Главная Случайная страница Контакты | Мы поможем в написании вашей работы! | ||
|
Практическое занятия 1- 2. Англо – саксонский эпос «Беовульф»
(Вариант занятия)
План практического занятия
1. Спрессованность разных истрических эпох в эпосе как показатель утойчивости и незыблемости героического мира. Временная перспектива эпоса. Способы измерения времени.
1. Запечатленые языческие представления о мире:
2. Христианские верования и обряды.
3. Каковы самые древние события, о которых повествует эпос?
а) Как и когда мы о них узнаем?
б) Как и когда мы узнаем о будущем героев?
в) Является ли композиция произведения линейной?
г) Как в эпосе организовано время
Какими способами измерения времени пользуются персонажи эпоса?
Являются ли для них давно ушедшие события менее значимыми, чем происходящее в настоящем? (Является ли Время для них однородным?)
II. Пространство саги. Противопоставленные миры: защищенное и окультивированное пространство Хеорота и дикий мир гренделя.
1. Постройка Хеорота как центра героического мира. Его вещность:
а) предметы обстановки,
б) описание оружия,
в) украшения
2. Нерукотворность обиталища Гренделя:
а) тропа к болоту,
б) непригодность места обитания гренделя для жизни человека,
в) «вненаходимость» пещеры.
III. Ритуал и иерархичность как проявление организованности и окультивированности.
1. Модель героического пиршества как ритуального действа, утверждающего незыблемость мира:
а) пиршество короля даов Хродгара,
б) пиршество во дворце геатов,
в) пиршество фризов во дворце Финна,
г) пиршество хадобардов.
2) Последовательность событий и этикетность поведения:
а) расположение гостей почину,
б) появление короля, одаривание гостей
в) появление королевы
г) песнь дружинного певца
д) словесный поединок
IV. Три битвы Беовульфа. Троекратность и усложнение испытаний.
1. Битва с Гренделем, антигероический пир Гренделя в Хеороте как уничтожение гармонии миропорядка, «антиэтикетность» «пира наоборот», утрата вещности, натурализм, подчеркивающий его дикость и чудовищность.
2. Битва с матерью Гренделя.
3. Последняя битва Беовулфа
V. Способность героя саги к существованию в обоих противопоставленных мирах. Связь его судьбы с судьбою народа.
VI. Своеобразие художественного строя.
Понятие об аллитерационном стихе:
Bore it biterly he who bided in darkness [b]
Twelve winter’s time torture suffered [t]
Soul—crushing orow no seldom in private [s]
Sat the king in his council, conference held they [k]
Heard in his home: of heroes then living [h]
Постоянные эпитеты, подчеркивающие принадлежность предмета к ряду подобных.
Описательное название реалий (кеннинги):
For the sea –salt-streams, wave-deeps.
For the ship – wave goer, broadbosomed bark.
For the warriors – fot going champions, heroes in battle.
Литература
1. Гуревич А.Я. Категория средневеквой культуры. М., 1984.
2. Ле Гофф Ж. Цивилизация средневекового Запада: Пространственные и временные структуры (10-13 вв.)/ Пер. Ю. Малинина. М., 1992. С. 124-183.
3. Стеблин-Каменский М.И. Мир саги: Становление литературы./ Под ред. Д. Лихачева. Раздел «Может ли время быть прочным и что такое смерть». Л., 1984. С. 104-119.
4. Мельникова Е.А. Меч и лира. М., 1987. (Гл. 7. Героический мир англо-саксонского эпоса. С. 167- 181).
Дата публикования: 2015-10-09; Прочитано: 1114 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!