Главная Случайная страница Контакты | Мы поможем в написании вашей работы! | ||
|
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ
История Востока в средние века
Направление подготовки
030600 - История
Профиль подготовки
Историко-культурный туризм/Международные отношения
Квалификация (степень) выпускника
бакалавр
Форма обучения
Очная
УТВЕРЖДАЮ Декан факультета _______________ _______________________________ «____» ______________ 20____ г. | СОГЛАСОВАНО Председатель Учебно-методической комиссии факультета _________________ _______________________________ «____» ______________ 20____ г. |
Ставрополь 2011
Содержание
Предисловие......................................................................................................................................2
Учебно-тематический план ………………………………………………………………………4
Темы практических занятий ……………………………………………………………………..5
Предисловие
Цели и задачи освоения дисциплины
Цель - сформировать представления об общих закономерностях развития восточных цивилизаций, а также об их специфических чертах, показать историко-культурную самобытность каждой из них, в достаточной степени условно объединяемых понятием «Восток», обосновать актуальность востоковедного знания для понимания процессов, происходящих в современном мире.
Курс построен по регионально-страноведческому принципу: рассматриваются страны или районы Востока, наиболее ярко отражающие особенности китайско-конфуцианской, индо-буддийской, арабо-исламской цивилизаций в их конкретном проявлении и взаимовлиянии. Значительное внимание уделено взаимодействию земледельческих и кочевых обществ, специфике развития отдельных регионов, проблемам ментальности и культуры.
Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата
Дисциплина «История Востока в средние века» относится к вариативной части профессионального цикла (Б.3).
Изучение данной дисциплины предваряется курсом «История древнего мира», включающим раздел «История Древнего Востока» и предшествует курсу «История Востока в новое и новейшее время», что обеспечивает необходимую преемственность тематики и проблематики читаемых курсов, позволяет сформировать систему знаний по смежным дисциплинам и способствует более углубленному усвоению истории отдельных стран, народов и регионов. Кроме того, курс преподается параллельно с другой дисциплиной базовой (общепрофессиональной) части профессионального цикла (Б.3) – «История средних веков», что дает студентам возможность глубже понять общее и особенное в развитии средневекового Запада и Востока.
Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины
Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций.
Общекультурные компетенции:
– владение культурой мышления, способностью к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения (ОК–1);
– способность логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь (ОК-2);
– способность анализировать социально-значимые проблемы и процессы (ОК-10);
– готовность уважительно и бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям, толерантно воспринимать социальные, этно-национальные, религиозные и культурные различия (ОК-11).
Профессиональные компетенции:
– способность использовать в исторических исследованиях базовые знания в области всеобщей и отечественной истории (ПК-1);
– способность понимать движущие силы и закономерности исторического процесса; роль насилия и ненасилия в истории, место человека в историческом процессе, политической организации общества (ПК-5);
– способность понимать, критически анализировать и использовать базовую историческую информацию (ПК-6);
– способность к критическому восприятию концепций различных историографических школ (ПК-7).
В результате освоения дисциплины обучающийся должен:
Знать:
- базовый материал дисциплины (терминология, политическая география региона, основные исторические события);
- общие закономерности и особенные черты политического, экономического, социального и духовного развития отдельных регионов Востока.
Уметь:
- применять полученные при изучении дисциплины знания в исследовательской, образовательной, культурно-просветительской и экспертно-аналитической деятельности (последние 2 типа деятельности чрезвычайно важны для СКФО, где весьма остро стоят проблемы выстраивания культурного диалога между носителями христианства и ислама, а также проведения грамотной национальной политики).
Владеть:
- профессиональными знаниями теории и методов исторических исследований;
- способностью понимать, критически анализировать и излагать историческую информацию.
Учебно-тематический план
Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетные единицы 72 часа.
№ п/п | Раздел дисциплины | Семестр | Неделя семестра | Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах) | |
Практич. | Формы текущего контроля успеваемости (по неделям семестра) Форма промежуточной аттестации (по семестрам) | ||||
1. | Шиизм как религиозно-политическое явление в Арабском халифате. | 2 - 4 | Подготовка и работа на практических занятиях. Занятие в диалоговом режиме. | ||
2. | Аграрные отношения в Китае III – VIII вв. – «надельная система» | 6-8 | Подготовка и работа на практических занятиях. Занятие в диалоговом режиме. | ||
3. | Средневековый город в Китае: экономическая и социальная жизнь | 10-11 | Подготовка и работа на практических занятиях. Занятие в диалоговом режиме. | ||
4. | Япония в период первого и второго сёгунатов (конец XII—XVI вв.). | Подготовка и работа на практических занятиях. Дискуссия на основе реферативных сообщений. | |||
5. | Система каст и ее функционирование в Индии («индусский», доисламский период) | 13 -14 | Подготовка и работа на практических занятиях. Занятие в диалоговом режиме. | ||
Итого | Зачет |
Практические занятия
Тема 1. Шиизм как религиозно-политическое явление в Арабском халифате.
Цель занятия: углубление знаний об исторических корнях ислама, его социальной и политической функциях в средневековом обществе.
Форма занятия: занятие в диалоговом режиме.
Вопросы для обсуждения.
1. Возникновение шиизма как религиозно-политического явления:
· просчеты в политике Усмана и рост оппозиции;
· Али ибн Абу Талиб – четвертый «праведный» халиф (оценка личности в историографии);
· военно-политическая борьба в халифате (от противостояния Али и Муавии к выступлению Хусейна).
2. Превращение шиизма в религиозное течение: культ мученичества Али и Хусейна. Шиизм об имамате.
3. Иран – оплот шиизма:
· связь шиитов с народными настроениями в Иране;
· шиитская оппозиция и аббасидский переворот;
4. Основные течения в шиитском исламе (умеренные и крайние шииты).
Дата публикования: 2015-10-09; Прочитано: 438 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!