Главная Случайная страница Контакты | Мы поможем в написании вашей работы! | ||
|
- система категорий, связанных между собой, подвижных, текучих. Материя субстрат каждой вещи, из которой возникает какая-нибудь вещь. Она вечна и неуничтожима. Нет материи в чистом виде, без формы. Материя – это возможность, а форма – действительность. Энтелехия – осуществление вещи в движении от материи к форме.
Движение: – «Не существует движений помимо вещей». Движение – это процесс
превращения потенциального в актуальное (процесс превращения меди в статую).
Учение о материи, энергии, форме и энтелехии лежит в основе учения о причине.
В «Категориях» он пишет о 6 видах движения:
1. Возникновение.
2. Уничтожение.
3. Рост.
4. Уменьшение.
5. Качественные изменения.
6. Смена в пространстве.
Покой – состояние, где нет насильственного и противного природе.
Душа начало жизни. «Виды» души:
- растительная – ведает функциями питания, роста, размножения. Общая для всех одушевленных.
- животная – проявляется в чувствах, желаниях, т.е. стремлении к приятному и избегании неприятного.
- разумная душа – человек обладает способностью к мышлению. В человеке бессмертен только разум, который после смерти тела сливается с мировым разумом.
Мировой разум – предводитель, разум деятельный. в отличие от человеческого
разума пассивного, воспринимающего. «Первый двигатель» – это бог. Бог – разум, мысль, которая лепит самое себя».
Процесс познания: Тело – внешнее раздражение – ощущение – воображение – мышление. Объект познания – реальный мир. Природа первична. Аристотель – сенсуалист. Мышление – изучается логикой. Порядок вещей в природе – верховный закон для сочетания понятий в суждениях. Но понятия могут сочетаться субъективно, что ведет к заблуждению, объективно – к истине.
Созерцание – высшая форма познания и досуга. Общественные взгляды – человек политическое существо имеет инстинкт к совместному проживанию. У раба на первом месте тело, у свободного душа. Душа господствует над телом. Государство создается, чтобы жить счастливо. Идеальное государство основано на частной собственности на землю, орудия труда и рабов. Государство должно заниматься воспитаем молодежи. Творец общества – средний класс.
Аристотель разработал типологию государств:
1. Правильные:
- царская власть (один на благо всех) монархия
- аристократия – власть немногих в интересах общества
- полития – правление большинства, отбираемое на основании определенного ценза.
2. Неправильные:
- тирания (одного ради своих интересов)
- олигархия (немного ради себя)
- демократия (большинство неимущих только ради своих интересов).
Лучшее – полития.
Вводит понятие «средней формы» государств:
- в нравах – умеренность
- в имуществе – достаток
- во власти – средний класс.
Понятие «справедливости»:
а) уравнивающая – источник – закон
б) распределяющая – от вклада каждого
Человек – общественное животное, наделенное разумом, по своей природе предназначен для жизни в обществе. Только в обществе может сформироваться нравственность. Тот, кто не в состоянии ответить за свои поступки, не способен стать господином самому себе, не может воспитывать в себе умеренность самоотречения и др. добродетели, тот раб по природе и может осуществлять лишь волю другого.
III этап – эллинистический (IV в. до н.э. – II в. н.э.). В период эллинизма философия сосредотачивает свой интерес на жизни отдельного человека. В это время возникает несколько философских школ:
7. Стоики видели главную задачу философии в исцелении нравственных недугов, воспитании добродетели. Истинная ценность человека в его добродетели, но она не зависит от происхождения, а зависит от личности ее воли.
8. Эпикурейцы – последователи философа Эпикура. Смысл философии Эпикур видел в том, что, познавая природу Вселенной, человеческого разума, общества человек обретает спокойствие и счастье. Разумная, нравственная и справедливая жизнь – это есть счастливая жизнь.
9. Киники. Наиболее видным представителем древнегреческой философской школы был Диоген из Синопа. Он отвергал все достижения цивилизаций и призывал ограничиться удовлетворением лишь необходимых потребностей быть ближе к природе. Критиковал сословные различия, презирал роскошь и стремление к наслаждению. Диоген выражал интересы демократических слоев рабовладельческого общества.
10. Скептики отвергали познаваемость жизни. Античный скептик живет как хочет, избегает необходимости что-то оценивать. Его молчание является философским ответом на поставленные ему вопросы. Воздерживаясь от определенных суждений, скептик остается невозмутимым.
Вывод: таким образом, античная философия космоцентрична.
Космоцентризм – это философский мировоззренческий принцип, содержанием которого было стремление понять мир как целое, его происхождение и сущность.
2. Средневековая философия (V–XV вв.)
Средневековая философия опирается на христианское верование. Церковь явилась в те времена средоточением и центром духовной культуры и образования. Философия выступала «служанкой богословия». Подавляющее большинство философов того времени были представителями духовенства.
В истории средневековой философии выделяют два этапа:
I этап – патристика (V–VIII вв.) от слово патер – отец, имеется в виду «отец Церкви». основным представителем патристики является Августин (354 – 430 гг.)
один изнаиболее почитаемых официальной католической церковью, Августин, прозванный «Блаженным», о большинстве великих прошлых ученых и философов отзывался, как о тщеславных людях, воспевающих ложь и обман. Прежде чем стать христианином (387 г.), Августин испытал последовательное влияние скептиков и платоников. Эти влияния оставили глубокий след в его мировоззрении. Важнейшие из его работ – «О бессмертии души», «О свободе воли», «О христианской науке», «Исповедь», «О граде божьем».
Августин Блаженный:
1 Сформулировал доказательства Бога через существование сверхсовершенного существа.
2 Разработал учение о божественной благодати и божественном предопределении.
3 В трактате «О граде божьем» выдвинул идею о праве церкви на принуждение в делах веры.
Не находя признаков существования бога и возможностей для его познания в окружающем человека чувственном, предметном мире, Августин обращается к выявлению внутренних особенностей человека и предполагает, что человек состоит из тела и души, «одно наружи, другое внутри». Поскольку ему не удалось найти бога вне человека, он ищет его внутри самого себя: «Люди идут удивляться высоте гор, и огромным волнам моря, и величайшим водопадам, и безбрежности океана, и течению звезд, а не обращают внимания на себя самих».
Дата публикования: 2015-10-09; Прочитано: 225 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!