Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Культура Древнего Египта. Египет занимает общую площадь более 1 млн



Египет занимает общую площадь более 1 млн. кв. км; большая часть расположена на северо-востоке Африка, а меньшая – на Синайском полуострове.

К VII в. подавляющее большинство коренного населения Египта исповедовало христианство. В 639 - 642 гг. территория Египта была захвачена арабами-мусульманами и вошла в состав Арабского халифата. С этого времени в Египте начинают распространяться ислам и арабский язык. Шариат, или основы мусульманского права, является основным источником законодательства и в современном Египте.

Но имеются и немногочисленные приверженцы других религиозно-правовых школ; среди египетских мусульман турецкого происхождения (проживают главным образом в крупных городах дельты Нила) есть ханифиты, в г. Порт-Саиде - маликиты и небольшая группа ханбалитов, преимущественно среди мусульман-иностранцев.Часть египетских мусульман является сторонниками суфийских орденов. Пользуется влиянием учение ордена местного происхождения Бадавийя, который был основан в конце ХШ в. Танта Бадави (имеет 16 ответвлений). Нередко этот орден известен и под названием Ахмадийя (наименование этого ордена сходно с сектой северо-индийского происхождения - Ахмадийя). Христианство распространилось в Египте примерно во II в. н. э. Несколько позднее из первоначального христианства выделилось монофиситство, получившее с V в. довольно широкое распространение среди египетских христиан. Монофиситство в Египте представлено двумя церквами.

Во время ледникового периода в Европе долина Нила, вероятно была областью болот, заселённой людьми только в отдельных местах. С постепенным превращением Северной Африки в степные зоны кочевные племена, тянувшиеся к воде, попадали на плодородные земли у Нила, где они соприкасались с культурой земледелия раннего неополита. Одной из старейших исследованных земледельческих культур неополита является культура, названная по имени раскопок в Меринде на западе дельты Нила. Люди жили в овальных хижинах из тростника и глины. К материальной культуре относились изделия из камня и украшения чем-то похожим на рисунок ёлочкой. Умерших хоронили в поселении, иногда прямо под полом жилищ, в сидячем положении. Вероятно, этот вид погребения- умерший остаётся вместе с живыми- корень так характерной для Египта идеи жилого дома при сооружении гробниц. Из находок особенно интересны человеческая фигура из обожжённой глины и голова быка, которые Эберхард Отто связывает с дохристианскими и времён раннего христианства амулетами в виде головы быка, связанными с историческим культом быка. В религиозно-историческом плане интересны выразительные женские фигуры несколько более поздней культуры Бадари (Верхний Египет)- неодетые и большей частью с особым акцентом на гениталии. Они служат доисторическим свидетельством о широко распространённых на всём Востоке культовых и образных идеях Magna Mater, которые вскоре после этого вошли в образы Хатор и Изиды. Египтяне образно называли свою страну "Чёрное и Красное". Чёрная страна была плодородной, ежегодно зотопляемой Нилом областью; отложенный ил был прекрасным средством удобрения. Уже и в древние времена дожди шли редко, так что Египет по праву называют "Даром Нила". Густые болотные заросли дельты Нила были родиной растения папирус и цветка лотос, которые повлияли на форму колони египетской архитектуры. Красная страна- это метафора для бесплодной, выжженной солнцем пустыни, чьи горы на востоке и западе видны как светлые полосы над плодородной страной. Всё, что было за пределами долины Нила, египтянин отражал одним и тем же словом "пустыня" и писал его вместе с символом также для обозначения гор, заграницы и др. Эти территориальные природные различия отражаются в мифологическом дуализме. Так, бог плодородия Озирис противостоит богу пустыни Сету. Озирис, который дал людям плоды земли и законы неба, был убит своим братом, мрачным Сетом. Но из тела мёртвого Озириса взошли новые всходы, как это показывают многочисленные изображения времён фараонов. По народному обычаю, из нильского ила делали маленькие фигурки Озириса и втыкали их в зерно в амбарах; выращивание урожая было символом пробуждения после смерти. Как бог, так и египетская земля умирает каждый год от летнего зноя, чтобы после засухи и последующего разлива Нила (вода жизни) пышная растительность снова вышла наружу. Мы, можем быть, недостаточно осторожны с мифологическими сравнениями, но пара непохожих друг на друга братьев Сет и Озирис имеют много точек соприкосновения с Каином и Авелем. Не было ли в стране Нила поводов осознанных для разногласий между кочевыми пустынями и оседлыми земледельцами? Возможно, к этому приводили противоречивые мысли о вере в мёртвых. "Характерный для кочевых народов могильный курган со стеллой образуют первый пример египетских могил, равно как и могила поселенца в форме дома". Регулярность смены времён года, при которой всходы и урожаем меняют друг друга беспрерывной чередой, и постоянная борьба с разливом Нила и песками пустыни, всё вело к тому, чтобы обозначить контуры духовного портрета древнего египтянина. Он почитал божественные силы, которые позволяли ему вырастить плоды и умножать скот; и он боялся зловещих сил, которые разрушали его посевы, захватывали его стада и угрожали его собственной жизни. Скоро из удивления по поводу бытия вырос и вопрос о возникновении и исчезновение вещей. Над чёрной и красной страной небо образовало свод, на котором были видны днём солнце, а ночью луна и звёзды. Не являются ли они намёком на светлую и на тёмную половину жизни? Вера в то, что царство мёртвых находится на западе, вдвойне обоснована. Во первых заходом света (символ умирания) и, во-вторых, расположенной на западе долины Нила пустыней, где умирает всё живое. Поэтому значительные захоронения располагались на западе долины Нила, точно так же располагались пирамиды Гизы или Абусира, как и через тысячелетия фиванский некрополь в Долине фараонов. Находки древнейших останков эпохи раннего неолита из Верхнего Египта (место находки - Таса) позволяют узнать, что голова лежащего на левом боку тела в направлении север-юг была повёрнута на запад, там находилось Царство мёртвых. С начала Древнего царства направление, в котором была повёрнута голова умершего стало восточным, где после каждой ночи показывался непобедимый свет солнца.

