Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Государства, всемогуществу которого приносятся в жертву интересы индивидов



Переход к новому обществу без государства и права -- это еще один

диалектический скачок в истории, но обратный тому, о котором говорилось

выше. Человек становится свободным, он принадлежит самому себе и не должен

продавать свою рабочую силу в интересах эксплуататоров из господствующего

класса. Нормы поведения, которые сложатся в этом будущем обществе,

приобретут такой же характер, как и в ранних обществах, то есть это будут

правила морали, обычаи, технические предписания. Они будут соблюдаться

спонтанно в силу убежденности в их соответствии общему интересу и подлинной

справедливости. Все граждане в меру своих способностей примут участие в

управлении делами общества. Уровень производства позволит удовлетворить

разумные потребности каждого.

135. Марксизм как теория действия. Марксистская доктрина,

сформулированная в основных чертах в 1848 году в "Манифесте Коммунистической

партии", развивалась затем Марксом и Энгельсом на протяжении всей их жизни.

Они защищали ее от противников, уточняли для последователей. Маркс и Энгельс

были не только мыслителями, но и партийными деятелями. Они внимательно

следили за событиями своего времени, анализировали ситуации, возникавшие в

разных странах, и формулировали выводы о том, какова должна быть линия

поведения, призванная привести к конечному успеху сторонников доктрины.

Марксизм, таким образом,-- это не только объяснение истории, но и основанное

на диалектическом методе руководство по политической деятельности и

революционной практике.

136. Марксизм-ленинизм. В отличие от исторической и философской частей

марксистского учения его политическая часть требовала постоянного учета

изменяющихся условий, и особенно после того, как партия большевиков пришла к

власти в России в 1917 году. Роль Ленина в этой связи была настолько велика,

что и в Советском Союзе, и в других странах марксизм в наше время называют

марксизмом-ленинизмом.

Ленинизм был особенно необходим для определения линии поведения в

переходный от капитализма к коммунизму период. Маркс и Энгельс не могли

предвидеть, в какой стране впервые произойдет революция, приведшая к власти

марксистскую партию, и какова будет обстановка в мире в этот момент и в

последующем. В трудах Маркса имелось лишь указание на то, что между

капитализмом и коммунизмом должен быть переходный период. "Между

капиталистическим и коммунистическим обществом лежит период революционного

превращения первого во второе. Этому периоду соответствует и политический

переходный период, и государство этого периода не может быть ничем иным,

кроме как революционной диктатурой пролетариата"'. После завоевания власти

надо было определить, каковы должны быть структура и задачи

социалистического государства. Ленинизм как политическая доктрина во многом

развил и дополнил учение Маркса. Он именно дополнил это учение и ни в какой

мере не является его отрицанием. Ленинизм опирается на марксизм и

последовательно верен ему. Он воспринимает диалектику и философию марксизма.

137. Важность марксизма-ленинизма. Нельзя понять советский строй, если

не подходить к нему в свете марксистско-ленинского учения, которое

признается здесь единственно истинным. В свете этого учения многие вещи

приобретают иной смысл, чем тот, к которому мы привыкли. Такова, например,

новая концепция морали: быть нравственным -- это значит отдавать все свои

силы и энергию делу строительства коммунизма. Свобода отнюдь не

упраздняется, но так же понимается иначе и в определенном смысле напоминает

концепцию, которая господствовала во Франции до XVIII века и выражена

Монтескье в "О духе законов" следующим образом: "Свобода состоит совсем не в

том, чтобы... делать то, что хочется. В государстве, т. е. в обществе, где

есть законы, свобода может заключаться лишь в том, чтобы... делать то, что

должно хотеть, и не быть принуждаемым делать то, чего не должно

хотеть"2. Марксизм как научная теория, призванная объяснить

человеку, что он должен хотеть, создает тем самым условия для его подлинной

свободы.

Равным образом своеобразен и подход к праву, весьма отличающийся от

концепций, распространенных в Западной Европе'. Роль социалистического права

состоит не столько в том, чтобы установить определенный порядок и принципы

решения конфликтов, но прежде всего в том, чтобы служить орудием

преобразования общества, его движения к коммунистическому идеалу. Открыто

признается, что право -- это инструмент, используемый властями государства,

которые в социалистических странах (в отличие от буржуазных), будучи

вооружены учением марксизма-ленинизма, знают цели, к которым нужно следовать

в соответствии с объективными закономерностями, определяющими развитие

общества. У права те же цели, что и у политики.

Экономический базис, который обусловливает советское право, а также

свойственная этому праву воспитательная роль решительно отличают его от

буржуазного права, которое действует как бы вслепую, ибо оно не опирается на

такую основу, как марксистско-ленинское знание. Именно в силу своей связи с

этим учением советское право "не такое, как другие", и его изучение

предполагает знание марксистско-ленинского учения, которое определяет его

цели, пути развития, толкование и применение.





Дата публикования: 2015-10-09; Прочитано: 165 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.007 с)...