компиляция программы. Если компилятор не сообщил Вам о наличии ошибок, то нажмите комбинацию клавиш Ctrl+F9 и запустите программу на выполнение. После выполнения программы нажмите комбинацию клавиш Alt+F5 и просмотрите полученный результат.
Дадим пояснения к программе. После служебного (зарезервированного) слова Program следует имя программы. Далее в разделе описания переменных, после слова Var, мы перечисляем все переменные, которые присутствуют у нас в программе с указанием типа переменных. В данном случае мы указали, что все наши переменные будут иметь целый тип.
Затем начинается основное тело программы, заключённое в операторные скобки Begin…End. Выполняется оператор вывода Write, который выводит на экран надпись «Введите первое число:». Затем выполняется оператор Readln, который ожидает пока Вы введёте какое-либо число, которое запомнится в переменной х. Затем аналогично срабатывают вторые операторы Write и Readln.
После того, как введённые значения запомнились в переменных, они подставляются в выражение x+y и вычисляется сумма этих чисел. Полученный результат присваивается переменной z. Затем выполняется оператор Writeln, который выводит соответствующую надпись, подставляя вместо x и y введённые значения, а вместо z полученную сумму.
3.9. Составной и пустой оператор.
Линейные программы и алгоритмы.
Составные операторы – важный инструмент языка Паскаль, дающий возможность писать программы по современной технологии структурного программирования.
Составной оператор – это последовательность произвольных операторов программы, заключённая в операторные скобки Begin…End.
Синтаксис и семантика языка Паскаль не накладывает никаких ограничений на характер операторов, входящих в составной оператор. Среди них могут быть и другие составные операторы – Паскаль допускает произвольную глубину их вложенности.
Формат составного оператора:
Begin
<оператор 1>;
<оператор 2>;
<оператор 3>;
…
…
<оператор N>;
End.
Составной оператор может состоять и только из одного оператора:
Begin
<оператор>;
End.
Как было сказано выше в составной оператор может быть вложен и другой составной оператор.
Begin
<оператор 1>;
<оператор 2>;
<оператор 3>;
…
<оператор N>;
Begin
<оператор 1>;
<оператор 2>;
<оператор 3>;
…
<оператор N>;
End;
End.
Фактически, весь раздел операторов, обрамлённый словами Begin…End, представляет собой один составной оператор. Поскольку зарезервированное слово End является закрывающей операторной скобкой, оно одновременно указывает и конец предыдущего оператора, поэтому ставить перед ним символ; необязательно. Наличие точки с запятой перед End означает, что между последним оператором и операторной скобкой End располагается пустой оператор. Пустой оператор не содержит никаких действий, просто в программу добавляется лишняя точка с запятой. В основном пустой оператор используется для передачи управления в конец составного оператора.
Составной оператор используется в основном для формирования линейных алгоритмов и программ.
Напомним, что линейным алгоритмом (программой) называется такой алгоритм, который не содержит логических условий, имеет одну ветвь обработки и все команды (операторы) его выполняются одна за другой.
Пример 1 из предыдущего пункта является примером линейного алгоритма вычисления суммы двух чисел.
Приведём ещё примеры линейных программы.
Пример 2: составить программу для вычисления значения функции:
Program My_Program_2;
Var
x,a,b: integer;
y: real;
Begin
Write (‘Введите значение х:’);
Readln (х);
Write (‘Введите значение a:’);
Readln (a);
Write (‘Введите значение b:’);
Readln (b);
y:=(sqr(x)+a*x)/(sqrt(sqr(a)+sqr(b)+1));
Writeln (‘Значение функции y=’,y);
End.
Пример 3: написать программу вычисления среднего значения.
Program My_Program_3;
Var first,second,third: integer;
sr: real;
Begin
Writeln (‘Введите три числа:’);
Readln (first,second,third);
sr:=(first+second+third)/3;
Writeln (‘Среднее значение (’,first,’+’,second,’+’,third,’)/3=’,sr);
End.
Пример 4: вычислить значение тригонометрических функций sin и cos для любого угла.
Program My_Program_4;
Var angle, Result1, Result2: real;
Begin
Write (‘ Ввести значение угла в радианах’);
Readln (angle);
Result1:=sin(angle);
Result2:=cos(angle);
Writeln (‘синус равен ‘, result1:6:3);
Writeln (‘косинус равен’, result2:6:3);
End.
Обратите внимание на целые числа, разделенные двоеточием, в операторах вывода. Первое число определяет количество позиций в выводимой строке, а второе количество знаков после десятичной запятой.
Пример 5: вычислить площадь и длину окружности.
Program My_Program_5;
Const pi=3. 14159;
Var radius: real;
Begin
Write (‘ввести радиус круга:’);
Readln (radius);
Writeln (‘длина круга=’, (2*pi*radius):6:2);
Writeln (‘площадь круга=’, (pi*sqr(radius):6:2);
End.
Данный пример показывает, что в операторе вывода можно записывать арифметические выражения, при этом оператор вычисляет выражение и выводит на экран только конечный результат.
Пример 6: Дано натуральное двузначное число. Найти сумму, произведение и променять местами цифры этого числа.
Program My_Program_5;
Var n, n1, n2, s, p: integer;
Begin
Write (‘введите натуральное двузначное число:’);
Readln (n);
n1:=n div 10;
n2:=n mod 10;
s:=n1+n2;
p:=n1*n2;
n:=n2*10+n1;
Writeln (‘s=’,s);
Writeln (‘p=’,p);
Writeln (‘n=’,n);
End.
Дата публикования: 2015-10-09; Прочитано: 314 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!