Древнеегипетские представления о загробной жизни и погребальные ритуалы. Есть все основания полагать, что египтяне додинастической эпохи верили, что умершие возрождаются к жизни в тех же самых телах, которыми они обладали на земле, т.е. верили в материальное воскресение, и нет никаких сомнений, что погребальные подношения, которые они оставляли в могилах и гробницах, должны были служить усопшим пищей в загробном мире на весь период приспособления последних к новым условиям. В более поздние эпохи, несмотря на сохранение традиционных подношений, наиболее образованные египтяне отказались от веры в физическое воскрешение, и в текстах как ранних, так и поздних периодов египетской истории недвусмысленно провозглашается, что физическая часть человека остается на земле, тогда как его духовная часть обретает покой в раю. В одном тексте говорится: “Душа твоя обитает на небесах перед Ра, твой двойник получает от богов все необходимое, твое духовное тело пребывает в славе среди духов огня, а твое физическое тело осталось в подземном мире (т.е. в могиле”). Все имеющиеся на сегодняшний день исторические свидетельства показывают, что египтяне мумифицировали тела умерших, потому что верили, что в физическом теле растет и развивается духовное тело. Как явствует из древних текстов, египтяне верили, что если должным образом назначенные жрецы прочитают над телом умершего предписанные книгами молитвы и совершат, соблюдая правила, все необходимые ритуалы, оно наделяется способностью развить внутри себя духовное тело, называемое саху, которое может вознестись на небеса и обитать там вместе с богами. Саху имело форму того тела, из которого оно родилось, и было бессмертно, в нем жила душа человека. Древнеегипетские представления о составных частях человека в физическом, ментальном и духовном планах выглядят следующим образом.1. Физическое тело, называемое кхат, т.е. тело, которое подвержено разложению и может быть сохранено только при помощи мумификации.2. Ка – слово, которое по общему согласию ученых переводится как “двойник”. Ка представлял собой некую абстрактную индивидуальность или личность, обладающую внешностью и качествами человека, которому она принадлежала, и хотя обычно Ка жил в гробнице вместе с телом, он мог по своему желанию выходить из нее. Предполагалось, что Ка нуждается в еде и питье, поэтому обычно египтяне тщательно следили за тем, чтобы в гробницах всегда оставалось вдоволь подношений, чтобы Ка тех людей, которые похоронены, не пришлось покидать гробницы, бродить по земле и поедать отбросы, запивая их грязной водой.3. Ба, или душа сердца, некоторым образом связанная с Ка, в котором или с которым, она, по представлению древних, обитала в гробнице и делила погребальные подношения, хотя во многих текстах указывается, что она жила с Ра и Осирисом на небесах.4. Аб, или сердце, было тесно связано с душой и считалось источником как животной жизни, так и добра и зла в человеке. Сохранению сердца человека придавалось огромное значение, ведь во время Суда это единственная часть тела, которая подвергается специальной проверке.5. Кхаибит, или тень, была тесно связана с ба, или душой; она, по-видимому, питалась подношениями, оставленными в гробнице того человека, которому она принадлежала.6. Кху, или душа духа, она считалась эфирным существом, т.е. по сути, той самой Душой, которая не может умереть ни при каких обстоятельствах; кху обитала в саху – или в духовном теле человека.7. Секхем, или сила, которую мы можем рассматривать как жизненную энергию человека; секхем обитала в раю среди кху и духов.8. Рен, или имя, ради сохранения которого египтяне принимали чрезвычайные меры предосторожности, ибо, согласно распространенному в те времена верованию, если человеку не удавалось сохранить имя, он переставал существовать.9. Саху, или духовное тело, которое служило обиталищем души. Оно развивалось из физического тела с помощью молитв и ритуалов, исполняемых у могилы или в каком-либо другом месте должным образом назначенными и безукоризненно знающими свое дело жрецами, было вечным и не подвергалось разложению. Жрецы читали над умершим во время процесса его мумификации Главы из Книги Мертвых, которые должны были открыть ему путь к вечности счастливой жизни, дать ему все, чего он только может пожелать в загробном мире, обеспечить ему победу над врагами, сохранить в неприкосновенности его мумифицированные останки и, наконец, позволить его душе достичь царства Осириса. Суд над умершими происходил в Зале Суда Осириса; судьей был сам Осирис, которому помогали боги, составлявшие его совет. Суд над каждым усопшим, очевидно, происходил вскоре после его смерти; те, кого суд признавал виновными, сразу же отдавались на съедение Пожирателю Мертвых и прекращали существовать; те же, за кем суд не находил никакой вины, вступали в царство Осириса, где обретали вечную жизнь и счастье. Знаменитый греческий историк Геродот Галикарнасский (484 - 425 гг. до н.