Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Казахстана. Эпоха камня и бронзы -2 часа



План лекции:

1. Предмет, структура, цель и задачи курса, методы его изучения.

2. Периодизация истории Казахстана. Источники и историография истории Казахстана.

3. Казахстан в эпоху камня: палеолит, мезолит, неолит.

4. Бронзовый век. Андроновская и Бегазы-дандыбаевская культуры.

Тезисы лекции:

История – наука, основные достижения которой представляют общечеловеческие ценности. История представляет общекультурную ценность, она формирует самосознание новых поколений, помогает осмыслить им собственное бытие в связи с прошлым и настоящим. Полнота усвоения уроков истории способствует воспитанию духовной зрелости людей, сохранению их нравственного здоровья, развитию способности граждан к подлинному самосовершенствованию, достойному выбору ими джальнейшего пути. Предметом истории являются люди, их прошлое настоящее и будущее.

История Казахстана с древнейших времен до наших дней - важная составная часть всемирной истории.

Цель курса «История Казахстана» - необходимость выработки у студентов научного исторического мировоззрения.

Задачи изучения дисциплины:

- познавательная;

- ценностная;

- практическая;

- консолидирующая;

- прогностическая.

Согласно принятой в археологии периодизации история человечества делится на 3 периода: каменный век, бронзовый век и железный век.

Ценность исторических исследований определяется использованием качественных источников. Под источниками понимаются те или иные памятники, оставшиеся от прошлых эпох.

Источники бывают:

- вещественными (предметы материальной культуры);

- этнографическими (обычаи, быт, традиции);

- лингвистическими;

- устными (фольклор);

- письменными.

Подлинность письменных источников определяют вспомогательные исторические дисциплины: источниковедение, дипломатика, папирология, палеография, сфрагистика, геральдика, генеалогия, археология, архивоведение, историческая метрология,

хронология, топонимика, историческая география. Самой ранней стадией развития человечества является каменный век. История первобытного общества – происхождение человека, зарождение и первоначальное развитие его хозяйственной и общественной деятельности, возникновение и первые шаги в области материальной и духовной культуры.

Каменный век делится на 3 периода:

1. палеолит (древнекаменный век) – 2,6 млн. лет до н.э. – 12-10 тыс. лет до н.э.; 2. мезолит (среднекаменный век) – 12-10 тыс. лет до н.э. – 5 тыс. лет до н.э.; 3. неолит (новокаменный век) – 5 тыс. лет до н.э. – 3 тыс. лет до н.э. Следы пребывания человека на территории Казахстана – каменные орудия труда (рубила, скребла, остроконечники) – относятся к раннему палеолиту. Это был человек, в своей эволюции находившийся на стадии Homo habilis - человек знал и применял огонь, занимался охотой и собирательством. Наиболее древние орудия труда найдены в Южном Казахстане на юго-западных склонах хребта Каратау. Техника изготовления каменных орудий в эпоху палеолита получила название «техника обивки» или «галечная культура». Начальным этапом общественной организации было первобытное стадо – объединение для совместной защиты и нападения, охоты и собирательства. В позднем палеолите (45-30 тыс. лет до н.э. – 12-10 тыс. лет до н.э.) возникает новое социальное объединение – матрилинейная и матрилокальная родовая организация.

Мезолит характеризуется изменениями в климате – отступлением ледников.

Исчезают крупные животные, что сделало несостоятельным прежние методы охоты

(загонной). Поиск новых способов обеспечения средств существования приводит человека

к изобретению лука и стрел. В изготовлении орудий труда распространяется вкладышевая

техника. Ведущее значение приобретают индивидуальные способы охоты.

Неолит - это время расцвета техники в обработке камня, большей специализации в

производстве орудий труда. Появились новые приемы обработки камня – шлифование,

пиление, сверление.

Другими специфическими чертами неолита являются:

- зарождение скотоводства и земледелия;

- зачатки горного дела;

- развитие гончарства и ткачества.

Энеолит – переходный период от каменного века к бронзовому, эпоха внедрения в

жизнь людей орудий труда. Для энеолита Казахстана характерна Ботайская культура (3-2

тыс. лет до н.э.).

Хозяйственные изменения, наметившиеся в неолите, привели во 2 тыс. до н.э. к

сложению скотоводческо-земледельческой экономики, высокоразвитой металлургии. К

перестройке первобытной экономики вели природно-климатические изменения. В эпоху

бронзы (2-1 тыс. л. до н.э.) на смену длительной прохладно-влажной фазе приходит

период постепенного изменения климата в сторону потепления и сухости.

По археологическим материалам известна культурная общность скотоводческо-

земледельческих племен, оставивших памятники андроновского типа (по месту находки

первого памятника у с. Андроново близ г. Ачинска). Андроновские племена вели оседлый

образ жизни. Поселки располагались по берегам рек с широкими пойменными лугами.

