Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

ЛЕКЦИЯ: Советская наука и культура

ТЕМА № 23

Особенности развития науки и культуры в советский период. Социалистическая цивилизация мыслилась коммунистами как общество передовой культуры и науки. Итоги культурной политики, десятилетиями ориентированной на социалистический идеал, по многим аспектам оказались на уровне мировых стандартов, и все-таки, зачастую не такими однозначными, как ожидалось. Культуру советского периода характеризуют следующие черты и итоги.

Во-первых, преемственность в развитии дореволюционной и советской культуры. Советская власть унаследовала достижения «серебряного века» русской культуры. Советская власть национализировала учебные заведения и лаборатории, крупнейшие музеи и частные коллекции. На первых этапах советской истории продолжалась деятельность научной и художественной интеллигенции, чье становление и расцвет пришлись на дореволюционную пору. Они во многом обеспечили преемственность между дореволюционной и советской культурой. Тем не менее, именно в течение ХХ века многие художественные сокровища были утрачены в период Гражданской войны и интервенции, антирелигиозных кампаний и нацистской агрессии.

Во-вторых, традиции русской культуры и науки получили дальнейшее развитие за рубежом. Несколько поколений русской эмиграции обогатили отечественную и мировую культуру.

В-третьих, советская культура имела многонациональный характер. В соответствии с лозунгом о культуре «национальной по форме и социалистической по содержанию» советская власть поощряла развитие просвещения, науки и искусства во всех советских республиках и регионах, активно способствуя формированию национальной интеллигенции. В течение советской эпохи происходило взаимообогащение и сближение национальных культур.

В-четвертых, активная роль советского государства в судьбах науки и культуры. Октябрьская революция 1917 г. положила начало переходу к новому типу огосударствленной культуры. Процесс её развития был поставлен под беспрецедентный контроль государства, которое стремилось руководить духовной жизнью общества. С одной стороны, благодаря государственному финансированию и опеке происходило укрепление материальной базы науки и культуры, что создало благоприятные предпосылки для распространения просвещения и подготовки научных кадров, проведения научно-исследовательской работы и т.п. С другой стороны, усилился идеологический диктат и контроль руководства страны за научным и художественным творчеством. Цензурные ограничения и некомпетентный диктат чиновников подрывали свободу творчества и тормозили развитие отечественной культуры и науки. Научная и художественная интеллигенция, как часть общества, также пострадала от политических преследований и репрессий.

В-пятых, художественное творчество поощрялось в рамках государственных институтов культуры. Относительная автономия культурной жизни и творческих объединений периода НЭПа сменилась постепенной ликвидацией независимых изданий, творческих ассоциаций и включением деятелей искусства в огосударствленные творческие союзы. В 1932 г. ЦК ВКП (б) принимает постановление «О перестройке литературно-художественных организаций». Все деятели литературы и искусства были объединены в единые унифицированные общественные организации: Союз архитекторов, Союз художников, Союз композиторов, Союз писателей СССР, Союз журналистов, Союз кинематографистов и т.д.

В-шестых, в художественной жизни сосуществовали два пласта культуры – официальный, поддерживаемый и поощряемый государством, и неофициальный - не признанный и даже гонимый государством. Постепенно в СССР устанавливается режим ограничения художественных экспериментов и регламентации творческого самовыражения. Деятели культуры принуждались следовать единому методу отображения действительности - «социалистическому реализму». Идеологически соцреализм предполагал политическую лояльность и социальный оптимизм. Важнейшей особенностью эстетики соцарта был реализм. Диктатура соцреализма, как ведущего творческого метода, привела к тому, что любая эстетическая система, выходившая за рамки официально признанной, квалифицировалась как формалистическая, регрессивная и антисоветская. Тем не менее, наряду с «социалистическим реализмом» сосуществовала другая культура, ориентированная на зарубежные художественные течения и традиции раннего русского авангарда. Распространяется продукция «самиздата». Несомненно, оба пласта отечественной культуры включали как высокохудожественные образцы, так и слабые произведения, которые в своей сумме и составили отечественную культуру ХХ века.

Система образования и наука. Революция 1917 г., разрушившая сословный строй, привела к демократизации школьного и высшего образования. К школьному образованию получают доступ практически все слои населения. В 1919 г. советское правительство принимает декрет «О ликвидации безграмотности среди населения РСФСР». При Наркомате просвещения создаются Всероссийская чрезвычайная комиссия по ликвидации неграмотности (1920-1930 гг.) и общество «Долой неграмотность». Ликвидация неграмотности являлась подлинным социокультурным переворотом, нацеленным на уничтожение социального неравенства.