э.), путешествуя по Средиземноморью и Причерноморью, собирал и записывал легенды и предания народов, населявших эти земли, их обычаи, исторические события и многое другое. Иногда он пользовался письменными источниками, иногда вел записи на основании собственных наблюдений, иногда же материалом ему служили рассказы других путешественников. Свои записи Геродот собрал в единый труд под общим названием "История в девяти книгах". Не все в истории Геродота соответствует действительности. Например, многие вымыслы и даже легенды он принимает за подлинные события. Тем не менее труд Геродота и сейчас имеет огромную научную ценность. Вторая книга "Истории" Геродота посвящена Египту. Геродот посетил Египет около 450 г. до н. э. Он проехал вверх по течению Нила через всю страну, вплоть до южной границы. В пути он расспрашивал обо всем местных жителей, выслушивал объяснения своих проводников, беседовал со жрецами. Их рассказы и легли в основу второй книги "Истории". Быки считаются посвященными Эпафу <священному быку Апису>, и поэтому их тщательно исследуют вот каким образом. Если найдут на нем хоть один черный волос, то бык считается нечистым. Исследование же это проводит нарочно назначенный для этого жрец, причем животное стоит прямо, а затем лежит на спине. Потом у быка вытягивают язык, чтобы узнать, чист ли он от особых знаков... Жрец осматривает также волосы на хвосте: правильно ли они по природе растут. Если животное окажется чистым, то жрец отмечает его, обвивая папирусом рога, и затем, намазав их печатной глиной, прикладывает свой перстень с печатью, после чего быка уводят. За принесение в жертву неотмеченного животного полагается смертная казнь. Когда египтяне собираются на праздник в Саисе, то все в ночь [после жертвоприношения] возжигают множество светильников и ставят их вокруг домов. Светильники же эти - мелкие сосуды, наполненные солью и маслом, на поверхности которых плавает светильня. Светильники горят целую ночь, и праздник этот называется праздником возжигания светильников. Даже те египтяне, кто не участвует в саисском торжестве, соблюдают этот праздник: все возжигают в ночь после жертвоприношения светильники, так что возжигание их происходит не только в Саисе, но и по всему Египту. А почему этой ночью возжигают свет и так торжественно справляют [праздник], об этом говорится в священном сказании. Во время пожара с кошками творится что-то удивительное. Египтяне не заботятся о тушении огня, а оцепляют горящее пространство и стерегут кошек, а те все же успевают проскользнуть между людей и, проскочив через них, бросаются в огонь. Это повергает египтян в великое горе. Если в доме околеет кошка, то все обитатели дома сбривают себе только брови. Если же околевает собака, то все стригут себе волосы на теле и на голове. Трупы кошек отвозят в город Бубастис, бальзамируют и погребают там в священных покоях. Собак же хоронят каждый в своем городе в священных гробницах. Так же, как собак, хоронят ихневмонов (мангустов); землероек же и ястребов отвозят в город Буто, а ибисов в Гермополь. Медведей, редких в Египте, и волков, которые несколько больше лисиц, хоронят там, где найдут их мертвыми. О крокодилах нужно сказать вот что. Четыре зимних месяца крокодил ничего не ест. Хотя это четвероногое и земноводное животное, но кладет яйца в землю и высиживает их. Большую часть дня крокодил проводит на суше, а ночь - в реке. Ведь вода ночью теплее воздуха и росы. Из всех известных нам живых существ это животное из самого маленького становится самым большим. Ведь яйца крокодилов немного крупнее гусиных, и детеныш соответственно величине яйца вылупляется маленьким. Когда же он вырастает, то достигает длины в 17 локтей и даже более. У крокодила свиные глаза, большие зубы с выдающимися наружу клыками в соответствии с величиной тела. Это - единственное животное, не имеющее от природы языка. Нижняя челюсть у него неподвижна. Только крокодил придвигает верхнюю челюсть к нижней, чем и отличается от всех прочих животных. У него также острые когти и чешуйчатая твердая кожа на спине. Слепой в воде, крокодил, однако, прекрасно видит на суше. Так как он живет в воде, то пасть его внутри всегда полна пиявок. Все же другие звери и птицы избегают крокодила. Только трохил - его друг, так как оказывает ему услуги. Так, когда крокодил выйдет из воды на сушу и разинет пасть (обычно лишь только подует западный ветер), тогда эта птица проникает в его пасть и выклевывает пиявок. Крокодилу приятны эти услуги, и он не причиняет вреда трохилу. Так вот, в иных областях Египта крокодилы считаются священными, а в других - нет. И с ними даже обходятся, как с врагами. Жители Фив и области Меридова озера почитают крокодилов священными. Там содержат по одному ручному крокодилу. В уши этому крокодилу вдевают серьги из стекла с золотом, а на передние лапы надевают кольца. Ему подают особо назначенную священную пищу и, пока он живет, весьма заботливо ухаживают за ним, а после смерти бальзамируют и погребают в священных покоях. Жители города Элефантины, напротив, не почитают крокодилов священными и даже употребляют их в пищу...Есть еще одна священная птица под названием феникс <Бену>. Я феникса не видел живым, а только - изображения, так как он редко прилетает в Египет. В Гелиополе говорят, что только раз в 500 лет. Прилетает же феникс, только когда умирает его отец. Если его изображение верно, то вид этой птицы и величина вот какие. Его оперение частично золотистое, а отчасти красное. Видом и величиной он более всего похож на орла. О нем рассказывают вот что (мне-то этот рассказ кажется неправдоподобным). Феникс прилетает будто бы из Аравии и несет с собой умащенное смирной тело отца в храм Гелиоса <Атума или Ра>, где его и погребают. Несет же он его вот как. Сначала приготовляет из смирны большое яйцо, какое только может унести, а потом пробует его поднять. После такой пробы феникс пробивает яйцо и кладет туда тело отца. Затем опять заклеивает смирной пробитое место в яйце, куда положил тело отца. Яйцо с телом отца становится теперь таким же тяжелым, как и прежде. Тогда феникс несет яйцо [с собой] в Египет в храм Гелиоса. Вот что, по рассказам, делает эта птица. На пиршествах у людей богатых после угощения один человек обносить кругом деревянное изображение покойника, лежащего в гробу. Изображение представляет собой расписную фигуру величиной в один или два локтя с чертами покойника. Каждому сотрапезнику показывают эту фигуру со словами: "Смотри на него, пей и наслаждайся жизнью. После смерти ведь ты будешь таким!" Таковы обычаи египтян на пиршествах.