Жилищами больших патриархальных семей были большие землянки с различными

хозяйственными постройками и загоном для скота.

Главными этнографическими признаками андроновской культуры можно назвать: 1)

погребальный обряд – трупосожжение или трупоположение на боку в скорченном виде в

«ящиках» из каменных плит; 2) плоскодонная глиняная посуда со сложным

геометрическим орнаментом; 3) специфическая форма украшений.

В исторической и филологической науке утвердилась версия об индоиранской или

арийской принадлежности андроновских племен. Население Казахстана бронзового века

имеет общую антропологическую основу, представленную протоевропеоидной расой без

какой-либо примеси монголоидных элементов.

Бронзовый век делится на следующие периоды:

1) ранняя бронза – 18-16 вв. до н.э.;

2) средняя бронза – 15-12 вв. до н.э.;

3) поздняя бронза – 12-8 вв. до н.э.

Помимо основного занятия андроновцев – придомного, пастушеского скотоводства

и мотыжного земледелия, археологические материалы говорят о широком

распространении горного дела и металлургии, о домашних промыслах – ткачестве,

кожевенном деле, изготовлении керамической посуды, оружия.

Позднему этапу эпохи бронзы Центрального Казахстана соответствует Бегазы-

Дандыбаевская культура (10-8 вв. до н.э.). Сохраняются андроновские традиции в

материальной культуре, также появляются новые элементы культуры – особого типа

надгробные сооружения; сосуды приземистой, шаровидной формы; погребальный обряд –

вытянутое трупоположение на с

Литература:

1. История Казахстана с древнейших времен до наших дней. В 5 Т. – Т.1. – А.,1996.

2. История Казахстана: очерк. А. 1993

3. Байпаков К.М., Таймагамбетов Ж.К., Жумагамбетов Т. Археология Казахстана. – А.,

4. Кадырбаев А.Ш. История Казахстана: первобытный мир и древность. – А., 1998.

5. Кляшторный С.Г., Султанов Т.И. Казахстан. Летопись трех тысячелетий. - А., 1992.

6. Маргулан А.Х. Бегазы-дандыбавская культура Центрального Казахстана. – А., 1979.

7. Байбатша А.Б. Антропогеновая история Казахстана. А. 2003 [kgl]

[gl] Тема 2. Племенные союзы на территории Каазахстана в эпоху раннего железа –

Часа

План лекции:

1. Источниковый комплекс о скифо-сакском скотоводческом социуме.

2. Хозяйство
и социальная структура саков.

3. Культура и мифология саков.

4. Образование государств Усунь, Кангюй, их политическая история.

5. Хозяйство и социальная структура усеней и кангюев.

6. Политическая история хунну.

7. Социально-политическое устройство и хозяйство хунну.

Тезисы лекции:

С начала I тысячелетия до нашей эры у племен европейских и азиатских степей

складывается новая форма хозяйства - экстенсивное скотоводство. В степях Казахстана

полукочевое и кочевое скотоводство становятся основной, а далее господствующей

формой хозяйства. Племена становятся более мобильными, что позволяло осваивать ранее

не заселенные районы. Хозяйство становится более продуктивным, так как более узкая

специализация приводила к созданию избыточного продукта (мяса, молока, шкур,

шерсти). Все это ускорило процесс обмена между скотоводами и земледельцами. В

древнеперсидских письменных источниках эти скотоводческие племена Средней Азии и

Казахстана получили название саки. По древнегреческим письменным источникам эти

племена называются скифами.

Основным направлением скотоводства у саков было коневодство и овцеводство. В

хозяйстве сакских племен наряду со скотоводством развивалось и земледелие. Большую

роль в хозяйственной жизни саков играла металлургия. Широкое развитие получило

производство бронзового и железного оружия. В ремесленном производстве саков помимо

металлургии развивалось и гончарное производство. Саки занимались выделкой кож и

ткачеством. Известны произведения сакского прикладного искусства малых форм, их

творчество характеризуется так называемым звериным стилем.

Социальная структура сакского общества, ввиду отсутствия письменных

источников, характеризуется в соответствии с археологическими источниками. Наукой

выдвигаются гипотезы о выделении трех социальных групп на основе бесшатырских

курганов. Большие курганы - могилы сакских царей и военачальников; средние курганы -

могилы племенной знати; малые курганы-могилы дружинников и рядовых общинников.

Можно предполагать, что племена Казахстана, известные под именем саки, стояли на

пороге государственного устройства.

Усунь. Приемниками саков стали племена усуней, которые унаследовали земли

саков-тиграхауда в Семиречье.

В китайских источниках усуни именуются «усунь-го» (усуньское государство),

насчитывающие 630 тыс. человек.

усуней были стационарные жилища и они занимались земледельем. То есть хозяйство

носило смешанный характер.

Усуни умели плавить железо, изготавливали мечи, ножи, наконечники стрел. В

социальном отношении усуньское общество было неоднородным, оно состояло из

племенной и родовой знати, воинов, жрецов и рядовых скотоводов и земледельцев.