В 1925 – 1933 гг. в СССР завершился переход к обязательному всеобщему четырёхклассному образованию. Накануне войны в Советском Союзе начался переход к всеобщему обязательному семилетнему образованию. В то же время вводится плата за обучение старшеклассников и студентов вузов, что делало проблематичным получение достойного образования выходцами из малообеспеченных семей. Одновременно расширяется сеть высших учебных заведений, утративших свою автономию. С принятием Конституции (1936 г.) отменяются ограничения для «классово-чуждых элементов» при поступлении в вузы. В целом советское общество за межвоенный период резко повышает свой образовательный ценз. Тем не менее,Советский Союз отставал от стандартов развитых европейских стран.

В послевоенные годы в стране вводится всеобщее обязательное семилетнее образование. После смерти Сталина отменяется плата за обучение в старших классах и вузах, а также восстанавливается совместное обучение мальчиков и девочек в школе. В СССР получает распространение вечерняя форма получения среднего образования. По доле расходов на образование и науку в валовом внутреннем продукте СССР в 1950-1960-е гг. занимал одно из самых престижных мест в мире. К 1975 г. в стране осуществляется переход к всеобщему среднему образованию на десятилетней основе.

В итоге - если к 1917 г. в Российской империи 73% населения не умело читать и писать, то ко времени распада СССР только 0,2% населения было неграмотным (в городах была достигнута почти 100% грамотность населения).

Последовательное развитие и демократизация системы школьного и высшего образования стали предпосылкой для создания в СССР мощного научно-технического потенциала. Средства на развитие науки выделялись государством, и именно государство определяло приоритетные исследовательские направления. Академия наук была подчинена правительству и поставлена под контроль ЦК коммунистической партии. Государство создает крупные научные центры. После Великой Отечественной войны в СССР были образованы Сибирское отделение Академии наук СССР, Институт ядерной физики в Дубне (Подмосковье) и т.д. К середине 1970-х гг. число научных работников в СССР составляло 1/4 часть научных работников мира. Благодаря им Советский Союз по количеству изобретений и открытий не отставал и даже превзошел европейские страны, США и Японию.

В течение ХХ столетия советские ученые совершали открытия мирового значения в области ядерной физики и электроники. В 1949 г. в СССР была испытана атомная бомба; в 1954 г. вошла в строй первая в мире атомная электростанция, в 1959 г. – атомный ледокол «Ленин». Научные школы, имевшие мировое значение, сложились в области астрономии, математики, оптики, аэродинамики, термодинамики, геологии, геохимии, биологии, гелиобиологии, химии, энергетики, кораблестроения, металлургии, радиотехники, прикладной механики и автоматики. В Советском Союзе впервые в мире было организовано массовое производство синтетического каучука. Лучшие интеллектуальные силы сосредоточились в технических науках и оборонной промышленности.

Советские ученые десятилетиями держали лидерство в освоении космического пространства. В 1933 г. в СССР был создан Реактивный научно-исследовательский институт. Советский Союз открыл космическую эру в истории человечества, когда на орбиту Земли был выведен первый в мире искусственный спутник Земли (1957 г.). Потом последовалпервый космический полет человека вокруг нашей планеты (1961 г.) и первый выход человека в открытый космос (1965 г.). Визитной карточкой советской космонавтики стали пилотируемые орбитальные станции.

В более стесненных идеологией рамках развивались гуманитарные и общественные науки. Тем не менее, в каждой отрасли научного знания наблюдался прогресс, обусловленный деятельностью многих неординарных ученых.

В целом советская наука снискала широкое международное признание. К примеру, восемь советских ученых стали лауреатами Нобелевской премии. Тем не менее, на этапе «развитого социализма» самим ученым стало очевидным, что советская наука утрачивает свой динамизм и теряет свои позиции. В упадок приходят такие известные во всем мире академические центры как Обнинск, Новосибирский Академгородок. Виднейшие ученые с тревогой апеллировали к правительству, обращая внимание на не вполне эффективную систему образования и некомпетентность руководящих органов, ответственных за состояние науки, прежде всего, фундаментальной.

Литература и искусство. Советская эпоха не была обделена талантливыми художниками, писателями, музыкантами, режиссерами и артистами. ХХ столетие стало веком рождения многочисленных художественных школ, направлений, течений и стилей. Вопреки цензурному прессу отечественная культура была разнообразна на протяжении всего советского периода. Были отрыты новые имена и созданы произведения, вошедшие в копилку мировой классики.