История Египта имеет периодизацию уже античного времени. В соответствии с храмовой традицией жрец Манефон составил для эллинистических царей Птолемеев список всех правителей Египта. Насколько его периодизация безупречна, судить трудно, так как большую часть данных проверить не удается. Не исключено, что некоторые имена в его списке вообще вымышлены, потому что, кроме как здесь, они больше нигде не встречаются.

Манефон представил историю Египта в виде сменяющих друг друга правящих династий (типично эллинское представление о монархическом принципе). Таким образом, в его списке сами эллинистические цари оказались XXXII династией, на которой и заканчивается история самостоятельного Египта. Некоторые из описанных Манефоном династий — династии оккупантов. Более того, если гиксосы (XV и XVI династии) действительно правили в Египте, то, например, две династии (XXVII и XXXI) — это персидские цари, которым тогда принадлежал Египет, но которые вообще в Египте не бывали, а управляли им дистанционно, как одной из своих сатрапий. Наконец, некоторые династии переходных периодов, т. е. периодов, когда Египет распадался, правили параллельно (это установить удается). Есть династии, чье правление пришлось на периоды больших социальных и, можно не сомневаться, этнических потрясений. В таких династиях сменяют друг друга цари, правившие каждый менее, чем по году. Понятно, что они вряд ли могли успеть оставить ощутимый след в истории Египта. Вместе с тем некоторые династии бесспорные. До нас дошли краткие сведения о ряде фараонов и даже биографии некоторых из них (они наличествуют у тех фараонов, чье правление пришлось на периоды максимального расцвета Египта).

Вся египетская история делится на крупные периоды, крупные исторические эпохи, включающие в себя по несколько династий. Это периоды Древнего царства, Среднего царства и Нового царства, а также хорошо изученный, подтверждаемый другими источниками Поздний период, после чего Египет, потеряв свою независимость, уже входит в состав иноземных империй. Деление на эти эпохи не случайно. Каждая из них имеет свое неповторимое лицо, что хорошо видно по памятникам искусства (они разнятся от эпохи к эпохе). Между четырьмя крупными периодами — тремя Царствами и Поздним периодом — имеют место три переходных периода, в которые Египет переживал большие потрясения и чаще всего распадался. Причем распадался он очень легко — на Верхний и Нижний Египет, а далее на отдельные номы. Номы сохранялись на протяжении всех сменяющих друг друга царств.

Номы — административные единицы в Древнем Египте. По господствовашей в египтологии до 1970-х годов теории, первые государственные образования в Древнем Египте, ставшие позже административными единицами объединённой страны. Сегодня исследователи связывают возникновение номов с административными преобразованиями раннединастического времени. При ком из царей I—II династий был введен этот порядок, доподлинно не известно, но, по существующим сведениям, номовая система уже сложилась к началу правления III династии. Также неизвестно, где номы были введены раньше: в Верхнем или в Нижнем Египте. В Нижнем Египте номы, вероятно, сложились вокруг мест сбора сельскохозяйственной продукции для царской казны.

Несомненно, эта периодизация отражает также этническую историю. Л. Н. Гумилев, специально Египтом не занимавшийся, тем не менее отметил, что есть, условно говоря, египтяне первые и египтяне вторые, и этногенез последних начинается со Среднего царства.

