Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Трёхчастная форма

Если двухчастная форма складывается из двух периодов, то трёхчастная — из трёх. Уточним: простая трёхчастная. Потому что бывает и сложная, и мы о ней тоже поговорим в этой главе.

Вам уже встречалась такая форма: АБА. Помните? Первый раздел (А), середина (Б) и реприза первого раздела (снова А). И если каждый из этих разделов имеет форму периода, то перед нами простая репризная трёхчастная форма. Эту форму очень любят композиторы, в ней написано очень много миниатюр. Ровно половина пьес из «Детского альбома» Чайковского (12 из 24) написана в этой форме.

Эта форма как нельзя лучше отвечает главным задачам музыкального произведения: высказать музыкальную мысль (в первом периоде), потом развить её или сделать маленькое отступление в сторону (в среднем разделе), а затем снова вернуться к основной мысли и утвердить её (в репризе).

Рассмотрим пример, где середина развивает основную музыкальную мысль. В пьесе Кабалевского «Клоуны» музыкальная мысль первого периода — это весёлая игра мотивов, мажорного и минорного (первое предложение), и забавные скачки то на соль-диез, то на соль-бекар (второе предложение):

Пример 24

Allegro

В среднем разделе та же игра. Но «жонглирование» мотивами не просто повторяется, а развивается: они теперь «закручены в другую сторону»:

Пример 25

А во втором предложении происходит новое «событие». Может быть, клоуны поссорились, а может, чего-то испугались. Минорные фразы резко взмывают вверх, поддержанные тяжёлыми, гармонически напряжёнными аккордами. Это кульминация, которая развивает всё ту же музыкальную мысль (и ритм, и интонационные изгибы шестнадцатых уже встречались нам в первом разделе), но с другим оттенком:

Пример 26

Но сумрак кульминации очень быстро рассеивается, и наступает реприза. Она почти точно повторяет первый период, но во втором предложении скачки направлены не вниз, а вверх:

Пример 27

Это очень оживляет музыку, композитор даёт нам понять, что игра продолжается.

В этой пьесе простая трёхчастная форма развивает одну музыкальную мысль. Такая форма может встретиться в музыке самого разного характера. В «Детском альбоме» Чайковского в форме этого типа написаны такие разнохарактерные миниатюры, как Марш деревянных солдатиков, «Похороны куклы», «Баба Яга» или «Сладкая грёза».

В шуточной программной пьесе Сергея Алексеевича Разорёнова «Два петуха» простой трёхчастной форме отведена другая роль. Один петух вызывает другого на бой. Второй принимает вызов. Об этом рассказывает первый раздел, в котором музыка подражает кукареканью. Композитор не просто записывает музыку нотами, но и вводит программные пояснения, рассказывающие о том, что происходит в музыке.

Пример 28

Andantino

Средний раздел — картина петушиного боя. Летят пух и перья, музыка совсем другая:

Пример 29

Vivo

Победивший петух радостно кукарекает о своей победе. Подбитый петух жалобно вторит ему из-за угла. Это реприза. Но не конец. «Первый петух бросается в погоню, догоняет и клюёт», — этот программный текст выписан композитором над последними неожиданными пассажами, из которых состоит дополнительный раздел — кода.

Пример 30

Vivo

В этой пьесе мы слышим не развитие одной музыкальной мысли, а столкновение нескольких. Из этого столкновения разных по характеру музыкальных эпизодов и рождается образ музыкального произведения.

До сих пор шла речь о простой репризной трёхчастной форме. Но бывает и безрепризная. Она встречается гораздо реже, в основном в танцевальной музыке. Помните цепочки, гирлянды вальсов у Ф. Шуберта? Маленькая гирлянда из трёх разных коротеньких вальсов-периодов составила бы простую безрепризную трёхчастную форму. В такой форме написана Итальянская полька Сергея Васильевича Рахманинова. Три периода — три разных малюсеньких полечки.

Пример 31

Тема первого периода

Тема второго периода

Тема третьего периода

В чём отличие этой формы от Неаполитанской песенки Чайковского? Здесь нет противопоставления двух первых периодов третьему. Каждый период достаточно самостоятелен, в то же время их объединяет общая фактура, единый темп, одна тоника, правда, в двух последних периодах «перекрашенная» из минора в мажор. В среднем разделе нет яркой, запоминающейся темы, а стремительное движение по гамме, обилие секвенций напоминают развивающие разделы. Схожесть начального затакта первого и второго разделов усиливают ощущение развития (хотя на самом деле во втором разделе звучит новый материал). Тема третьего раздела звучит более торжественно, ярко — это кульминация. Этой звучной кульминацией и заканчивается произведение.

