Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Тип потребления индустриального обшества



1. Увеличение количества и расширение ассортимента потребляемых благ. Потребность в услугах намного выше, чем в доиндустриальном обществе.

2. Стандартизация, спецификация и рационализация потребления. Расширение товарного производства и сферы услуг закономерно привело к созданию специализированных профессиональных сер­висных служб и организаций. Для их работы необходимы правила и стандарты обслуживания. Граждане индустриального общества стремятся потреблять как можно больше. Требования к сервису теперь основаны не на обычаях и традициях, а в первую очередь на трезвом, рациональном расчете.

3. Приоритет личного потребления материальных благ над духов­ными и общественными, «разгул» материального потребления. В ро­манах О. Бальзака, Ч. Диккенса, Д. Голсуорси, многих русских писателей (А. С. Пушкин, И. С. Тургенев, И. А. Гончаров) выра­жается ностальгия по «старым, добрым временам», когда традиции и обычаи имели для человека решающее значение. В эпоху расцвета капитализма стремление к личному обогащению стано­вится наиболее мощным стимулом предпринимательства. Объе­диняющие нацию духовные устои и традиции оттесняются на второй план, что, в частности, находит выражение в новых требо­ваниях к услугам.

4. Быстрый рост потребления энергии в результате промышленной революции. Сначала потребление энергии на душу населения растет, затем стабилизируется на высоком уровне. Входят в моду, например, всевозможные бытовые электроприборы.

5. Происходит сокращение доли потребления продовольственных товаров в общем объеме потребления. Растет доля потребления непродовольственных товаров и услуг, которые становятся все бо­лее многообразными и доступными для большинства населения.

6. Сохраняется существенный разрыв между уровнем денежного дохода и уровнем потребления. Это происходит из-за сохранения натурального, нетоварного потребления.

7. Существует глубокое неравенство потребителей из-за имущест­венного расслоения. Обостряются противоречия в сфере потреб­ления. Возникает сильный контраст между бедностью и нищетой с одной стороны, и роскошью и богатством — с другой. Этот кон­траст проявляется как внутри стран, так и между отдельными странами. Отсюда возникает заметное различие по цене и содер­жанию между сервисом для бедных и сервисом для богатых.

3. «Общество массового потребления»

Это высшая стадия развития индустриального общества. На этой ступени к старым, уже сложившимся особенностям потребления ин­дустриальной эпохи добавляется несколько специфических черт:

1. Нарастание материального гедонизма (1 Гедонизм (от греческого «наслаждение») — идеология, признающая наслаждение высшим благом для человека.), погоня за удовольствия­ми, приводящая к деформации потребительского поведения. Воз­никает крупномасштабная индустрия развлечений, которые для многих потребителей превращаются в основу жизненного поведе­ния и высшую ценность.

2. Возрастание роли психологического фактора и моды в потребле­нии; превышение уровня удовлетворения физиологических потребностей, широкое распространение престижного потребления. После того как основные физиологические потребности-большин­ства населения стали полностью удовлетворяться, спрос потреби­телей начал зависеть от нового набора факторов — моды и пре­стижа.

3. Включение имиджа и стереотипа потребления в требования соци­ального престижа. У каждого социального слоя складываются не­гласные традиции потребления строго определенного набора то­варов и услуг. Принадлежность к тому или иному слою диктует человеку специфический стандарт потребительского поведения. Люди, нарушающие эти стандарты и традиции, сталкиваются с серьезными проблемами в повседневном общении и в профессио­нальной деятельности. Такая ситуация улучшает условия для сервисной деятельности, поскольку спрос на товары и услуги ста­новится более стабильным и предсказуемым.

4. Загрязнение природной среды и вызванное им ухудшение усло­вий потребления. Быстрое развитие промышленности негативно воздействует на природную среду, что снижает качество многих товаров и услуг. Население развитых стран настолько этим обес­покоено, что становятся популярны, например, магазины, тор­гующие экологически чистыми продуктами.

4. Тип потребления постиндустриального общества

Постиндустриальное (другие названия — информационное, технотрон­ное) общество начинает формироваться во второй половине XX в. Однако основные закономерности его функционирования пока не устоялись, и мы можем изучать только первоначальные тенденции этой новой фазы развития цивилизации. Тем не менее, уже ясно, что формирующийся новый стиль потребления будет сильно отличаться от существовавшего в прошлом (и сохраняющегося во многих стра­нах сейчас). Вот основные особенности этого нового стиля:

1. Высокий уровень потребления основной массы населения, изоби­лие материальных благ и услуг. Предпосылка этого типа потреб­ления — высокий уровень дохода (например, в США — в среднем около 35 тысяч долларов на человека в год).

2. Распространение городских форм и условий потребления на сель­скую местность. Городской стиль жизни превращается во всеобщий образец и вытесняет другие жизненные стили вместе с их традициями потребления.

3. В потреблении материальных благ складываются новые приори­теты. Более важным становится не их количественное наращива­ние, а повышение качественного уровня потребления, что приво­дит к улучшению качества жизни в целом.

4. Важнейшими факторами «полезности» для населения развитых стран становятся здоровье и образование, на них все больше со­средотачивается интерес потребителей. На первое место в струк­туре потребления выдвигаются знания и информация. Постоянно растет потребность в разнообразных информационных услугах.