Раннее царство составляет период примерно от 3100 до 2800 г. до н. э., когда правит I и II династия. I династия насчитывает 7 или 8 царей, начиная с фараонов Аха или Менеса, а II династия — 8 или 9 царей. Хотя до Раннего царства в истории встречаются по крайней мере два имени фараонов, они, по всей вероятности, не были царями единого Египта. А Раннее царство — период пассионарного перегрева, на энергии которого Египет и был создан.

Древнее царство охватывает период примерно с 2800 по 2150 г. до н. э. На эти 600 лет приходятся последние фазы этногенеза древних или первых египтян — надлом и инерция.

Далее следует первый переходный период: примерно 2150 — 2040 гг. до н. э. В этот коротенький период вписываются 4 династии — VII, VIII, IX и X. Они, конечно, существовали хотя бы попарно параллельно, а скорее всего картина была еще сложнее (т. е. не две династии, а три из четырех царствовали одновременно). На этом история первых египтян заканчивается — в фазе обскурации этнос распался.

По Гумилёву, обскурация - это время окончательной потери пассионарности, упадка и разложения. Тем не менее, слава и опыт былой общности в глазах соседей столь велика, что даже в таком состоянии влияние «разлагающихся остатков» может быть велико.

Среднее царство датируется примерно 2040-1680 гг. до н. э., после чего наступает второй переходный период: 1680-1580 гг. до н. э. Затем следует Новое царство: 1580-1085 гг. до н. э. Далее имеет место третий переходный период: 1085-950 гг. до н. э. и Период иноземных династий (ливийской и эфиопской): 950-664 гг. до н. э. И затем историки отмечают Поздний период Египта: 664-525 гг. до н. э.

Историк-русист С. Н. Марочкин недавно выдвинул крайне интересную гипотезу, которая вряд ли будет опубликована прежде, чем ее рассмотрят египтологи. Марочкин предположил, что на самом деле под именем египтян мы изучаем не два, а три этноса. Он считает, что египтяне Среднего царства — это один народ, тогда как египтяне Раннего и Древнего царств — два народа, каждый из которых основал свое Царство (один — Верхний, другой — Нижний Египет). Именно поэтому столь большое значение имела двойная — составная не только по цвету (красно-белая), но и по форме — корона правителей Верхнего и Нижнего Египта. Если гипотеза верна, и Египет Древнего царства есть объединение двух дружественных этносов, тогда Древнейший Египет — первый и удачный опыт создания империи. А для имперского образования действительно было бы очень важно объединить символы сакральной власти царей Верхнего и Нижнего Египта. Конечно, двухцветная корона (точнее, тиара) египетских царей сохранится и потом. Но потом она будет представлять собой наследие, возрождаемое следующим египетским этносом, который принял эстафету. Это будет, конечно, уже один народ, начавший свою историю где-то в XXI в. до н. э. Однако для него это лишь древняя культурная традиция, и его ничто не обязывает повторять опыт имперского образования (ведь Египет уже населен только одним народом).

Первые египтяне или первые и вторые (два народа) появились в долине Нила в IV тысячелетии до Р. Х. Они не были первыми обитателями тех мест, но до них население было чрезвычайно редким, малочисленным (это были не более чем примитивные охотничьи поселки). Существует две версии по поводу того, откуда пришли первые египтяне, — азиатская и африканская. Но достоверно мы не знаем, кто они были. Этнически они очень обособлены, очень не похожи на другие народы той же эпохи. Среди своих белых и темнокожих соседей они выделялись даже цветом кожи — желто-бронзовым. Их исходная антропологическая обособленность всегда подталкивала Египет к изоляции.

Египтяне хорошо и уверенно чувствовали себя только на своей земле. Надо сказать, военные и уж тем более дальние морские экспедиции (а первые морские экспедиции совершались еще в период Древнего царства) свидетельствуют о редкостном героизме этих людей. Дело в том, что египтянин не хотел быть погребен за пределами Черной земли (их собственное название Египта — «Черная земля» — «Та Кем», а слово «Египет», которым все теперь пользуются, происходит от греческого произношения «Айгюптос» другого египетского термина — «Хет Ка Пта»). Погребение вне Египта вызывало у египтянина сомнения в своем благополучном посмертии. Поэтому решиться участвовать в военном походе или географической экспедиции (поначалу на папирусных вязанных ладьях) — уровень героизма, для нас почти не представимый. Если же предположить, что они действовали по приказу царя, тогда нужно предположить и рабскую психологию у всех египтян тотально (от вельмож до крестьян), а рабы не способны на героизм!

Один из интереснейших моментов в истории египетской культуры — история великих пирамид. У нас бытует гипотеза, что фараоны возводили пирамиды ради своего возвеличивания над подданными.

Однако, во-первых, все великие пирамиды возведены царями Древнего царства. Более того, великие пирамиды в Гизе — три самые большие — принадлежат царям IV династии Хуфу, Хафра и Менкаура (или, в греческом произношении, Хеопсу, Хефрену и Микерину). И даже если допустить, что до IV династии уровень цивилизации не позволял египтянам возводить столь грандиозные сооружения, то остается вопрос, отчего за всю последующую историю Египта длиной в 2500 лет не было построено новых больших пирамид.

