Главная Случайная страница Контакты | Мы поможем в написании вашей работы! | ||
|
Система (от др.-греч. σύστημα — целое, составленное из частей; соединение) — множество элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом, которое образует определённую целостность, единство.
Термин «система» обозначает как реальные, так и абстрактные объекты и широко используется для образования других понятий, например банковская система, информационная система, кровеносная система, политическая система, система уравнений и др.
Любой неэлементарный объект можно рассмотреть как подсистему целого (к которому рассматриваемый объект относится), выделив в нём отдельные части и определив взаимодействия этих частей, служащих какой-либо функции.
Изучением систем занимаются системология, кибернетика, системный анализ, теория систем, термодинамика, ТРИЗ, системная динамика и другие научные дисциплины.
Система есть совокупность зависимых или независимых элементов обеспечивающих исполнение целевой функции. Это кардинальное отличие от понятия множество. В этом смысле часть и целое есть неразрывно связанные понятия.
Свойства систем
Связанные с целями и функциями
Синергичность — максимальный эффект деятельности системы достигается только в случае максимальной эффективности совместного функционирования её элементов для достижения общей цели.
Эмерджентность — появление у системы свойств, не присущих элементам системы; принципиальная несводимость свойства системы к сумме свойств составляющих её компонентов (неаддитивность).
Целенаправленность — наличие у системы цели (целей) и приоритет целей системы перед целями её элементов.
Альтернативность путей функционирования и развития (организация или самоорганизация).
Связанные со структурой
Структурность — возможна декомпозиция системы на компоненты, установление связей между ними.
Иерархичность — каждый компонент системы может рассматриваться как система; сама система также может рассматриваться как элемент некоторой надсистемы (суперсистемы).
Связанные с ресурсами и особенностями взаимодействия со средой
Коммуникативность — существование сложной системы коммуникаций со средой в виде иерархии.
Адаптивность — стремление к состоянию устойчивого равновесия, которое предполагает адаптацию параметров системы к изменяющимся параметрам внешней среды (однако «неустойчивость» не во всех случаях является дисфункциональной для системы, она может выступать и в качестве условия динамического развития).
Надёжность — способность системы сохранять свой уровень качества функционирования при установленных условиях за установленный период времени.
Системы классифицируются по характеру связей параметров системы с окружающей средой.
Закрытые системы — какой-либо обмен энергией, веществом и информацией с окружающей средой отсутствует. Для закрытых систем характерно увеличение энтропии (второй закон термодинамики).
Замкнутые системы — обмениваются только энергией, но не обмениваются веществом;
изолированные системы — любой обмен исключен.
Открытые системы — свободно обменивающиеся энергией, веществом и информацией с окружающей средой. В открытых системах могут происходить явления самоорганизации, усложнения или спонтанного возникновения порядка.
44. Сущность и генезис человека: основные подходы.
В философской традиции человека одновременно рассматривали как природное начало, включенное в многообразие естественных процессов на уровне тела; социальное начало, воспроизводящее в духовном опыте социокультурные связи с отношения; конкретно-индивидуальное начало, реализующее свою свободную волю, судьбу и предназначение.
Соответственно этим началам сформировались следующие основные стратегии интерпретации человека: натурализаторская, экзистенциально-персоналистская, рационалистическая и социологизаторская.
В рамках натурализаторской концепции человек понимается как элемент природы, подобный животным и подчиненный единым с нею законам функционирования. Экзистенциально-персоналистская стратегия понимания человека рассматривает его как особое началов мире, не сводимое к внешним законам, а объясняемое с точки зрения индивидуально-неповторимого опыта и судьбы, уникальности, подлинности, свободы выбора. Рационалистическая парадигма человека сущностные особенности человека связывает с наличием у него разума, сознания, целеполагающей, в отличие от животного, деятельности. Причем разум здесь рассматривается как основание не только человеческого, но и природно-космического существа, в противоположность натуралистической концепции, трактующей разум как естественное развитие животных инстинктов. Социологизаторская программа рассматривает человека как продукт не столько биологической, сколько социальной эволюции. Человек обретает себя только в обществе, где в процессе социализации реализуются его генетически унаследованные качества.
Философская антропология – в широком смысле слова означает философское учение о человеке, его природе, сущности. В этом значении данное учение охватывает самые различные, нередко противоположные, направления, ориентированные на проблему человека – персонализм, прагматизм, религиозная философия, экзистенциализм, феноменология и др. Такой антропологический поворот в философии был вызван переменами в социальной и духовной жизни мира, драматическими событиями и катастрофами первой мировой войны и последующего десятилетия, необходимостью переосмысления человеческого бытия «на изломе».
В специальном смысле слова философская антропология означает философскую дисциплину, развивающуюся в 1920 – 1950 годы в основном в русле немецкой философии в Германии, а затем распространившуюся в ряде других стран, прежде всего в Австрии и Швейцарии. Общепризнанными классиками в этом направлении являются Шелер, Плеснер и Гелен с их фундаментальными работами: «Положение человека в космосе» Шелера (1928), «Ступени органического и человек» Плеснера (1928 и два трактата Гелена «Человек. Его природа и положение в мире» (1940) и «Первобытный человек и поздняя культура».
Дата публикования: 2015-10-09; Прочитано: 1389 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!