Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Понятие строфы, виды строф. Онегинская строфа. Ее строение, происхождение и художественная функция



 Строфа в стихосложении — группа стихов, объединённых каким-либо формальным признаком, периодически повторяющимся из группы в группу. Всякий стихотворный текст естественно членится на группы стихов. Текст, где это деление не урегулировано, т. е. подчинено лишь синтаксису и смыслу, называется астрофическим (так, астрофичны "Илиада", русские былины). Текст, где оно урегулировано, т. е. читатель и слушатель заранее, независимо от смысла ждет на определённых местах появления определённых стиховых признаков (например, сильной паузы, укороченной строки, мужского окончания, рифмы), называется строфическим (так, строфичны оды Пиндара, М. В. Ломоносова). Между астрофическими и строфическими текстами возможны промежуточные формы, например тексты со строфами непостоянной длины (так, "Песнь о Роланде" состоит из "тирад" разной длины, объединённых рифмой

Длина С. в строфических текстах обычно достаточно невелика (от 2 до 12—16 стихов), чтобы быть непосредственно ощутимой; впрочем у Г. Р. Державина встречается С. в 38 стихов, а в античной лирике — ещё более длинные. Внутри С. могут выделяться повторяющиеся стиховые
группы меньшего объёма (так, 14-стишная онегинская строфа членится на 3 четверостишия и заключительное двустишие); а иногда, наоборот, С. объединяются в повторяющиеся стиховые группы большего объёма (сочетание запева и припева в песнях, "строфы", антистрофы и "эпода" в античной хоровой лирике)

Простейшая и древнейшая С. — двустишие; путём деления длинных стихов на полустишия из неё развилось четверостишие. Двустишия и четверостишия — самые употребительные

Роль С. в ритмическом строении текста аналогична роли предложения в синтаксическом строении текста; поэтому между строфическим и синтаксическим членением текста обычны совпадения: С. тяготеет к синтаксической законченности (перенос предложения из С. в С. — большая редкость), начальная часть С. приобретает повышающуюся интонацию, т. н. антикаденцию, а конечная часть С. — понижающуюся, т. н. каденцию, построение С. стремится к симметрии, различным формам параллелизма и пр. Все отступления от этого ритмико-синтаксического фона
имеют особую выразительную силу.Классическим наиболее распространенным видом строфы является четверостишие, в к-ом стихи могут рифмоваться по-разному: или попарно, или перекрестно, или по принцепу кольца (абба).

Меньше распространеныстрофы, состоящие из пяти шести стихов. Традиционная форма пятистишия заключается в том, что при перекрестной рифмовки строфы рифма первого стиха повторяется дважды – в третьем и четвертом стихах, а рифма второго – в пятом (абааб).

Ш естистишия могут иметь разную форму.(аабссб) секстина (абабсс)

Пятистопно-ямбическая строфа, октава (абабабсс) Терцины – состоят изтрехстиший пятистопного ямба, в к-ом средний стих предыдущего трехстишия рифмуется с крайними – первым и третьим – стихами последующего.

41. Твёрдые (классические) формы стиха.

Твердые формы стиха - стихотворные формы, заранее определяющие объем, метр, рифмовку, строфику целого небольшого стихотворения (а отчасти и образный строй, композицию и пр.). В европейской поэзии с 13-15 вв. употребительны преимущественно твердые формы французского и итальянского происхождения (сонет, триолет, рондо, рондель, секстина), с 19 в. также и восточного (газель, рубаи, танка).

Терцет - в стихосложении строфа из 3 стихов (строк). Может иметь 2 вида: все 3 стиха на одну рифму или 2 стиха рифмуют, 3-й без рифмы. Распространения не получил. В узком смысле слова терцетом называются трёхстишные части сонета.