К настоящему моменту пирамиды подробно исследованы. Это чрезвычайно сложные сооружения, в основе которых лежат добротнейшие математика и сопромат. В них все не случайно — не случайны углы при вершине и основании, не случайно ориентирован вход в саму пирамиду (по Солнцу) и вход в погребальную камеру (по Сириусу).

Во-вторых, пирамида — не просто заупокойное сооружение фараона. Дело в том, что живой фараон отождествлялся с соколом Гором — победителем Сета (последний олицетворял злое начало), спасителем предательски убитого отца своего — бога Осириса, которого Гор воскресил. (Кстати, существует научная гипотеза, сейчас, пожалуй, не разделяемая большинством египтологов, о том, что бог Осирис — один из древнейших, а может, и первый фараон, впоследствии обожествленный.) А в посмертии фараон отождествлялся с Осирисом. Здесь защитник, как Гор, в посмертии фараон становился проводником всех своих умерших подданных в царство Осириса. Поэтому безупречное погребение фараона, гарантирующее безупречное посмертие его (читай: отождествление с Осирисом), было жизненно необходимо или, если хотите, посмертно необходимо каждому из подданных. Египтяне Древнего царства строили пирамиды не фараону, а прежде всего самим себе. Таким образом, возведение великих пирамид в Гизе надо рассматривать, как религиозный подвиг народа.

Прямая аналогия — восстановление Иерусалимского храма при Эзре (Ездре в славянском написании), когда возвращенные Киром Великим из вавилонского плена евреи 40 лет не должны были заниматься ничем посторонним, а должны были восстанавливать храм. Это — тоже религиозный подвиг народа.

Мы не все понимаем с пирамидами. До сих пор не подтверждено, как и не опровергнуто, сенсационное открытие американского ученого, который, исследуя разлом камня одной из великих пирамид, обнаружил в его структуре человеческий волос. Отсюда он предположил, что это вовсе не камень, а бетон такого качества и состава, который мы воспроизводить не умеем, как впрочем не умели уже и римляне, активно пользовавшиеся бетоном. Если его предположение верно, то, во-первых, это лишнее напоминание, что каждая культура, заканчивая свою историю и уходя в небытие, в небытие же уносит и большую часть достижений собственной цивилизации (ведь с тех пор прошло всего 4500 лет, но никто больше не умеет делать такой бетон)! Во-вторых, картина Древнего мира принципиально меняется: тогда пирамиды возводили не десятки тысяч надрывающихся рабов и согнанных бесправных крестьян, а лишь сотни высококвалифицированных ремесленников. Но и в этом случае пирамиды — религиозный подвиг народа.

Облицованы пирамиды были плитами из полированного белого гранита. Поэтому они не только сияли под солнцем, но и мерцали в лунную ночь, что было потрясающе красиво. Однако впоследствии мусульмане ободрали облицовку для своих строительных нужд со всех пирамид. Лишь на верхушке пирамиды Хефрена сохранилось немного облицовочного камня.

Как уже говорилось, Египет был основан на незатруднительной ирригации Нила. Эта река (единственная из рек, на которых были построены «гидравлические цивилизации») не только орошала, но и удобряла поля. Вместе с тем египтяне были зависимы от уровня разлива. На него они влиять не могли. С одной стороны, достаточность свободного времени благодаря незатруднительной ирригации, с другой — зависимость от неподвластных человеку сил природы породили своеобразную, необычайно созерцательную, утонченнейшую религиозную систему египтян, одну из самых сложных на планете. Поразительнее всего в ней представление о посмертии.

Немецкий философ XX в. Вальтер Шубарт предложил очень интересную классификацию религиозных систем по их отношению к миру реальному (точнее, материальному) и миру загробному, который не менее реален для представителей большинства религиозных систем. Шкала отсчета, по Шубарту, такова:

1. здесь хорошо — там плохо;

2. здесь плохо — там хорошо;

3. здесь плохо — там плохо;

4. здесь хорошо — там хорошо.

Религиозные системы первого и второго типа не редки. Гораздо реже встречаются религиозные системы третьего типа, а религиозные системы четвертого типа еще реже. У египтян была религия четвертого типа. В своей убежденности в прекрасном загробном мире они, возможно, даже превосходили христиан и мусульман, хотя и у последних, строго говоря, религии построены в этой парадигме (осторожнее следовало бы сказать, что для исповедующих единого Бога здесь не очень хорошо, но скорее хорошо, чем плохо, а там может быть совсем хорошо). Египтяне полагали, что там будет хорошо. А о том, что здесь хорошо, свидетельствует невероятная схожесть представлений египтян о загробном мире с их реальным земным миром, в котором им нравилось жить.

Правильно подготовленный к загробному миру египтянин собирался там заниматься тем же, чем он занимался в здешней жизни, но в блаженной обстановке. Здесь все-таки есть тяжелый труд, а там нет. Между жизнью в долине Нила с ее земледелием, садоводством, скотоводством, рыболовством и жизнью в посмертии в долине Нила небесного на полях Иалу (который есть просто копия Нила земного, его отражение) разница примерно такая же, как если бы вы всю жизнь с необычайным рвением выращивали на 5-6 сотках клубнику, проводя летом ежедневно по 14 часов на карачках, и вдруг вместо этого в посмертии занялись комнатным цветоводством, незатруднительным, очень красивым. Все вроде то же самое, но без тяжелого труда. Тяжелый труд исчез, а уклад жизни остался. И так собирался жить в посмертии каждый египтянин. Особенно отчетливо это проявляется в период Среднего царства, ибо со сменой культурно-исторического периода (и, как уже говорилось, со сменой этноса) религиозная система египтян изменилась достаточно серьезно.