Литература советского периода была представлена творчеством выдающихся мастеров слова, чьи произведения составили антологию мировой классики. Советская литература была представлена блестящим созвездием прозаиков, драматургов и поэтов. Литературу ХХ столетия отличало жанровое разнообразие. За десятилетия были созданы хрестоматийные произведения в жанре научной фантастики, исторической прозы и детской литературы.

Лучшие традиции русского драматического театра были продолжены и обогащены труппами Большого и Малого театра, Камерного театра и МХАТа (в 1987 г. он разделился на МХАТ им. Чехова и МХАТ им. Горького), Театра им. Е. Вахтангова и Театра «Современник», Театра на Таганке и Ленкома, Театра «Сатирикон» и т.д. В СССР создается первый в мире Театр юного зрителя и Центральный театр кукол. История драматического и оперного театров связана с именами талантливых режиссеров, дирижеров, артистов и солистов оперной сцены. В балетном искусстве складывается знаменитая система обучения классическому танцу педагога Агрипины Вагановой. Благодаря прекрасным хореографам и танцорам советская балетная школа десятилетиями занимала ведущие позиции.

Именно в советскую эпоху кинематограф приобретает в стране широкую популярность и доступность. Появляется плеяда выдающихся режиссеров и кинооператоров, обогативших мировую культуру. Всеобщее признание получило теоретическое наследие С. Эйзенштейна, Л. Кулешова, А. Довженко и Д. Вертова. В течение ХХ столетия советские кинематографисты осваивают звук и цвет, позже – стереоскопическое кино. Создаются шедевры мирового уровня в области художественного, анимационного и документального кинематографа. Развитие телевидения привело к появлению новой формы – телевизионных сериалов. Советский кинозритель, как впрочем, и театральная аудитория, был избалован обилием прекрасных артистов экрана и сцены. С 1959 г. стал регулярно проводиться престижный Московский международный кинофестиваль.

Классические музыкальные произведения были сочиненны Д. Шостаковичем, С. Прокофьевым, А. Хачатуряном, Т. Хренниковым, Д. Кабалевским, Г. Свиридовым, А. Шнитке, Р. Щедриным. Мировую и отечественную музыкальную классику исполняли выдающиеся скрипачи Д. Ойстрах и Л. Коган, пианисты С. Рихтер и Э. Гилельс. Международный статус получил Международный конкурс исполнителей имени Петра Чайковского (с 1958 г.).

На пересечении музыкального и вокального искусства складывается песенная классика советской эпохи, широко представленная творчеством талантливых композиторов и исполнителей. Мировую известность приобрел Ансамбль песни и пляски Советской армии имени А. Александрова и Русский народный хор имени М. Пятницкого. Среди эстрадных коллективов вниманием слушателей пользовались джаз-оркестры (1930-1960-е) и вокально-инструментальные ансамбли (1970-1980-е). Расцвет отечественного рока пришелся на 1980-е годы. «Магнитофонная революция» 1960-1970-х гг. сделала широкоизвестной бардовскую песню.

Изобразительные искусства отличались стилистическим и жанровым разнообразием, техникой исполнения, хотя цензура и самоцензура сдерживали художественный поиск. В советскую эпоху распространение получает монументальная скульптура. Символами эпохи становятся памятник «Рабочий и колхозница», а также ансамбли в Трептов-парке в Берлине и на Мамаевом кургане в Волгограде, Пискаревское кладбище в Ленинграде и мемориал в Брестской крепости.

До начала 1930-х гг. в советской архитектуре господствовал конструктивизм с его футуристическими мотивами. Конструктивисты стремились создать функционально оправданные и целесообразные здания за счет применения железобетонных конструкций и обширных стеклянных поверхностей. С 1930-х гг. конструктивизм вытесняется эклектичной неоклассикой, сочетавшей помпезные традиции античной архитектуры, Ренессанса, русского классицизма и других национальных стилей, например, зодчества Средней Азии и Кавказа. С 1955 г., когда было принято постановление ЦК КПСС и Совета министров ССССР «Об устранении излишеств в архитектуре….», советская архитектура в формальном плане возвращается к универсальной эстетике модернизма с его утилитаризмом и отсутствием всякого декора. Архитекторы нацеливаются на массовое строительство крупных районов за счет дешевого стандартного жилья. Такой подход привел к монотонности новой застройки. Возникшая в 1980-е гг. творческая волна «бумажной» архитектуры выразила эстетическую позицию поколения архитекторов-нонконформистов, и легла в основу постсоветской архитектурной деятельности.


Дата публикования: 2015-10-09; Прочитано: 636 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.008 с)...