Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Тема 2.5. История и теория печатно-графического искусства советской и постсоветской эпохи



Организация издательского дела в первые годы советской власти. Госиздат, его функции. Классовая ориентированность книгопродукции. Политический плакат эпохи гражданской войны и коммерческая реклама эпохи НЭПа Различные культурные источники этих искусств. Возрождение принципов народной графики и народной поэзии. Ясная социальная ориентированность политической и коммерческой рекламы. Броские, функционально ясные решения. Фотомонтажи А. М. Родченко в плакате, журнале, книге. В. В. Маяковский — плакатист, ЭльЛисицкий — конструктор книги. Конструктивизм в русской советской книге и хурналистике как развитие творческих идей футуристов. Функциональность этого искусства при сохранении внимания к проблеме визуализации текста. Н.И. Харджиев о творчестве Эль Лисицкого и Александра Родченко. Журнал «Леф» как орган литераторов и художников «левого фронта» искусства. Публикации в нем В. Шкловского. Обоснование неприятия искусства эксплуататорских классов, при большом внимании к фольклору, правда, более всего к так называемому неприличному. Публикации социологических исследований. Ориентация на читателя — зрителя «просвещенного пролетария». Далеко небезоговорочное принятие этой формы искусства широкими массами. Роль художников «Мира искусства» в оформлении и в иллюстрировании книг для народа серии «Народная библиотека» Госиздата. Соответствие выработанного ими графического языка возможностям восприятия представителей любых классов и скудным полиграфическим возможностям эпохи хозяйственной разрухи. Московская школа книжной ксилографии во главе с В.А Фаворским и ориентация изданий, иллюстрируемых и оформляемых ее мастерами, на достаточно подготовленного к восприятию литературы читателя. Решение этими мастерами проблемы передачи средствами пластического искусства стиля литературного произведения, а следовательно, мировоззрения его автора. Сосуществование представителей всех трех названных выше направлений творчества в стенах Вхутемаса-Вхутеина. Экспериментаторский дух этого учебного заведения, высокая культура преподавания теоретических и практических дисциплин. Возможность определить профиль молодого специалиста, включить его в социально-творческую практику. История Графического факультета Вхутемаса-Вхутеина — предыстория факультета ХТОПП Московского полиграфического института — Московской государственной академии печати — МГУП. Теория композиции В. А.Фаворского в разделе искусства книги, ее методические принципы. Анализ творчества Фаворского с позиций его теории.

Ленинградская школа книжного искусства 20 — 30-х годов, возглавляемая В.В. Лебедевым. Художественная практика других мастеров этой школы. Издательство «Радуга». Журналы «Еж» и «Чиж». Роль Д.И. Хармса, К.И.Чуковского и С. Я. Маршака в организации этих издательских центров. Взаимоотношения писателей и художников в процессе создания книг для детей. Случаи первенствующей роли художника. Учет при создании детской книги психики ребенка в его возрастной эволюции. Выявление игрового начала в детской книге, стимулирование книгой творческой активности ребенка. Выраженность всех этих позиций в теории В.В. Лебедева и в художественной практике мастеров его круга. Примеры их книжных и журнальных работ. Петроградские плакаты окон РОСТА, в которых принимал участие В.В. Лебедев — предыстория творчества этого мастера в детской книге. Законы лубка, ярмарочного балагана, цирковой афиши и их продолжение в текстах и зрительных образах ленинградской детской книги. Московская детская книга той же эпохи и «разгонная» по отношению к этому искусству статья, опубликованная в газете «Правда» — «О художниках-пачкунах» (после чего динамичная и остро выразительная детская книга стала превращаться в усредненную «книжку с картинками», традиционную по форме, прорисованную в светотени, без броских, веселых, остроумных решений; так, с нарастанием этой тенденции, продолжалось до конца 50-х годов).

Издательство «Academia» и его роль в формировании эстетики изданий художественной литературы в ориентации на мировую классику и достаточно квалифицированного читателя. Продолжение традиций этого издательства в «Художественной литературе».