Если для египтян Древнего царства Осирисом в посмертии становился фараон, то для египтян Среднего и Нового царства им становился каждый человек, подготовившийся и праведно покинувший этот мир (т. е. каждый отождествлялся с Осирисом). Между прочим, в этом кроется разгадка прекращения строительства гигантских пирамид, подобных построенным в Гизе. Существенное изменение религиозной системы — вот что делает ненужным их возведение.

А как необходимо было подготовиться египтянину к посмертию?

Дело в том, что многие народы считали, что человек состоит из двух элементов — души и тела. Более утонченные народы полагали человека трехсоставным (трихотоничным), состоящим из духа, души и тела. Такое верование, присущее уже миру Античности, не было тогда всеобщим, но оно утверждалось христианством. Египтяне же полагали человека восьмисоставным с изощренной многосоставной незримой частью. Ее важнейшими элементами, требовавшими сложного обращения, были Ка — двойник, Ба — представление, наиболее напоминающее собственно представление о душе, и Ах — подлинное имя.

Египтяне — не единственный народ, считавший, что знать подлинное имя, значит приобрести власть над человеком. Поэтому Ах скрывалось ото всех (иногда даже от родителей), кроме, естественно, нарекающего это имя и кого-то еще очень драгоценного и любимого. Заметим, что посмертно упоминается не то имя, под которым египтянин жил (это известно из практики погребения фараонов, и, очевидно, это же касалось всех остальных), но и не его подлинное имя, Осирису, без сомнения, известное.

Отношения с Ка и Ба тоже очень сложны. Ба идет в вечный путь на поля Иалу. Однако, чтобы его встреча с Ка прошла благополучно, Ка, пребывающий в гробнице, ни в коем случае не должен быть поврежден. Отсюда мумификация, позволяющая сохранить тело на возможно более долгий срок. Отсюда же и категорическая невозможность самоубийства, потому что тогда Ба не сможет удалиться к Нилу небесному (Ка будет вечно его мучить). В этом отличие египетской религиозной системы от очень многих религиозных систем Древности, для которых самоубийство почти нормативно или по крайней мере не является прегрешением. Путь к посмертному бесконечному благоденствию включал подготовку гробницы, в момент кончины подготовку тела к сохранности (т. е. мумификацию), а также снабжение ко всем необходимым.

Уже в период Нового царства египтянину в гробницу стали класть статуэтки ушебти — слуг, которые будут исполнять за него на Ниле небесном тяжелые работы (еще одно свидетельство, что загробный мир представлялся египтянам калькой мира реального). Чем богаче египтянин, тем больше фигурок ушебти с ним положено, но клали всем. Конечно, фараона сопровождали ушебти в высокохудожественном исполнении, а какого-нибудь лодочника — очень примитивные. Однако последние, вероятно, так же хорошо работали в посмертии, избавляя хозяина от лишнего труда.

Кроме того, Ка нужно кормить. Египтяне полагали, что Ка ест то же, что и живой человек, но пищевые продукты в гробницу никогда не укладывались — в заупокойном ритуале их просто называли. Т. е. в представлении египтян слово само по себе творит материю.

Но, пожалуй, самое любопытное в египетском богословии — это представление о сотворении мира богом Птахом, о чем рассказывает текст Позднего Среднего царства, известный в литературе, как «Мемфисский папирус» или «Мемфисская теология». Здесь есть некоторое скрытое единобожие — бог-творец. Однако интересно не то, что Птах сотворил Вселенную из ничего, а интересен сам метод: он называл вещи и тем творил их. Представление о слове творящем (не о магическом слове-заклинании!) отсутствует во всех религиозных системах и даже в Библии до четвертого Евангелия — Евангелия от Иоанна, — начинающегося памятным текстом «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог». Только четвертое Евангелие открывает, что Слово — одно из имен Божьих. Но даже близкие строго единобожные системы этого не знают, а египтяне знали, хотя, может, и смутно. Если принять теорию повреждения, то можно отметить совершенно незаурядную религиозную память египтян, умудрившихся сохранить через витки этногенеза одно из сложнейших богословских понятий.

Кстати, произношение египетских имен собственных более или менее условно. Египетские тексты читаются абсолютно свободно, практически без заметных разночтений, однако звучание имен неизвестно, а некоторые исторические деятели Египта попали в историю с греческими именами. Тем не менее, есть определенная научная традиция, которая даже эволюционирует (например, раньше писали Птах, теперь — Пта).

Мир Древнего Египта породил также тончайшую культуру. Мы сейчас располагаем столь совершенными переводами египетских текстов на русский язык, что их вполне можно читать, как памятники художественной литературы, и получать чисто эстетическое наслаждение. Более того, мы не можем носителям этой тонкой, созерцательной, мистической донельзя религиозной традиции отказать и в чувстве юмора. (Тут уместно заметить, что все представители светлых религиозных систем чувства юмора не лишены. Обычно чем более демонизирована религия, тем более мрачны и скучны ее адепты.)