Катрен - (франц. quatrain, от quatre — четыре), четверостишие, отдельная строфа из четырёх строк. Система рифмовки в катрене: абаб (перекрёстная рифма), аабб (парная), абба (опоясывающая). В персидской поэзии (рубай) и в подражаниях ей употребляется форма ааба, реже аааа. Катрен
используется для надписей, эпитафий, эпиграмм, изречений. Катреном называются также четырёхстрочные строфы сонета.

Сонет - -(итал. sonetto, от прованс. sonet - песенка), твёрдая стихотворная форма: стихотворение из 14 строк, разделённое на 2 четверостишия (катрена) и 2 трёхстишия (терцета); в катренах повторяются только 2 рифмы, в терцетах - 2 или 3. Рекомендовались, но не стали всеобщими и некоторые «правила» для содержания сонета: строфы должны кончаться точками, слова – не повторяться, последнее слово – быть «ключевым», 4 строфы соотносится как тезис – развитие – антитезиз – синтез или как завязка – развитие – кульминация – развязка. Самая яркая, образная мысль должна быть заключена в последних двух строчках, так называемом сонетном замке.

Рондель - – твердая стихотворная форма (в переводе с французского – круг).Рондель появился в XIV-XV веках во Франции. Схему ронделя можно представить как: АВbа+аbАВ+аbbаА, в которой
заглавными буквами обозначены тождественные строки. Менее употребителен двойной рондель 16 стихов с рифмовкой ABBA+abAB+abba+ABBA.

Рондо - – твердая стихотворная форма; развилась из ронделя в XIV веке путем сокращения припева до полустишия. Расцвет его приходится на XVI-XVII века. В России история рондо началась с Тредиаковского. В XIX и XX веках были приняты многочисленные стилизации, и вновь его новый расцвет - на рубеже столетий, в литературе серебряного века. Классический рондо состоит из 15
стихов в трех строфах на две рифмы. Его схема: аавва+аввР+аавваР, в которой большая буква Р - не рифмующийся рефрен, повторяющий начальные слова первой строки.

Триолет - – твердая стихотворная форма; стихотворение, состоящее из 8 строк на две рифмы. Первая, четвертая и седьмая строки - идентичны (от тройного повторения первого стиха и произошло это название) Вторая и восьмая - тоже.

Секстина - – твердая стихотворная форма, развившаяся из канцоны, приобрела популярность благодаря Данте и Петрарке. Классическая секстина состоит из 6 строф по шесть стихов каждая, обычно нерифмованных (в русской традиции секстина, как правило, пишется рифмованным стихом). Слова, заканчивающие строки в первой строфе, заканчивают строки и во всех следующих строфах, причем каждая новая строфа повторяет конечные слова предыдущей строфы в последовательности: 6 - 1 - 5 - 2 - 4 - 3. Иногда в конце секстины находится посылка - дополнительное трехстишие, включающее все 6 опорных слов, по одному на полустишие.

Октава -в стихосложении, строфа из 8 стихов с рифмовкой abababcc. Развилась в итальянской поэзии 14 в., стала традиционной строфой стихотворного эпоса итальянского Возрождения.

Терцины - форма цепных строф: ряд трехстиший, связанных рифмовкой по схеме aba, bcb, cdc, ded... yzy z. Таким образом, терцины дают непрерывную рифменную цепь произвольной длины, удобную для произведений крупных форм. «Божественной комедии» Данте

Канцона - лирическое стихотворение о рыцарской любви в средневековой поэзии прованских трубадуров последняя строфа укорочена и содержит обращение к лицу, которому она посвящена.

Хокку - трёхстишное (трёхстрочное) лирическое, как правило, стихотворение, являющееся национальной японской формой. В Хокку обычно изображаются природа и человек в их вечной неразрывности а всего в Хокку 17 слогов.

Бейт - (араб.), двустишие в поэзии народов Ближнего и Ср. Востока, обычно содержит законченную мысль. Монорим – стих, построенный на одной рифме





Дата публикования: 2015-10-09; Прочитано: 2216 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.006 с)...