Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Методические рекомендации. 1. Во вступлении необходимо подчеркнуть: современное состояние человечества обусловлено тем, что оно вступает в эпоху глобализации



1. Во вступлении необходимо подчеркнуть: современное состояние человечества обусловлено тем, что оно вступает в эпоху глобализации. Если традиционный образ мировой культуры связан с идеям и целостности и представлениями о сохранении традиций и культурных достижений прошлого, то новый образ ассоциируется с космическими и экологическими идеями, планетарными категориями, миром как «глобальной деревней». Дайте определение глобализации как объективному историческому процессу сближения наций и народов, стирания традиционных границ, единения всех людей в планетарном масштабе. Конкретно глобализация выражается в интегративных процессах в различных сферах жизни общества. Это находит свое отражение в формировании единой мировой культуры не в гипотетическом, а прямом смысле (тенденция к единообразию, унификация вкусов, размывание национальных особенностей, разрушение местных культурных традиций. Отметьте, какую роль в глобализации культурного пространства играют новые информационные технологии и, как следствие, средства массовой информации. Укажите на неоднозначность последствий информатизации (возможность оперативного приобщения к шедеврам мировой культуры, но усиленная пропаганда низкопробных образцов культуры массовой; расширение коммуникативных связей, но угроза манипуляции сознанием и т.д.) Продолжите анализ последствий информатизации общества. Под влиянием глобальных процессов происходят качественные изменения в культуре и духовной жизни. Можно отметить мобильность культурных образцов и их многообразие(проиллюстрируйте это на примерах моды), увеличение информационной емкости современных символически-знаковых систем, утверждение парадигмы «фрагментарного», «клипового» мышления, «архаизация» и мифологизация сознания. Необходимо акцентировать внимание на том, что глобализационные тенденции в культуре связаны с настойчивым внедрением в национальные и этнические общности западных ценностей (успех, власть, сила, прагматизм, рационализм и т.д.) – вестернизацией культуры. Разрушение традиционных ценностей самобытных культур и утверждения западного универсализма ведет к обеднению и дегуманизации духовной сферы. Однако нужно отметить и противоположную тенденцию в современной культуре: стремление этносов, народов, наций, религиозных конфессиональных объединений отстоять свою культурную самобытность и независимость приводит к росту этноцентризма, национализма, религиозного фанатизма и экстремизма. Одни исследователи говорят о кризисе современной культуры, другие с оптимизмом смотрят в будущее. Объясните, чем обусловлены эти два подхода. Рассмотрите концепции глобального переустройства общества (Р. Арон, Д. Белл, У. Ростоу, О.Тоффлер, В. Масуда, А. Кинг)

2. Ответ на вопрос начните с определения понятия «модернизация». Оно опирается на идею всеобщего универсального социального прогресса и обозначает изменение и усовершенствование форм, отвечающее современным требованиям. Термин «модернизация принято относить не ко всем периодам социального развития, а только к современному этапу. Т.к. современный период человеческой истории датируют с момента зарождения и развития индустриального общества, то суть модернизации связывают с распространением по миру ценностей именно этого типа общества (рационализм, расчетливость, урбанизация, сциентизм, технократизм и т.д.) Модернизация указывает способ вхождения в мировое сообщество во главе с США и Западной Европой. Итак, можно сделать вывод: под модернизацией понимается революционный переход к индустриальному в результате кардинального реформирования всех сфер общества. Отвечая на вопрос, дайте характеристику собственно культурной модернизации. Для этого укажите два вида модернизации («органическая» или модернизация «снизу», «неорганическая» или модернизация «сверху»). Переход к индустриальному обществу, которому предшествовало изменение общественного сознания, соответствующая подготовка духовной сферы, появление новой морали, системы знаний, картины мира – это органическая модернизация. Значит, можно сказать: культурная модернизация общества является первым и обязательным этапом тотальных прогрессивных преобразований. Продумайте, каким образом проходила модернизация в России (петровские реформы, реформы 19в., «пятилетки» советского периода), что можно сказать о современном периоде? Поясните, какова миссия интеллигенции в модернизирующемся обществе: подготавливать умы людей к грядущим переменам путем создания новых культурных образцов при одновременном сохранении не утративших своего позитивного значения ценностей и традиций.

3. Необходимо признать, что во 2-й пол. 20в. человечество столкнулось с неизвестными доселе проблемами глобального характера. Ответьте, по каким признакам ряд проблем мы соотносим с глобальными: они носят планетарный характер, затрагивают все народы и государства; их несвоевременное разрешение грозит гибелью или регрессом всему человечеству; для их разрешения требуются усилия всего мирового сообщества. Перечислите и охарактеризуйте глобальные проблемы современности в области политики, экологии, экономической и духовной сферах. Поясните, какие пути предлагают ученые для решения глобальных проблем, каковы их выводы и прогнозы (Доклады Римскому клубу «Пределы роста», «За пределами», «Человечество на поворотном пункте», «Первая глобальная революция»).

4. В ответе на этот вопрос остановитесь на следующем: постмодернизм – широкое направление в духовной жизни стран, вступивших в индустриальную эпоху. Его представители отрицают рационализм и веру в общепризнанные авторитеты, сомневаются в достоверности научного знания и являются приверженцами интуитивного мышления. Постмодернизм выступает против всех принудительных проявлений в культуре в виде традиционных и этических ценностей, отстаивает равнозначность всех культурных моделей. Представители этого направления претендуют на преодоление дистанции между культурой и повседневной жизнью, освобождение человека от внешней регулирующей силы. Подчеркните: постмодернизм, отказываясь от классического культурного наследия в качестве своего основания, ищет опору в архаических формах культуры с ее «дионисийским» началом, в повседневной жизни. С классикой же он «играет», профанируя ее ценности, включая в неожиданные контексты. В связи с этим объясните понятия «деструкция» и «деконструкция». С этих позиций рассмотрите концепции теоретиков постмодерна (Ж.Деррида, Ж.Делез, Ж-Ф.Лиотар, М.Фуко) и их идейных предшественников (Ш.Бодлер, М. Хайдеггер, З.Фрейд)

Раздел 11. МИРОВАЯ КУЛЬТУРА

Тема. 10. Становление культуры. Культурогенез

План

1.Сущностные черты культуры первобытности.

2.Периодизация первобытной культуры.

3.Первые формы социальной организации: семья, род, тотемная группа, община, племя. Первые табу.

4. Простейшие формы предрелигиозного сознания.

5.Возникновение первобытного искусства.





Дата публикования: 2015-09-17; Прочитано: 168 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.007 с)...