Египтянам было свойственно представление об очень сложном устройстве человека. Видимо, поэтому они первыми посягнули создать духовный портрет (как живописный, так и скульптурный), т. е. портрет внутреннего мира человека, а не душевный, т. е. психологический портрет, портрет с индивидуальной характеристикой. Настоящий психологический портрет впервые создали римляне, которые не посягали в своей достаточно простодушной религиозной системе на создание портрета духовного. Египтяне же именно к этому стремились и были необычайно близки.

Однако духовный портрет в мировой истории удался только одной культуре — христианской. Духовный портрет — это христианская икона. Но здесь немаловажно отметить, что у нее был прямой протограф — фаюмский погребальный портрет, названный так по большинству подобных портретов, найденных при раскопках в оазисе Фаюм. (Мы располагаем великолепным собранием фаюмов в Музее изобразительных искусств в Москве.) Фаюмы II-IV вв. н. э. необычайно близки к древнейшей иконе. Известно, что иконы писались уже в I в. н. э., но самые древние иконы, дошедшие до нас, датируются началом VI в. Все они, без исключения, происходят из монастыря Св. Екатерины, основанного в VI в. на Синае, т. е. из области древнеегипетского культурного ареала. Это один из интереснейших примеров влияния, которое оказала культура Древнего Египта на существующие и ныне две христианские культуры.

Как уже говорилось, великая культура или культурно-исторический тип включает в себя более, чем один народ и обычно более, чем одно государство. То, что египетских этносов Раннего и Древнего царств было два, а не один, пока не доказано (на этот счет существует лишь недавно появившаяся гипотеза). И все же рассматривать древнеегипетскую культуру, как великую, нам дает право, во-первых, включение в ее состав Нубии (нынешний Судан). Эта страна, расположенная выше нильских порогов, не всегда, но бывала под властью египетских фараонов. Она оставила памятники своеобразной культуры (особенно времен государства Мероэ) и вместе с тем, несомненно, примыкает к египетской культуре, входит с нею в один регион, в один культурно-исторический тип (сохранились даже небольшие мероитские пирамиды). Так что, все-таки еще одна страна есть.

Во-вторых, за пределами Египта лежит сфера его культурных влияний, и она весьма обширна. Причем египтяне фактически во все периоды своей истории, начиная с Древнего царства, в большей степени влияли на культуру, искусство других народов, чем те влияли на египтян. Так было в зоне культурных контактов с народами Месопотамии. Так, безусловно, было с Древнем Израилем, в т. ч. и периода первых царей. Так было с критской (или эгейской) культурой. И даже позднейшие арийские народы — иранцы и эллины — относились к египетскому наследию трепетно и время от времени позволяли себе крупные оттуда заимствования. Таким образом, речь, конечно, идет о великой культуре.

Египет, вне всякого сомнения, создал и чрезвычайно высокую цивилизацию. Она оставила нам в наследство не только технику каменной тески и каменной кладки, колонные залы и портики, ворота, обрамленные двумя пилонами (линия оттуда идет прямо к готическим соборам с их двумя башнями). Египтяне не только надолго опередили другие народы в искусстве градостроительства и фортификации, т. е. возведении крепостей (что показали раскопки послевоенного периода XX в.). Есть и более серьезные вещи.

Египтяне первыми разработали солнечный календарь. До них и параллельно им существовали лишь лунные календари. Лунно-солнечные календари (лунные календари с солнечной коррекцией) появились под влиянием Египта у тех народов, которые не хотели отказаться от лунного календаря. И сейчас повсюду на планете используются солнечные календари (т. е. прямое египетское наследство) или, как у иудеев и мусульман, лунно-солнечные (т. е. календари, исправленные с помощью египтян). Строительство пирамид делало египтян выдающими астрономами и астрологами и, кроме того, незаурядными геометрами (основания науки геометрии лежат в египетском наследии). Египтяне, не желавшие быть погребенными в чужих землях, не стали великими мореплавателями, и все-таки они первыми (раньше финикиян) начали эпоху серьезных морских плаваний. Заметим, что все народы Месопотамии мореходами не были.

Значение Солнца в египетской культуре необычайно высоко, хотя характер почитания Солнца менялся. Имя Солнца — Ра. Оно постоянно повторяется в египетских именах. Этот корень встречается и в других, далеких от древнеегипетского, языках, но имена египетских фараонов буквально через одного включает в себя имя Ра (скажем, в той же IV династии — Хаф-ра, Менкау-ра, недолго правивший Джедеф-ра). Египтяне очень серьезно относились к Ка, очень о нем заботились. И Ка тоже нередко встречается в египетских именах собственных. Например, есть известное археологам захоронение некой знатной женщины, которую звали Ка-нефернефер (Дважды прекрасная Ка). Довольно сложная мифология древних египтян, т. е. художественное осмысление того, что закладывала их религия, очень интересна.





Дата публикования: 2015-10-09; Прочитано: 180 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.015 с)...