Любая музыкальная форма определяется прежде всего на слух. В Неаполитанской песенке Чайковского и Итальянской польке Рахманинова схемы совпадают, но звучат эти формы по-разному.

Теперь, когда вы знаете простую трёхчастную форму, вернитесь к определению простой двухчастной формы. Измените его так, чтобы получилось определение трёхчастной.

А теперь проверьте, правильно ли у вас получилось.

  • Простая трёхчастная форма — музыкальная форма, состоящая из трёх разделов-периодов. Простые трёхчастные формы бывают репризные и безрепризные.

Репризу трёхчастной формы включением уже не называют. И обязательно нужно указать, что она простая, потому что бывает и сложная. О ней и пойдёт сейчас разговор.

Но перед этим — традиционная разминка-тренировка. Превратить вашу двухчастную форму из упражнения 2 в трёхчастную очень просто. Нужно досочинить новое предложение до периода, а потом «автоматом» повторить весь первый период. Его можно даже не переписывать, а указать повторение «da capo» (в буквальном переводе с итальянского — «от головы»), как часто делали в старинной музыке. В конце первого раздела пишется слово fine, что означает «конец». А в конце второго периода выписывается da capo al fine или, сокращённо, d. c. al fine, что означает с начала до слова «конец».

Только учтите: если ваш первый период модулирующий, в репризе придётся переделать его в однотональный, потому что музыкальное произведение принято начинать и кончать в одной тональности. В этом случае «da capo» не получится, и придётся всё выписать.

Упражнение 3

В образце показано, как можно расширить среднее предложение до периода, не сочиняя новой мелодии, а только изменив гармонию:

а) Напишите простую репризную трёхчастную форму на материале образцов.

б) Напишите любую простую трёхчастную форму, используя собственный материал.

Итак, сложная трёхчастная форма.

Вспомним знакомый Вальс из «Детского альбома» Чайковского и посмотрим, что там делается не только в первом периоде, но и дальше. Ещё раз напомню самое начало. Обратите внимание на самый первый такт: это вступление, а сам период начинается со второго такта. Можете взять на вооружение этот приём в своих творческих заданиях.

Пример 32

Довольно скоро

Затем появляется второй период, в котором развивается основной ритмический мотив (), но в другой мелодии и с новым продолжением. Вот начало второго периода:

Пример 33

А после этого звучит новый раздел. Это тоже период, с тремя тактами дополнения. Здесь характер музыки сильно изменяется: новая тональность и новый лад (минор), новый ритм (с синкопами) и новая фактура (в которой исчезает вальсовая формула).

Пример 34

А потом возвращаются первый и второй периоды.

Давайте начертим схему. Получится вот такой длинный «поезд»:

Вагончики — это периоды. Сверху, над вагончиками, обозначены разделы сложной трёхчастной формы, которая получилась из этих пяти периодов. А внизу — простые формы разделов, из которых складывается сложная форма.

  • Сложная трёхчастная форма — это репризная трёхчастная форма, крайние разделы которой больше, чем периоды.

Но чаще сложная трёхчастная форма бывает ещё сложнее. В большинстве произведений она складывается из простых трёхчастных форм. Нарисуйте сами такой «поезд» из девяти вагончиков и обозначьте разделы и их формы. А пример такой большой сложной трёхчастной формы можно найти в известной пьесе Р. Шумана «Дед Мороз». Может быть, кто-то из вас её уже играл или скоро будет играть.

А теперь сочините сами. Крайние разделы у вас уже есть. Можно взять двухчастные, а можно трёхчастные. Середину я предлагаю сочинить в виде периода, но не из 8, а из 16 тактов. Надо постараться, чтобы середина вышла контрастной по отношению к крайним разделам. Для этого нужно сменить средства выразительности. Возьмите другую тональность — например, на терцию ниже. Придумайте другой ритм и другую фактуру аккомпанемента. Второе предложение не кончайте на тонике, а подведите к тональности репризы.

Упражнение 4

а) Заполните пустые такты, повторяя в них материал, уже существующий в этом образце среднего раздела. Хорошо подумайте, куда что можно перенести:

б) Сочините сложную трёхчастную форму da capo, используя образцы.

в) Сочините сложную трёхчастную форму из собственного материала.

