Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Для обязательного чтения при подготовке к экзамену



1. Бальмонт К. Элементарные слова о символической поэзии.

2. Белый А. Символизм как миропонимание. Символизм// Белый А. Символизм как миропонимание. М., 1994. С.244-2259.

3. Брюсов В. Русские символисты. Ключи тайн// Брюсов В. Собрание сочинений в 7 томах. М., 1975. Т.6.

4. Волынский А. Декденство и символизм// Соколов А.Г., Михайлова М.В. Русская литературная критика конца 19 – начала 20 века: Хрестоматия. М., 1982. С.262-265.

5. Гумилев Н. Наследие символизма и акмеизм// Гумилев Н. Письма о русской поэзии. М., 1990. С.55-58.

6. Городецкий С. Некоторые течения в современной русской поэзии// Критика русского постсимволизма. М., 2002. С.13-20.

7. Жирмунский В. Преодолевшие символизм. Поэтика Александра Блока// Жирмунский В. Теория литературы. Поэтика. Стилистика. Л., 1977.

8. Замятин Е. Современная литература. О синтетизме. О литературе, революции и энтропии. О языке.

9. Иванов Вяч. Мысли о символизме. Заветы символизма// Иванов Вяч. Родное и вселенское. М., 1994.

10. Кузмин М. О прекрасной ясности. Заметки о прозе// Соколов А.Г. Русская литературная критика конца 19 – начала 20 века: Хрестоматия. М., 1982. С.338-342.

11. Пощечина общественному вкусу. Садок судей (II). Перчатка кубофутуристам. Декларация слова как такового// Русский футуризм: ТЕОРИЯ. ПРАКТИКА. КРИТИКА. ВОСПОМИНАНИЯ/ сост. В.Н.Терехина, А.П.Зименков. М., 2000. С.41, 41-42, 46-49.

12. Мандельштам О.Э. Слово и культура. О природе слова. Утро акмеизма// Мандельштам. О.Э. Слово и культура. М., 1987.

13. Мережковский Д. О причинах упадка и о новых течениях современной русской литературы// Соколов А.Г., Михайлова М.В. Русская литературная критика конца 19 – начала 20 века: Хрестоматия. М., 1982. С.266-271.

14. Розанов В. Три момента в развитии русской критики.

15. Хлебников В., Крученых А. Слово как таковое. Буква как таковая// Критика русского постсимволизма. М., 2002. С.233-235., 236-238.

16. Минский Н. Старинный спор// Критика русского символизма в 2- томах. Т.I. М., 2002. С.22-31.

17. Блок А. Ирония. // Критика русского символизма в 2-х томах. Том II. М., 2002. С.213-218.

Вопросы к экзамену по дисциплине

«Истории русской литературы: конец 19 – начало 20 века»

1. Особенности историко-литературного процесса конца 19 – начала 20 века: основные исторические события, кризис общественного сознания, новые философские идеи, развитие новых литературных направлений и течений.

2. Проблема литературного наследия на рубеже 19-20 веков, новые цели и задачи литературного творчества (работы Н. Минского «Старинный спор» и Дм. Мережковского «О причинах упадка и о новых течениях современной русской литературы»). Состояние современной критики (В. Розанов «Три момента в развитии русской критики»).

3. Своеобразие реализма рубежа веков: типология героя, специфика сюжета, проблема автора (на примере творчества А.П. Чехова, И.А. Бунина, А.И. Куприна: по выбору студента).

4. Философские и социально-исторические основания возникновения русского символизма, основные этапы его развития. Проблема символа. Работы К.Бальмонта «Элементарные слова о символической поэзии», Андрея Белого «Символизм как миропонимание».

5. Литературная теория и художественная практика старшего поколения символистов (З.Гиппиус, Ф.Сологуб, К.Бальмонт, В.Брюсов). Работы В. Брюсова о символизме как попытка создать единую символистскую школу.

6. Эстетические декларации и литературное творчество младосимволистов (В. Иванов, А. Блок, А. Белый). Работы А. Белого о символизме.

7. Кризис символизма 10-х годов. Причины и формы преодоления. Работы Вяч.Иванова «Заветы символизма» и В.М. Жирмунского «Преодолевшие символизм».

8. Эстетическая программа акмеистов: С.Городецкий «Некоторые течения в современной русской поэзии», Н.Гумилев «Наследие символизма и акмеизм», О.Мандельштам «Утро акмеизма». Проблема отношения к слову. Работа О.Мандельштама «О природе слова».

9. «Неореализм» в русской литературе 1910-х годов как еще один вариант «преодоления символизма» (В.Жирмунский). Религиозный «неореализм» в творчестве А.Ремизова и И.Шмелева.

10. Замятинская концепция «неореализма» («Современная литература», «О синтетизме», «О литературе, революции и энтропии», «О языке»): «от быта к бытию, к философии, к фантастике», «новый язык» реалистического творчества.

11. Художественно-эстетические принципы русских футуристов. Эгофутуризм. Кубофутуризм. Манифесты и литературная практика.

12. Своеобразие русской сатиры начала ХХ века. «Сатирикон»: А.Аверченко, Н.Тэффи, Саша Черный и др.

13. Своеобразие символистского романа (романы Ф.Сологуба, А.Белого и др.).

14. Художественное своеобразие лирического цикла начала ХХ века: принципы циклизации, сюжет цикла, образ лирического героя (на примере циклов А. Блока, А. Белого, К. Бальмонта и др. по выбору студента).

15. Лирическая поэма в творчестве авторов начала ХХ века: особенности сюжета, образ лирического героя, проблема символа (на примере творчества А. Блока, В. Маяковского и др. по выбору студента).

16. Русская «новая драма»: проблема личности в драме, новый драматический сюжет, проблема автора в драме (на примере драматургии А.П. Чехова, М. Горького, Л. Андреева, А. Блока и др. по выбору студента).

17. Творчество А. Блока: основные этапы творчества, эволюция художественного мира поэта (герой, дама, страшный мир).

18. Творчество М.Горького: проблема творческого метода, своеобразие горьковского рассказа (герой, своеобразие сюжета, место образа автора в системе персонажей рассказа), горьковская романистика (на примере одного романа по выбору студента).

19. Богатство творческих индивидуальностей в акмеизме (Н.Гумилев, А.Ахматова, О.Мандельштам: на примере творчества одного из авторов).

20. Поэзия раннего Маяковского: лирика и сатира. Своеобразие лирического героя. Особенности словесных и ритмических форм. Маяковский и манифесты кубофутуристов (Крученый А., Хлебников В. «Слово как таковое». «Буква как таковая»).

21. Лирика С.Есенина: общая характеристика. Есенин и имажинизм.

22. Экспрессионизм как тип художественного сознания. Проза Л.Андреева: особенности поэтики.

23. Лирико-импрессионистическая составляющая в прозе Б.Зайцева. Жизнь как центральное Событие в творчестве писателя. Модификация житийных жанровых моделей у Б.Зайцева.





Дата публикования: 2015-10-09; Прочитано: 263 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.009 с)...