Вместо экономики, основанной на растущем производстве това­ров, начинает формироваться экономика услуг. Так, в США в сфере услуг работает уже более 70% всего занятого населения (1 См.: Бэлл Д. Грядущее постиндустриальное общество. Опыт социального прогнози­рования. М.: Academia, 1999. С. СХ.).

В постиндустриальном обществе совершается своеобразный воз­врат к базовым ценностям доиндустриальной эпохи, но на гораздо более высоком уровне потребления. Снова усиливается интерес к полному, качественному удовлетворению основных, базовых потреб­ностей человека (натуральные продукты, одежда из натуральных материалов, здоровый режим труда и отдыха, полноценное человече­ское общение и т. п.). Растет престиж здорового образа жизни. Вхо­дят в моду различные методы оздоровления, открывается множество спортивных клубов, ведется пропаганда против курения, алкоголиз­ма и наркомании. Расширяется сеть магазинов, торгующих экологи­чески чистыми продуктами, изобретаются всевозможные оздорови­тельные диеты, борьба с избыточным весом приобретает масштабы общенациональной кампании. Так, например, в Интернете работает специальный сайт (McSpotlight.org), на котором подробно обсужда­ется вред, наносимый здоровью человека продуктами из ресторанов быстрого питания сети «Макдоналдс». Падает престижность облада­ния чисто материальными благами, возникает тяга к образованию, культуре и искусству.

Постиндустриальное общество дает потребителю возможность выработать индивидуальный стиль потребления. В конечном счете индивидуализация потребления — прямое следствие не только по­вышения уровня жизни, но и усложнения человеческой личности и процессов труда. Человек, выполняющий сложную творческую работу, уже выработавший свой стиль производственной деятельно­сти (1 Топ-менеджер крупной корпорации так говорит об этом: «Эрудированные рабочие все менее заменяемы. Каждый эрудированный рабочий по-разному использует инст­рументы. Один инженер использует компьютер иначе, чем другой. Один аналитик рынка анализирует данные одним способом, другой — иначе» (Цит. по: Тоффлер Э. Метаморфозы власти. М.: ООО «Издательство ACT», 2001. С. 259)), тяготеет и к индивидуальному стилю потребления. Благодаря высокому уровню жизни этот индивидуальный стиль впервые в ис­тории цивилизации становится достижимым на практике для основ­ной массы населения. Система услуг в этих условиях диверсифици­руется и усложняется, она должна приспосабливаться к постоянно изменяющейся, все более разнообразной структуре спроса.

В то же время человек постиндустриального общества имеет воз­можность противостоять сверхразнообразию товаров и услуг, которое ему навязывается, целиком или частично заимствуя уже сформиро­вавшиеся, готовые стили потребления. Сервисные фирмы, пропаган­дируя свой набор услуг, пытаются сориентировать различные слои населения на эти уже сформировавшиеся стили.

На международном уровне также действуют две противополож­ные тенденции в развитии потребления. С одной стороны, нарастает его интернационализация и стандартизация, что разрывает нацио­нальную замкнутость потребителей. Так, сервисные центры трансна­циональных корпораций, банки или туристические фирмы оказыва­ют услуги на основе одних и тех же стандартов в любом районе мира. Для информационных услуг в системе Интернет вообще не имеет значения, в какой точке Земли находится клиент (лишь бы он имел выход в Сеть). С другой стороны, сохраняется стремление к уни­кальности национальной культуры потребления. Эту тенденцию не­обходимо учитывать при организации туристических, экскурсионных, образовательных и некоторых других услуг. Для туристов, напри­мер, первостепенный интерес представляет национальная специфи­ка государств и народов. Существуют уникальные, неповторимые музеи, памятники искусства, университеты, климатические курорты и даже экономические зоны (Силиконовая Долина в США, нефтедо­бывающие страны Ближнего Востока и т. п.).

Развитие потребностей, потребления и спроса в постиндустри­альном обществе во многом подтверждает догадки гуманистов эпохи Возрождения, просветителей, экзистенциалистов и марксистов о не­обходимости создания условий для свободного, в перспективе — все­стороннего развития личности. В эпоху классического капитализма основную массу занятых на производстве составляли, по выражению К. Маркса, «частичные рабочие». Они выполняли простейшие меха­нические операции, не требовавшие почти никакого образования. Так, Генри Форд мог при желании уволить работника конвейерной ли­нии и за несколько часов обучить выполняемым им операциям ново­го наемного рабочего. Сейчас от большинства занятых (особенно в сфере сервиса) требуются обширные профессиональные знания и вы­сокая личностная культура. В эпоху Возрождения и даже классиче­ского капитализма гармоничное развитие личности оставалось меч­той, добрым пожеланием, выражавшим возвышенные идеалы гума­низма. Сейчас тоже существует потребность в большом количестве не очень квалифицированной и низкооплачиваемой рабочей силы — поэтому крупные корпорации стремятся переносить производство в развивающиеся страны. Однако наряду с этим действует противопо­ложная тенденция: возник крупный сектор высокотехнологичных отраслей (в их числе — сервис и обработка информации), который не может функционировать без высококвалифицированных, эрудиро­ванных сотрудников. Развитие личности в условиях постиндустри­ального общества становится экономической необходимостью, про­тивостоять которой невозможно. В результате активизируются все более сложные способности и потребности человека. Для их разви­тия и удовлетворения необходимы новые сервисные технологии.





Дата публикования: 2015-10-09; Прочитано: 218 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.007 с)...