Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Вопрос 6. Генезис литературных форм



Статья А. Н. Веселовского «Синкретизм древнейшей поэзии и начала дифференциации поэтических родов» из «Исторической поэтики» (в хрестоматии в разделе шестом). «Психологический параллелизм и его формы в отражении поэтического стиля». (Хрестоматия. Раздел пятый).

Вопрос 7. Изучение взаимодействия мифологии и литературы в 19-20 вв. (бр. Гримм, Ф.И. Буслаев, К.Г. Юнг, Фрезер, В.Я. Пропп, М.Е. Мелетинский). Учение К.Г. Юнга о визионерском типе литературного творчества и об архетипах.

Начало XIX века: в лит-ре начинает господствовать романтизм. В немецком романтизме появляются фигуры братьев Гримм. Они первыми подвели некую систематическую базу (теорию) под изучение фольклора. Эта теория носит название «Мифопоэтика».

Основной труд бр. Гримм «Немецкая мифология» (1807). В основе современной литературы лежат древние мифы. Они могут повторяться, комбинироваться в разных вариантах. Искали общие прообразы в немецких сказках и преданиях.

В России Ф.И. Буслаев выдвинул несколько мифологических теорий, типологизировал мифологические мотивы.

    • Солярные мифы
    • Хтонические
    • Этиологические
    • Космогонические

Мифологическая критика ― на Западе.

Мифопоэтика (т.е. во внутреннем строе произведения ищутся прообразы) ― у нас.

Мифопоэтика опирается на учение К.Г. Юнга. Он пересмотрел теорию Фрейда о бессознательном (бессознательные силы руководят человеческой психикой) и создал теорию «коллективное бессознательное». Он говорил, что основу подсознания или бессознательного составляет коллективный опыт наших предков. И этот опыт руководит моделью нашего поведения (энергетические сгустки мыслей, смысловые модели, матричные модели-архетипы). Архетипы формируют представление о мире с младенчества: анимо, анимус, архетипы культурного героя трикстера.

Многие образы в художественных произведениях актуализируются.

Визионерский тип писателя ― писатель, который в своих произведениях актуализирует архетипы, воплощая их в особую форму (Гете «Фауст»).

Психология архетипа младенца-бога (воплощает в себе надежду будущего, он должен будет спасти человечество от чего-то в будущем.

И. А. Мелетинский «О литературных архетипах».

Фрезер «Золотая ветвь».

Вопрос 8. Концепция народно-смеховой культуры М.М. Бахтина. Карнавальная литература.

????????????????????????????????????????????????????????????????

Простите, но я у себя не смогла найти лекции по этой теме. У кого это есть, пожалуйста, сообщите.

Вопрос 9. Литература и реальность. Игровая концепция искусства. Условность литературы. Вторичная условность и ее формы.

В сфере человеческого сознания есть много отраслей: философия, эстетика, искусство. Человеческое сознание всегда реализуется в какой-то духовно-культурной практике. Она направлена на освоение и преобразование мира.

Литература создает вторую духовную реальность, впрочем, как и всякое искусство. Она оказывает влияние на преобразование мира. Картина, скульптура и т.д. ― все это преобразованная в сознании художника реальность. Литература, как и др. искусство, ― это моделирование реальности, созданной по законам красоты.

Таким образом у лит-ры, как формы сознания, 2 основных свойства:

Эстетика ― изучение, чувственное постижение предмета как целостности. При эстетическом восприятии рождается эстетическая эмоция, которая существует самостоятельно, не утилитарно.

Научное постижение мира (рациональное) основано на понятиях, а эстетическое на чувственном восприятии. Отсюда одно из основных свойств лит-ры и искусства ― образность.

Аристотель говорил, что красота ― это порядок, но Ницше сказал, что и в хаосе, буйстве страстей есть привлекательное.

Понятие красоты, прекрасного предполагает и объективное свойство предмета, и наше субъективное восприятие. Т.о. прекрасное ― и субъективное, и объективное свойство.

Образность ― главное фундаментальное свойство. Образ ― живая картина, которую мы должны воспринимать через органы чувств (чувственное, а не интеллектуальное восприятие). Образ создается в лит-ре благодаря слову, поэтому слово ― образный материал лит-ры.

Своими средствами (словом) лит-ра передает и др. искусства. Поэтому лит-ра занимает центральное положение среди др. искусств.

