Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Сравнение, эпитет, их эстетическая роль



 Эпитет -слово или целое выражение, которое благодаря своей структуре и особой функции в тексте приобретает некоторое новое значение или смысловой оттенок, выделяя в объекте
изображения индивидуальные, неповторимые признаки и тем самым заставляя оценивать этот объект с необычной точки зрения., художественное определение, отмечающее существенную черту, с точки зрения автора, в изображаемом явлении.

Выполняя эту функцию, эпитет выступает как изобразительный прием, который, взаимодействуя
с основными типами переносов – метафорой, метонимией, метаморфозой, оксюмороном, гиперболой и др., – придает тексту в целом определенную экспрессивную тональность. Эпитет не содержит в себе разделительного значения, вызывает в нашем сознании целостное представление об изображаемом предмете, рассматриваемом писателем в то или ином аспекте.

По своему содержанию эпитеты могут быть разделены на изобразительные (выделение существенной стороны изображаемого без привнесения оценочного элемента) и лирические ( прямо
выражено отношение писателя к изображенному). Бывает, что одновременно в эпитетахи лирический и изобразительный элементы.

История эпитета показывает, что сначала он отличался постоянством при известных словах (море у Гомера темное или серое, немочь – злая, небо – звездное), а затем произошло «разложение этой типичности индивидуализмом». Это становится возможным, когда у слова появляется не один, а несколько эпитетов, разнообразно дополняющих его основное значение. Эпитеты новейшей поэзии, согласно теории Веселовского, выросли на почве древних метафорических эпитетов, т.е. на
почве такого же рода «психологических скрещиваний», что и эпитеты-метафоры черная тоска, мертвая тишина: новые необычные метафоры «предполагают такую же бессознательную игру логики», только более сложную, «потому что усложнились и исторический опыт, и спрос анализа». Так, душистые сказки у Гейне появляются из простейшей аналогии «цветок-человек», «речь цветов» – их аромат, и когда цветы наклоняются друг к другу головами, они «нашептывают» друг другу сказки; точно так же появляется и эпитет-метафора звездные сказки у К.Фофанова.

Со структурной точки зрения, выделяются

- простые эпитеты (состоящие из одного прилагательного, образующего с определяемым
парное сочетание A + N – например, голубая глубина у А.Платонова), слитные (когда эпитеты-прилагательные образованы из двух-трех корней – ср. обычный слитный эпитет у А.Толстого
рассказ убедительно-лживый и неологический слитный эпитет у М.Цветаевой
Девичий-свой-львиный Покажи захват!),

- составные (из двух или нескольких определений при одном определяемом – желтый ветер
маньчжурский у И.Бродского), а также сложные, передающие «слитный групповой смысл»: ср. в блюдечках-очках спасательных кругов у В.Маяковского. Ритмическая структура стихотворного текста требует определенного расположения эпитетов в рамках стихотворных строк. Поэтому в
поэтическом тексте часто встречается инверсия эпитета, когда он оказывается в постпозиции к определяемому слову (у А. Пушкина – Твоих оград узор чугунный; И пунша пламень голубой), а также его дислокация – когда определяемое и определяющее слова разделены какими-то другими словами (ср. у А.Блока: В синем сумраке белое платье / За решеткой мелькает резной).

Сравнением называется образное словесное выражение, в котором изображаемое явление явным образом уподобляется другому по какому-либо общему для них признаку, и при этом в объекте сравнения выявляются новые, неординарные свойства.

Писатели прибегают к нему тогда, когда выделение существенных признаков в изображаемом может быть особенно выразительно осуществлено при помощи сопоставления его с чем-то знакомым и похожим. По своей форме сравнения могут быть прямыми (сопоставление изображаемого явления с каким-либо другим, похожим на него, дается в прямой утвердительной
форме) и отрицательными (внешне построены по принципу отделения одного явления от другого, однако внутренне, так же как и другие сравнения, сближают их, поясняя одно другим, широко распространены в устной нар поэзии). Нередки случаи создания писателямиразвернутых
сравнений, ф-ия к-ых заключается или в раскрытии ряда признаков одного явления, или в характеристике целой группы явлений. Иногда сравнение кладется писателем в основу всего произведения (обычно стихотворения) и помогает наиболее отчетливому и яркому раскрытию идеи этого произведения в целом.





Дата публикования: 2015-10-09; Прочитано: 1476 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.007 с)...