Письменные и археологические источники говорят о том, что усуни достигли уровня

государственности. Расцвет государства усуней приходится на 45-14 года до н.э. О его

силе свидетельствуют стремления китайцев вступать с ними в союзнические отношения.

Многие принцессы правивших домов Китая становились женами усуньских гуньмо.

Кангюй. По рекам Чу и Талас проходила граница усуней с владениями кангюй. Во

втором веке до н.э. кангюй упоминаются в китайских письменных источниках, как народ,

расселяющий на юге Казахстана в среднем течении Сырдарьи. Кангюй, как и усуни были

неоднородным в хозяйственном отношении обществом, кочевничество у них сочеталось с

земледелием. Письменные свидетельства говорят о том, что кангюй большое государство,

населенное кочевыми племенами, но имевшее города и поселения.

Политическая историю кангюев практически неизвестна, лишь немногие события

дошли до нашего времени, в частности стремление сохранить господство на Шелковом

пути. Кангюй контролировал участок шелкового пути, проходивший через Восточный

Туркестан и Давань (Коканд). Этим были обусловлены сложные взаимоотношения с

усунями, гуннами и Китаем. Период распада кангюй произошел в первые века н.э. К

пятому веку о кангюй сообщается, как о мелком владении, входившем в подчинение

Эфталитов.

Гунны. В последние десятилетия III в. до н.э. союз гуннских родов во главе с

военным вождем – шаньюем образовал первую кочевую империю в степях Центральной

Азии.

Возвышение гуннов связано с именем шаньюя Моде (в китайских хрониках

Маодунь), который пришел к власти в 206 году до н.э. и осуществил ряд победоносных

завоеваний. Моде разгромил племена дунху, взял в плен людей и захватил скот, так Сыма

Цзань описал начало гуннской империи. В 203-202 гг. до н.э. гунны подчинили племена в

верховьях Енисея, Саянах и на Алтае.

Хозяйство гуннов, по описаниям Сыма Цзаня было «примитивным» и заключалось в

выпасе скота, охоте на птиц и зверей. Основу пищи составляли мясные и молочные

продукты, одежда гуннов была из кож, шкур и войлока. Однако при описании хозяйства

гуннов следует отметить, что существуют упоминания о городах в землях гуннов и

больших запасах там зерна.

Социальное устройство гуннского общества свидетельствует о его раннеклассовом

характере.

Во главе общества стояли четыре аристократических рода, связанных брачными

отношениями. Глава государства – шаньюй должен был быть только из рода Люаньди,

самого знатного из четырех. Власть шаньюев была наследственной. После шаньюя

самыми влиятельными людьми в государстве были сыновья и ближайшие родственники

«мудрые князья», они управляли территориями империи. Ниже их стояли другие

родственники шаньюя, также управлявшие различными уделами, все они носили титулы и

являлись «темниками» (начальниками над 10 тыс. воинов), их число было зафиксировано

24 родами. Таким образом, правящая верхушка гуннской империи формировалась из

родоплеменной знати, а родственные отношения играли решающее значение при

определении социального положения.

В 57-55 гг. н.э. гунны распадаются на части. Одна часть признает покровительство

Китая, другая вступает в союз с другими прототюркскими племенами и мигрирует в

западном направлении. В четвертом веке н.э. гунны достигли пределов Европы.

Вторжение гуннов существенно изменило этническую и политическую ситуацию на всем

Евразийском пространстве. Нашествия гуннов пятого века ускорили переворот римского

мира, в котором зародился средневековый Запад.

Основная литература:

1. История Казахстана с древнейших времен до наших дней. Очерк. - Алма-Ата, 1993.

2. История Казахстана с древнейших времен до наших дней. В 5 Т. – Т.1. - Алматы, 1996.

3. Кадырбаев А.Ш. Сакский воин – символ духа предков. А. 1998

4. История Казахстана: народы и культуры. – А., 2001.

5. Рысбаев К. История Республики Казахстан. – А., 2001

6. Кляшторный С.Г., Султанов Г.И. Казахстан: летопись трех тысячелетий. – Алма-Ата,

1992.

Дополнительная литература:

1. Акишев К. Курган Иссык. М., 1978.

2. Бичурин Н.Я. Средняя Азия и Восточный Туркестан. А., 1997.

3. Ирмуханов Б.Б. Прошлое Казахстана в письменных источниках. – А., 1997.

4. Гумилев Л.Н. Гунны. А., 1998.

5. Гумилев Л.Н. История народа хунну. В 2 Т. -

6. Ирмуханов Б.Б. Древняя история Казахстана. - А., 1997.

7. Ирмуханов Б.Б. Этническая история древнего Казахстана. – А., 1998 [kgl]





Дата публикования: 2015-10-09; Прочитано: 415 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.018 с)...