Трёхчастная форма - тип композиционной структуры, со 2-й пол. 17 в. применяемый в европ. проф. музыке в качестве формы целой пьесы или её части. Т. ф. в спец. значении термина предполагает не только наличие трёх осн. разделов, но и ряд условий, касающихся соотношения этих разделов и их структуры (общепринятые определения Т. ф. ориентируются гл. обр. на произв. Й. Гайдна, В. А. Моцарта, Л. Бетховена раннего и среднего периодов творчества, однако аналогич. формы в музыке более позднего времени нередко отличаются от классич. вида). Различают простую и сложную Т. ф. В простой 1-я часть представляет собой однотональный или модулирующий период (либо заменяющее его построение), средняя часть, как правило, не имеет устойчивой структуры, а 3-я часть является репризой первой, иногда с расширением; возможен и самостоят. период (безрепризная Т. ф.). В сложной Т. ф. 1-я часть - обычно простая двух- или трёхчастная форма, средняя часть по структуре близка 1-й или более свободна, а 3-я часть - реприза первой, точная или видоизменённая (в вок. соч. - повторение музыки, но не обязательно и словесного текста). Встречается и промежуточный вид между простой и сложной Т. ф.: средняя (вторая) часть - в простой двух- или трёхчастной форме, а крайние - в форме периода. Если последний не уступает по размерам и значению средней части, то вся форма ближе к сложной Т. ф. (Вальс ор. 40 No 8 для фп. П. И. Чайковского); если же период невелик, то к простой с обрамляющими её вступлением и заключением ("Песня Индийского гостя" из оперы "Садко" Римского-Корсакова). Вступление и заключение (кода) встречаются в любом виде Т. ф., как и связующие части между осн. разделами, иногда развёрнутые (особенно в сложной Т. ф. между средним разделом и репризой).

Первый раздел Т. ф. выполняет экспозиционную функцию (в сложной Т. ф. - с элементами развития), т. е. представляет собой изложение темы. Середина (2-я часть) простой Т. ф. - чаще всего развитие муз. материала, изложенного в 1-й части. Встречаются средние части, построенные на новом тематич. материале, контрастирующем материалу крайних частей (Мазурка C-dur op. 33 No 3 Шопена). Иногда средняя часть содержит как новый материал, так и развитие темы 1-й части (3-я часть - ноктюрн - из 2-го струн. квартета Бородина). В сложной Т. ф. средний раздел почти всегда контрастирует крайним; если он написан в формах периода, простой двух- или трёхчастной, его часто называют трио (поскольку в 17 - нач. 18 вв. он обычно излагался трёхголосно). Сложная Т. ф. с такой средней частью применяется преим. в быстрых, в частности танц., пьесах; с менее оформленной, более текучей средней частью (эпизодом) - чаще в медленных пьесах.

Смысл репризы Т. ф. обычно состоит в утверждении осн. образа пьесы после контрастирующего либо в воспроизведении главной муз. мысли в целостном виде после развития её отд. сторон и элементов; в обоих случаях реприза способствует завершённости формы. Если реприза изменена так, что в ней создаётся новый уровень напряжения по сравнению с 1-й частью формы, то Т. ф. называется динамической (такие формы значительно чаще встречаются среди простых Т. ф., нежели сложных). Изредка реприза простой Т. ф. начинается не в главной тональности ("Забытый вальс" No 1 для фп. Листа, "Сказка" ор. 26 No 3 для фп. Метнера). Иногда возвращается главная тональность, но не тема 1-го раздела (т. н. тональная реприза; "Песня без слов" g-moll No 6 для фп. Мендельсона).

Т. ф. может быть расширена и обогащена посредством повторения её частей, точного или варьированного. В простой Т. ф. нередко повторяется 1-й период, в отд. случаях с транспозицией или частичной транспозицией в др. тональность (1-я часть Траурного марша - до трио - из сонаты No 12 для фп. Бетховена; "Забытый вальс" No 1 для фп. Листа; этюд ор. 25 No 11 Шопена; марш ор. 65 No 10 для фп. Прокофьева). Не менее часто повторяются середина и реприза. Если варьирование середины или 3-го раздела при их повторении связано с изменением тональности, то форма называется простой двойной трёхчастной и приближается к рондообразной. В сложной Т. ф. по её окончании изредка повторяются трио и 3-й раздел ("Марш Черномора" из оперы "Руслан и Людмила" Глинки); если вместо повторения даётся новое трио, возникает двойная сложная Т. ф. (сложная Т. ф. с двумя трио), также близкая рондо ("Свадебный марш" из музыки к комедии Шекспира "Сон в летнюю ночь" Мендельсона).