Рисованная тоновая иллюстрация советской книги 30 — 50-х годов. Ее принципы по отношению к трактовке текста и решению проблемы книжного пространства. Усредненный подход к любому произведению литературы, с акцентом на внимании к фабуле. Представители этого направления книжной графики. Высокая оценка их творчества А. Д.Чегодаевым.

Е.А.Кибрик, эволюция его творчества от аналитической школы Филонова, учеником которого он был (и никогда от этого не отрекался), через свободное и яркое творчество превышающих реальность образов (30-е годы) к тенденции, означенной выше (к усредненной светотеневой форме).

Утверждение в художественной практике конца 30-х — первой половине 50-х годов принципов станковизации иллюстрации. «Фотографизм» как эстетическая норма. Представление обо всем, что ее нарушает, 'как о формализме.

Журнальный рисунок 20 — 30-х годов и эпохи Великой Отечественной войны. Мастера карикатуры. Политический плакат эпохи Великой Отечественной войны. Связь его принципов с теми, что существовали в плакате времен гражданской войны.

Шрифт и орнамент в советской книге. Помпезность и излишний декоративизм формы официозных изданий сталинской эпохи при одновременном сохранении графической оформительской культуры во многих изданиях художественной литературы, особенно выпускаемых «Гослитиздатом».

Станковый рисунок и эстамп. В.А. Фаворский, П.В. Митурич и Н.И.Купреянов, их художественное творчество и педагогическая практика. Методические принципы.

Художественные изменения в российском книжном искусстве и промышленной графике, а также и эстампе, и свободном рисунке, характерные для эпохи конца 50 — 60-х годов. Возрождение художественных традиций 20-х — начала 30-х годов. Выставки, дискуссии, журнальные и газетные публикации по вопросам соотношения традиции и новаторства, вопросам национальных народных истоков искусства, проблемам синтеза искусств и т.д. Сложение в эстампе явления, аналогичного тому, что в живописи именовалось «суровым стилем». Возобновление внимания к книге как к единому художественному организму. Попытки, делаемые политическим плакатом, определить свою художественную специфику. Сложение школы промграфического искусства с учебно-методическим центром в Строгановском художественном училище. Искусство зрелищного плаката (циркового, театрального, выставочного), интерес к художественным процессам, проходящим в польском плакате: решение плакатистами общекомпозиционных эстетических задач. Детская книга 60-х годов. Новые имена мастеров, решение в детской книге больших живописных проблем. Сложение школы российского книжного дизайна. Роль в ней В.Н. Ляхова. Его методика, воспринятая его учениками, студентами МПИ, впоследствии — яркими мастерами графического дизайна. Принципы системного проектирования произведений графического дизайна, изложенные В.Н. Ляховым в его докторской диссертации — «Теоретические проблемы книжного искусства». Внедрение им этих принципов в издательскую практику 60-х — первой половины 70-х годов. Стилевые изменения, происходящие в книжной, прикладной и станковой графике во второй половине 70— 80-х годах: стайлин-дизайн, минимализм и т.д. Новая волна декоративизма, антифункционализма. Конец 80-х — начало 90-х годов и вхождение отечественной полиграфии и издательского дела в эпоху компьютеризации. Неизбежность поисков новых стилевых решений издательской продукции. Трудности, связанные с глубинными социально-политическими процессами, затрагивающими и экономику. Обвальное развитие рекламы во всех ее формах. Опасность для отечественного книжного искусства быть замененным продукцией непрофессионалов, нехудожников, обученных в короткий срок (три с половиной месяца) работать на компьютере. Сохранение в педагогике факультета ХТОПП художественно-творческих и научно — методических принципов, накопленных мастерами и преподавателями Вхутемаса-Вхутеина и Полиграфического института.





Дата публикования: 2015-10-09; Прочитано: 551 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.006 с)...