Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Этапы исторического процесса



Утро истории – так называемая эпоха символизма. В эту эпоху люди в масса обладают еще весьма малоразвитым разумом и в своих действиях руководствуются полуинстинктивными, неосознанными импульсами; лишь незначительное количество выдающихся личностей (каковыми в Индии были ведические мудрецы – Риши) уже тогда познает высшие сверхразумные истины. Но поскольку эти личности достигают сверхразумной истины минуя стадию разума, они могут выражать результаты своего духовного опыта лишь на языке инфрарациональных символов, т.е. облекая их в оболочку чувственных образов, иначе говоря, прибегая к аллегориям (например, мифы о ведических божествах). Посредством таких аллегорий носители сверхразумного сознания пытаются в какой-то мере найти общий язык с остальными людьми, не имеющими доступа к духовному опыту. Под их влиянием люди начинают усматривать некий высший смысл в самых обыденных действиях (например, характерная для символической эпохи интерпретация человеческого брака как отражения брака богов или подражания ему). Однако в массе своей люди весьма несовершенным образом понимают язык аллегорий. Так, они усматривают в богах не воплощение сил высшего разума, а совокупность существ, управляющих явлениями природы.

Вследствие этого возникает необходимость найти путь, которым люди могли бы постоянно приближаться к правильному пониманию мира. С этой целью создается система этических предписаний, регулирующая человеческую жизнь и способствующая совершенствованию людей, а тем самым и продвижению их к истине (например, правила, определяющие поведение членов четырех Варн*). Возникает эпоха так называемых типов. Если в предшествующую эпоху люди аллегорически истолковывали свою собственную жизнь, принимая ее в то же время такой, какой она возникала стихийно, то теперь они пытаются упорядочить ее в соответствии со своими религиозными представлениями.

* Четыре основных касты – непосредственных производителей материальных благ, деловых людей, управленческого аппарата и духовно-интеллектуальной элиты.

Однако такая перемена оказывается слишком трудной. Сопротивление сил инерции (носителем которых служит материя, жизнь и находящееся под их влиянием доразумное сознание) приводит к отходу от идеалов эпохи "типов". Так, Варнадхарма в Индии постепенно начинает служить не всеобщему совершенствованию, а угнетению низших Варн высшими. Ее этический смысл утрачивается, в качестве основы выступает уже распределение прав, а не обязанностей. Принадлежность к Варнам начинает определяться не природными данными людей, а их происхождением. Возникает сложная и запутанная система каст, устанавливающая место каждого человека в обществе в зависимости от занятий его предков. Браки между членами различных каст и переход людей из одной касты в другую исключаются. Образуется средневековая общественная система, построенная по принципу иерархии.

Наступает эпоха так называемого конвенционализма – эпоха временного торжества косной материи над духом. Общественное устройство становится чисто механическим и окостеневшим, люди превращаются в винтики гигантского механизма. Даже религия и философия сводятся к совокупности Формул, освящающих движение этого механизма. Разочарование в жизни приводит к аскетическим и эскейпистским тенденциям (например, учение Адвайта Веданты). Но чем более окостеневают формы общественного устройства, чем более они превращаются в тень самих себя, в пустую форму, лишенную внутреннего содержания, глубины и смысла; чем более завершенной и разработанной в деталях становится средневековая система, тем ближе ее гибель.

Какая же сила приводит эту систему к гибели? Разум. Хотя супрарациональные идеи мистиков эпохи символизма терпят фиаско при попытке преобразования форм жизни человечества, находящегося на инфрарациональной стадии, под их влиянием все же проходит развитие разума. Так, в Индии идеи Вед подвергаются рациональной интерпретации сначала в Упанишадах, а потом и в шести ортодоксальных философских системах. Образное мышление прошлого все более уступает место абстрактному мышлению.

Но чем больше развивается разум, тем больше он входит в противоречие с основой основ эпохи конвенционализма – со слепой и неразумной системой общественного устройства. Разум пытается найти смысл в этой системе и не находит его. Тогда он разбивает ее, а вместе с ней и сковывающие его узы. Процесс эмансипации разума происходит одновременно с эмансипацией его носителей человеческих индивидов. Так начинается период индивидуализма (или рационализма).

Разуму удастся низвергнуть доразумные порядки, после чего он приступает к воплощению в жизнь своих идей. Однако его путь оказывается усеянным терниями. И в век разума силы инерции до неузнаваемости искажают идеи при проведении в жизнь, а рационально построенное общество постоянно оказывается лишь отдаленной и обманчивой целью, блуждающим болотным огоньком. Все же разум подготавливает условия для перехода человечества к сверхсознанию. Наступает последняя, так называемая субъективная эпоха истории, в которую человечество под руководством духовных вождей (отличающихся от ведических Риши разумным, рациональным, а не образным, чувственным истолкованием сверхразумных идей) превращается в коллектив гностических существ и навсегда преодолевает силы материальной инерции, преобразуя саму материю.

Характерные черты эволюции индийской мысли заключаются в том, что на смену эзотерическим, пользующимся символическим способом выражения Упанишадам (которые считаются завершением Вед, которое подытоживает, суммирует Веды) приходят поэмы эпического периода с их популярным изложением философских истин и преобладанием этической тематики. Популяризация философских идей сопровождается их разработкой и систематизацией; возникают основные системы индийской философии – Даршаны ("воззрения"). Идеи указанных систем закрепляются в виде кратких Сутр и ряда "нанизываемых" друг на друга комментариев к ним.* В конце концов они получают чрезвычайно детальную разработку, но одновременно процесс уточнения понятий все более вырождается в формализм и схоластику.





Дата публикования: 2015-10-09; Прочитано: 513 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.005 с)...