Образ всегда конкретен, детален, индивидуализирован, но все же он есть некоторое обобщение. Образ всегда отражает какую-то часть реальности.

Р С И

Реальность сознание произведение искусства

Искусство ― возвращение в реальность, вторая реальность, созданная по законам красоты.

Внутренний мир худ. произведения (художественная микромодель) не полностью соответствует миру реальному. Условность ― нетождественность мира худ. произведения миру реальному.

Существует первичная условность и вторичная условность (акцентированная). Вторичная условность ― полная оторванность от реальности. Ее крайние формы ― гротеск и фантастика. Существует и промежуточная условность (переход к гротеску и т.д.): сон Раскольникова о том, как появляется смеющаяся над ним старуха.

Чем больше автор привносит своей выдумки, тем выше степень условности. Литература как феномен возникает тогда, когда условность осознается автором, когда, например, он перестает верить в мифологические существа, понимает, что это вымысел, условность. Пока же он верит в то, что придумал, это миф (осмысление мира, законы, по которым живет человек). Как только возникает необходимость связать это с чувственным познанием, эстетикой, возникает лит-ра.

Вопрос 10. Художественная литература как вид искусства. Предмет, функции и особенности образного отражения и претворения реальности литературой как искусством слова. Лессинг: «Лаокоон, или о границах живописи и поэзии» (раздел второй хрестоматии). Гегель: «Лекции по эстетике» (раздел второй хрестоматии).

Литература ― искусство слова, которое отличается от других искусств своим материалом.

Слово в чем-то ограничивает наше восприятие, а живопись, скульптура, музыка универсальны. С одной стороны, это недостаток литературы, но с другой ― ее достоинство, т.к. слово может передавать и пласт., и звук., и динамич. образ. С помощью слово можно описать и портрет, и пейзаж (описательная функция).

Слово может передать звучащую музыку, может передать только общее впечатление от музыки.

Слово в литературе также может передавать динамику, воссоздавать какой-то динамический ряд. Тогда слово выступает в повествовательной функции.

Слово ― важнейший элемент конструирования художественного образа в литературе, законченная смысловая единица.

В художественном образе выделяют 2 пересекающихся ряда:

смысловой

· речевой (языковой)

Слово в литературе призвано передать смысл (семантику образа).

«Слово в литературе направлено не только на передачу смысла, но и на само себя», ― М.М. Бахтин. Он очень много рассуждал по этому поводу («Вопросы литературы и эстетики»). Бахтин говорит: «Основное свойство литературы: язык здесь не только средство коммуникации и выражения ― изображения, но и объект изображения». Т.е. слово в литературе несет как бы дополнительную функцию, чтобы мы насладились его ассоциативными связями с другими словами ― функция эмоциональная, эстетическая (чтобы читатель смог насладиться красотой звуков и слов).

Торможение. Слово дает неповторимую эмоцию в литературе и иногда «тормозит» развитие действия. Например, благодаря анафоре мы вырабатываем свое отношение к миру, происходит познание мира.

Как и во всяком искусстве, содержание и форма в литературе неразрывно связаны. Язык, слово ― внешняя форма. Иногда исследователи говорят, что внешняя форма важнее, чем содержание.

Слово в лит-ре направлено на само себя, оно важно само по себе. Слово также является объектом изображения, кот. передает поток речи, сознания, ― вот в чем смысл фразы Бахтина, свойство литературы.

Лит-ра передает речь, звучащую или внутреннюю (мысленный поток).

В кино важнее видео, чем слово. Здесь слово не самый важный элемент.

Смысл в литературе второстепенен, а звучащая речь первостепенна. В целом в искусстве проблема содержания и формы очень сложна.

Очень важная функция литературы ― познавательная и воспитывающая. Познавательная, т.к. несет в себе различные смыслы. Но все-таки познавательная функция более присуща науке, а не искусству.

Лит-ра может нести какие-либо идеи, воспитывать. Но все-таки в большинстве своем лит-ра несет гуманистические воспитательные функции. Воспитание в книге ― это то, что мы вкладываем в нее.

Лит-ра, как любой вид творчества, преобразует мир. Воображение, фантазия ― инструменты преобразования. Они не раскрыты ни медициной, ни биологией, ни психологией.





Дата публикования: 2015-09-18; Прочитано: 405 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.009 с)...