К усложнению Т. ф. ведёт не только повторение частей, но и их внутреннее разрастание: начальный модулирующий период простой Т. ф. может приобрести черты сонатной экспозиции, середина - разработки, а вся форма - черты сонатного allegro (см. Сонатная форма). В др. случаях новый материал средней части Т. ф. (простой или сложной) развёрнуто излагается в коде или конце репризы в гл. тональности, что создаёт соотношение тем, типичное для сонаты без разработки.

Несмотря на простоту и естественность своей закруглённой структуры (ABA или АВА1), Т. ф. описанных видов возникла позднее двухчастной и не имеет столь непосредственных и явных, как эта последняя, корней в нар. музыке. Происхождение Т. ф. связано прежде всего с муз. т-ром, особенно с оперной арией da capo.

Простая Т. ф. применяется в качестве формы к.-л. раздела нециклич. произв. (рондо, сонатное allegro, сложная Т. ф. и др.), а также в романсах, оперных ариях и ариозо, небольших пьесах танцевального и иного характера (напр., в прелюдиях, этюдах). Как форма самостоят. пьесы простая Т. ф. приобрела большое распространение в послебетховенский период. Иногда она встречается и как форма медленной части цикла (в концерте для скрипки Чайковского; наиболее развёрнутый образец - во 2-м фп. концерте Рахманинова). Динамическая простая Т. ф. особенно часто встречается у Ф. Шопена, П. И. Чайковского, А. Н. Скрябина.

Сложная Т. ф. применяется в танц. пьесах и маршах, ноктюрнах, экспромтах и др. инстр. жанрах, а также как форма оперного или балетного номера, реже романса ("Я помню чудное мгновенье", "Я здесь, Инезилья" Глинки). Весьма распространена сложная Т. ф. в средних частях сонатно-симф. циклов, особенно быстрых (скерцо, менуэт), но также и медленных. Наиболее развитые образцы сложной Т. ф. представляют собой нек-рые симф. скерцо Бетховена, Траурный марш из его "Героической" симфонии, симф. скерцо др. композиторов (напр., 2-е части 5-й и 7-й симфоний Шостаковича), а также отд. пьесы композиторов-романтиков (напр., Полонез ор. 44 Шопена). Возникли и сложные Т. ф. особого рода, напр. с крайними частями в форме сонатного allegro (скерцо из 9-й симфонии Бетховена и 1-й симфонии Бородина).

В теоретич. трудах отличия Т. ф. от нек-рых др. типов муз. формы определяются по-разному. Так, в ряде руководств сложная Т. ф. с эпизодом отнесена к формам рондо. Существуют объективные трудности при разграничении простой Т. ф. с серединой, развивающей материал 1-й части, и простой репризной двухчастной формы. Как правило, повторение в репризе всего начального периода считается главным свидетельством трёхчастности формы, а одного предложения - двухчастности (при этом учитываются и дополнит. критерии). Э. Праут рассматривает оба названных типа форм как двухчастные, поскольку середина не даёт контраста, тяготеет к репризе и нередко повторяется вместе с ней. Наоборот, А. Шёнберг трактует оба эти типа как трёхчастные формы, т. к. в них присутствует реприза (т. е. 3-я часть), хотя бы и сокращённая. Представляется целесообразным, независимо от того или иного разграничения рассматриваемых типов, объединить их общим понятием простой репризной формы. Пропорции нек-рых произв. не соответствуют названию того типа формы, к к-рому они относятся (напр., в Т. ф. с кодой фактически могут оказаться 4 равновеликие части). Мн. композиции, трёхчастные в общем смысле слова, не принято называть Т. ф. в спец. значении термина. Таковы, напр., трёхактные оперы, трёхчастные симфонии, концерты и т. д., строфич. вок. сочинения, содержащие три строфы текста с разной музыкой, и др.

Проста́я трёхча́стная фо́рма — музыкальная форма, состоящая из трёх частей, первая из которых является периодом, вторая является неустойчивым построением либо также периодом, а третья — точное или незначительно изменённое повторение первой. Части простой трёхчастной формы называются соответственно экспозицией, серединой и репризой. Форма встречается в небольших инструментальных произведениях (прелюдии, этюды, танцевальные пьесы) и как составная часть более развёрнутой формы. Схема трёхчастной формы — A B A.


Дата публикования: 2015-10-09; Прочитано: 7827 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.01 с)...