Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Образы природы и стихии в зрелом творчестве поэта



Образы бурных потоков, неукротимого океана, острых горных хребтов и вольного ветра отражают внутреннее состояние Пушкина. Этот же мотив неукротимости свободной стихии присутствует и в стихотворении «К морю», которое Пушкин начал писать, уже покидая юг. Поэт сожалеет о том, что не смог слиться с могучей природой, и, прощаясь, клянется в верности морю:

«Прощай же, море! Не забуду
Твоей торжественной красы
И долго, долго слышать буду
Твой гул в вечерние часы.»

Существует также картина, сюжет которой подсказан этим стихотворением. Это редкий в истории случай, когда два больших художника создали вместе одно полотно. Фигура Пушкина написана Репиным, пейзаж – знаменитым маринистом И. К. Айвазовским (1817 – 1900). Запечатлевшиеся в памяти живые пейзажи создают в стихотворении многогранный, сложный образ моря, близкий различным душевным состоянием поэта. Художник мог передать только одно из них, которое больше соответствовало его представлениям о «свободной стихии», ­ он изобразил море пасмурное и бурное.

В последующие годы, со второй половины 20-х годов до конца жизни поэта, пейзаж Пушкина не теряет своего реализма, но приобретает еще одну роль. В этот период поэт часто соотносит мир природы с миром людей, а пейзаж становится средством выражения философии автора. Так, в стихотворении «Брожу ли я вдоль улиц шумных...» 1829 г. лирический герой Пушкина сопоставляет человеческий век и век «природный»:

«Гляжу ль на дуб уединенный,
Я мыслю: патриарх лесов
Переживет мой век забвенный,
Как пережил он век отцов.»

Особенно нужно отметить стихотворение «Осень» 1833 г., в котором Пушкин говорит о любимом времени года. «Унылая пора» нравится ему состоянием готовой угаснуть красоты, подобной чахоточной деве:

«... На смерть осуждена,
Бедняжка клонится без ропота, без гнева,
Улыбка на устах увянувших видна;
Она жива еще сегодня, завтра нет.»

Автор находит в осени нечто особенно близкое и дорогое ему:

«Дни поздней осени бранят обыкновенно,
Но мне она мила, читатель дорогой..».

«Прощальная краса» природы оказывается для поэта временем расцвета:

«И с каждой осенью я расцветаю вновь;
Здоровью моему полезен русский холод;
К привычкам бытия вновь чувствую любовь:
Желания кипят – я снова счастлив, молод,
Я снова жизни полон...»

Но главное – это взаимосвязь осенней поры с творческим вдохновением, о котором говорит Пушкин в конце стихотворения:

«И забываю мир - и в сладкой тишине
Я сладко усыплен моим воображеньем,
И пробуждается поэзия во мне.»

В 1835 году Пушкин приезжает в Михайловское, где он не был десять лет. Этим посещением навеяно стихотворение «Вновь я посетил...» – образец поздней лирики поэта. Перед нами возникает подробное описание Михайловского:

«На границе владений дедовских, на месте том,

Где в гору подымается дорога,

Изрытая дождями, три сосны

Стоят – одна поодаль, две другие

Друг к дружке близко...»
3. Времена года в творчестве поэта

С жизнью природы поэт связывает размышления о вечном круговороте жизни, природы, о смене времен года. Кстати, нет такого времени года, о котором Пушкин не написал бы трогающих душу лирических строк. Самые возвышенные слова в этих стихах звучат естественно, точно описывая явления и картины природы. Вот, например, стихотворения, посвящённые такому прекрасному времени году, как зима:

«Мороз и солнце; день чудесный!
Еще ты дремлешь, друг прелестный –
Пора, красавица, проснись;
Открой сомкнуты негой взоры
Навстречу северной Авроры,
Звездою севера явись!»

В этом стихотворении лексика возвышенная, она помогает передать ослепительную картину солнечного зимнего утра и приподнятое настроение автора. Поэт, как художник яркими красками рисует зиму, ее снежные покровы великолепны:

«Под голубыми небесами
Великолепными коврами,
Блестя на солнце, снег лежит…»

Вот ещё одно с детства любимое стихотворение о зиме:

«Буря мглою небо кроет,
Вихри снежные крутя;
То, как зверь, она завоет,
То заплачет, как дитя…»

Здесь настроение совсем другое, поэт хочет донести до читателя не описание восхитительного пейзажа, а свое ощущение от снежной вьюги за окном. В отличие от ямба в первом случае, он выбрал хорей – размер народных песен и прибауток. И слова он выбирает более «народные»: «лачужка», «старушка». Трудно поверить, что в этот момент Пушкин находился в лачуге. Даже если он остановился в избе, то это, наверняка, была чистая добротная изба. Но эти слова ему нужны для создания особого настроения: оно, вроде бы, грустное из-за зимы и вьюги, но в то же время в нем есть скрытая веселость автора, его ирония, юмор, желание пошутить и улыбнуться:

«Наша ветхая лачужка
И печальна, и темна.
Что же ты, моя старушка,
Приумолкла у окна?»

