Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Особенности эпохи античности



АНТИЧНОСТЬ (от лат. antiquus — древний), в широком смысле слова термин, равнозначный русскому «древность», в узком и более употребительном значении — греко-римская древность (история и культура Др. Греции и Др. Рима).

В античной культуре выделяют эгейский период, темные века, архаику, классику, эллинизм и римский (республики и империи) период.

АРХАИКА (от греч. archaikos — старинный, древний), в искусствознании — ранний период древнегреческой культуры.

Архаический период не отделен от геометрического резкой хронологической границей: его начало приблизительно определяется 8 в. до н. э., конец — началом 5 в., иногда — концом первой четверти 5 в. Для греческого искусства это эпоха открытий: новации в архитектуре, скульптуре и живописи определили облик всей греческой культуры в целом. Никогда более Греция не знала такого количества художественных школ, путей, богатства, разнообразия и оригинальности поисков. Греческое понимание мироздания как разумно устроенного космоса, побеждающего стихийное и неоформленное, и в греческом храме нашло свое адекватное выражение — его структура в высшей степени ясная и продуманная, конструктивно понятная. Древнейшие из греческих храмов, известные нам в значительной степени по остаткам,— храмы Геры в Аргосе и Олимпии и храм Аполлона в Ферме (Этолия).

В греческой керамике, стилистически очень разнообразной, в 8 в. широко распространяется так называемая ориентализирующая (восточная) манера, на которой сказалось сильное ближневосточное влияние: протокоринфские, протоаттические и другие вазописцы опоясывают весь сосуд горизонтальными полосами, заполненными бесконечными шествиями зверей восточного типа; весь узор, сохраняя старинные геометрические мотивы, приобретает иную ритмику, а многоцветность заставляет вспомнить об инкрустации, о пестрых восточных тканях.

Такие же задачи в 6 в. решали и греческие скульпторы. Теперь мастер обрабатывает глыбу не с одной стороны, углубляясь в толщу породы, но со всех сторон, добиваясь правильности контура сначала с четырех точек зрения, а затем увеличивая по возможности их количество.

КЛАССИКА (от лат. classicus — образцовый, первоклассный), образцовые, выдающиеся, общепризнанные произведения литературы и искусства, имеющие непреходящую ценность для национальной и мировой культуры.

ЭЛЛИНИЗМ, период в истории стран Вост. Средиземноморья между 323 и 30 до н. э. (подчинение Египта Риму). Борьба за власть между диадохами привела к образованию на месте державы Александра Македонского нескольких государств: Селевкидов, Птолемеев, Пергама, Понтийского царства и др., политический строй которых сочетал элементы древневосточных монархий с особенностями греческого полиса; в течение 2-1 вв. эти эллинистические государства постепенно попали под власть Рима. Культура эллинизма представляла синтез греческой и местных восточных культур.

2. Тадж Махал – символ райского сада и вечной любви.

Место выбрали в пригороде Агры, на берегу реки Джамны. Как оказалось, выбор был очень удачным: впоследствии ни одно землетрясение не смогло нанести вред мавзолею. Из России везли малахит, из Багдада — сердолик, из Персии и Тибета — конечно же, бирюзу. Ибо, по преданиям, камень этот — не что иное, как кости людей, умерших от любви. Два других архитектора, венецианец и француз, разбили вокруг мавзолея прекрасный парк — Махтаб — баг, Лунный сад. Он стал символом райского сада: на хинди «сад» и «рай» звучат одинаково. Возможно, свою лепту в создание беломраморного чуда вложил и сам Шах Джахан, обладавший изысканным художественным вкусом.

Вход в мавзолей напоминает дворец из песчаника — красный, будто окрашенный кровью сердца. Изболевшегося, исстрадавшегося сердца. Все еще горячего, любящего. Узкие стрельчатые окна — как воздетые к Небесам руки плакальщиц, навеки застывшие в неизбывном горе. Внутри все осыпано гирляндами из самоцветов и пронизано солнечными лучами.

Комплекс возводили 22 года, об этом напоминают столько же куполов на главных воротах. За порталом в окружении стен из красного песчаника разбили прекрасный сад, который в исламской традиции считается райским уголком. В саду устроили четыре квадратные лужайки, и каждую поделили на 16 участков, что в целом создавало 64 клумбы. На каждую клумбу высадили по 400 цветущих растений. При султане в бассейнах сада плавали декоративные рыбки, по дорожкам гуляли павлины и другие экзотические птицы. Стражники, одетые в белые одежды и вооруженные ружьями, охраняли этот оазис от хищных птиц. В саду собирались знатные семьи, чтобы отдать дань уважения памяти Мумтаз и отдохнуть в густой тени.

Наперекор традициям само здание мавзолея в общем ансамбле расположено не в центре сада, а с его северной стороны. Схема расположения усыпальницы и садов полностью соответствует мусульманским представлениям о рае. Многие исследователи предполагают, что смысл такого композиционного решения заключается отнюдь не в стремлении приблизить Мумтаз-Махал к богу. Просто именно так Шах-Джахан воплотил свою мечту о собственном рае на земле.

Исследователи считают, что комплекс символизирует трон Аллаха. Усыпальница представляет собой симметричное восьмиугольное здание 57 м в периметре, увенчанное пятью куполами. Самый крупный из них — центральный — поражает своими размерами — 24,5 м высотой и 15 м в диаметре. Купол был крайне важным элементом в мусульманском искусстве, поскольку указывал путь в небеса. Сооружение стоит на высокой террасе, по углам которой установлены четыре минарета. Согласно исламским традициям это число имеет особый смысл — оно означает завершенность и совершенство, чем и объясняется постоянное обращение к нему в Тадж-Махале.





Дата публикования: 2015-10-09; Прочитано: 227 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.009 с)...