Потому, когда читатель доходит до слов: «Выпьем с горя; где же кружка? Сердцу будет веселей», – он понимает, что, собственно, никакого горя и нет. Просто погода такая.

О зиме Пушкин написал немало, это время года он любил, так же как любил зимние забавы: санки, катание в санях, запряженных лошадьми. Интересные поэтические строки посвятил Пушкин и весне, хотя известно, что он не очень жаловал это время года. Однако известный отрывок из романа в стихах Евгений Онегин доказывает, что и весна вызывала вдохновение у великого поэта:

«Гонимы вешними лучами,
С окрестных гор уже снега
Сбежали мутными ручьями
На потопленные луга.»

Уже самая первая строка, слова «гонимы», «вешние», которые так редко используются в обычной речи, дают нам понять об особом настроении, которое вызывает пробуждение природы от зимнего сна. А продолжение стихотворения заставляет радостно улыбаться в предчувствии чего-то хорошего:

«Улыбкой ясною природа
Сквозь сон встречает утро года;
Синея блещут небеса.»

В произведениях А.С.Пушкина по-разному описывается весна. В седьмой главе «Евгения Онегина» поэт так описывает весну:

«Гонимы вешними лучами,
С окрестных гор уже снега
Сбежали мутными ручьями
На потопленные луга.
Улыбкой ясною природа
Сквозь сон встречает утро года;
Синея блещут небеса.
Еще прозрачные леса
Как будто пухом зеленеют.
Пчела за данью полевой
Летит из кельи восковой.
Долины сохнут и пестреют;
Стада шумят, и соловей
Уж пел в безмолвии ночей.

Как грустно мне твое явленье,
Весна, весна! пора любви!
Какое томное волненье
В моей душе, в моей крови!»

Что же касается лета, то Пушкин, обладавший хорошим чувством юмора, признавался:

«Ох, лето красное! любил бы я тебя,
Когда б не зной, да пыль, да комары, да мухи.
Ты, все душевные способности губя,
Нас мучишь.»

Видимо, жара была не по душе стихотворцу, он ждал осени, которую любил всей душой. Для Пушкина это было самое плодотворное время года, потому об осени и написано такое большое количество прекрасных стихотворений. Даже самые унылые картины осени вызывали вдохновенье:

«Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса –

Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и в золото одетые леса...»

«Багрец», «золото», «прощальная краса», «очей очарованье» – каждое из этих слов лишь подчеркивает, как дорога осень поэту, он готов находить самые превосходные выражения. Есть и другие строфы, в которых Пушкин подтверждает, что из всех времен года ему больше всего нравится осень. Он согласен с тем, что другим приятнее лето или весна, но согласен оказаться в меньшинстве и любит то, что не нравится другим:

«Дни поздней осени бранят обыкновенно,
Но мне она мила, читатель дорогой,
Красою тихою, блистающей смиренно.
Так нелюбимое дитя в семье родной
К себе меня влечёт.»

Именно осенью поэту хорошо писалось, как известно, много его лучших стихотворений – и не только о природе – было написано как раз осенью. А осень, которую Александр Сергеевич провел в местечке Болдино, известная как Болдинская осень, стала расцветом его творчества. Почитаешь стихи Пушкина об этой поре года и тоже начинаешь ждать времени, когда «роняет лес багряный свой убор...»

И эти раздумья, как и в других произведениях поэта, окрашены светлой печалью. Обращаясь к «младой» семье деревьев, он восклицает: «Здравствуй, племя младое, незнакомое...» Тема природы занимает значительное место в творчестве Пушкина и традиционно связана с темой поэта и поэзии, так как природа являлась для поэта источником вдохновения:

«И пробуждается поэзия во мне:

Душа стесняется лирическим волненьем...»


III. Заключение

Тот гармоничный, философский взгляд на мир, к которому Пушкин пришел к концу жизни, подарил читателю открытие красоты и задушевности русской природы, а реалистический пейзаж стал новым этапом в развитии русской поэзии. Великолепие родной природы в стихах Александра Сергеевича Пушкина раскрыто полностью, в родной природе поэт черпал вдохновение. Нет такого времени года, о котором Пушкин не написал бы трогающих душу лирических строк. Самые возвышенные слова в этих стихах звучат естественно, точно описывая явления и картины природы.

Таким образом, пушкинская лирика дает нам возможность не только насладиться чарующими звуками его поэзии, но и многое узнать и понять в личности поэта и, конечно же, совершить незабываемое путешествие в волшебный мир природы.


Список использованной литературы и Интернет-ресурсов:

Объяснительный текст к альбому «А.С. Пушкин» / Ред. Мельникова С.М. – М.: Просвещение, 1977. – 88 с.

«Отечество нам Царское Село…». Альбом (на русском языке) / Гл.ред. Гришина Н.А. – СПб.: Альфа-Колор, 2011. – 144 с.

Седова Г.М. А.С. Пушкин и особняк на мойке. – СПб.: Абрис, 2008. – 160 с.

http://www. Besoch.ru

http://www.School-essays.info

http://www.Litem.ru

http://www.Starcus.ru

http://www.Времена года. рф





Дата публикования: 2015-09-18; Прочитано: 298 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.009 с)...