Главная Случайная страница Контакты | Мы поможем в написании вашей работы! | ||
|
ПРОГРАММА КУРСА
Для студентов западного и славянского отделения филологического факультета
и отделения «лингвистика и межкультурная коммуникация».
Составитель программы
кандидат филологических наук доцент кафедры истории русской литературы
филологического факультета Светлана Дмитриевна Титаренко
Курс «Введение в литературоведение» изучается студентами филологического факультета в течение второго семестра. Он состоит из лекций, которые читаются в течение семестра и завершаются зачетом. Лекции читаются по наиболее сложным темам и сопровождаются самостоятельной работой студентов по рекомендуемой на лекциях обязательной и дополнительной литературе. Для подготовки к сессии необходимо познакомиться с основной литературой в соответствии с программой, предлагаемой для самостоятельной работы. Для более углубленного изучения курса предлагается также список дополнительной литературы.
На зачете по курсу предлагается зачетная работа по выбору студента: 1) письменный анализ текста выбранным методом современного литературоведения, либо 2) анализ тропов и фигур в творчестве выбранного автора. Цель творческого задания – выработать практические навыки понимания, интерпретации и анализа художественного текста и особенностей художественного языка писателя. Кроме того, необходим конспект основной и дополнительной литературы (всего 12 – 15 - по выбору). При выставлении зачета учитывается также степень изученности литературы, рекомендованной для обязательного или дополнительного прочтения: наличие конспекта. Студент может выбрать форму собеседования по программе курса в качестве зачета.
В соответствии со спецификой курса выделяются следующие группы тем: “Литература как вид искусства”, “Мир литературного произведения”, “Тип произведения”.и ”Некоторые современные методы понимания, интерпретации и анализа художественного произведения”.
Для подготовки к зачету рекомендуется использовать следующие учебники и учебные пособия:
1. Введение в литературоведение. Основные понятия и термины. М., 1999.
2. Введение в литературоведение. Учебное пособие. Ред. Л. В. Чернец, В. Е. Хализев и др. М., 2004.
3.Теоретическая поэтика: понятия и определения. Хрестоматия. Автор-составитель Н. Д. Тамарченко. М., 2002.
В некоторых учебниках освещены не все, названные в программе курса, темы. В таком случае тема изучается по другому учебнику.
Для уяснения основных терминов и понятий рекомендуется также использовать энциклопедические словари:
1. Литературный энциклопедический словарь. М., 1987
2. Литературная энциклопедия терминов и понятий. М., 2001
3. Мифы народов мира: В 2-х т. Т. 2. (статья «Литература и мифология»).
4. Поэтика: Словарь терминов и понятий / Общ. ред. Н. Д. Тамарченко. М., 2008.
Обязательными для прочтения являются классические работы по теории литературы:
1. Аристотель. Поэтика. Риторика.
2. Буало Н. Поэтическое искусство.
3. Ломоносов М.В. Краткое руководство к красноречию.
4. Белинский В.Г. Разделение поэзии на роды и виды.
6. Веселовский А.Н. Историческая поэтика. М., 1989 (Из введения в историческую поэтику. Поэтика сюжетов).
7. Лихачев Д.С. Внутренний мир художественного произведения (Вопросы литературы, 1968, №8)
. Для знакомства с этими работами можно использовать книгу: Хрестоматия по теории литературы. М., 1982 (любое издание), а также использовать кн.: Введение в литературоведение. Хрестоматия / Под ред. П.А.Николаева и др. М., 1997 (а также любое другое издание).
8. Шкловский В. Искусство как прием.
9 Лотман Ю.М. Семиотика культуры и понятие текста.
10. Бахтин М.М. Проблема текста в лингвистике, филологии и других гуманитарных науках.
Эти работы можно найти в книге: Русская словесность. От теории словесности к структуре текста. Антология. М., 1997, а также в соответствующих изданиях книг указанных авторов.
Студенты также должны ознакомиться с работами, необходимыми для углубленного понимания текста и художественного произведения в аспекте различных стратегий коммуникации (по выбору студента).
Барт Р. Смерть автора. Удовольствие от текста. Миф сегодня (по выбору).//Барт Р. Избранные работы. Семиотика. Поэтика. М., 1989
Гадамер Х.Г. Истина и метод. Основы философской герменевтики. М., 1988 (Герменевтическое первенство вопроса). С. 426-435.
Кристева Ю. Текст и наука о тексте.- В кн.: Кристева Ю. Избранные труды. Разрушение поэтики. М., 2004. С.33-52.
Деррида Ж. Структура, знак и игра в дискурсе гуманитарных наук.- В кн.: От структурализма к постструктурализму.М., 2000. С. 407-426
Лотман Ю.М. Массовая литература как историко-культурная проблема.//Лотман Ю.М. Избранные статьи,:В 3 т. Т.3. Таллин, 1992.
Лотман Ю.М. Структура художественного текста. // Лотман Ю.М. Об искусстве. СПб., 1998 (выборочно)
.Лотман Ю.М. Семиосфера. О мифологическом коде сюжетных текстов // Лотман Ю.М. Семиосфера. СПБ., 2000. С.250-276; 670-673.
Лотман Ю. М. О содержании и структуре понятия «художественная литература»- В кн.: Лотман Ю. М. Избранные статьи в 3-х т. Т,1. Таллин, 1992. С. 203-215.
Литературные манифесты от символизма до наших дней. М., 2000 или Литературные манифесты: От символизма до Октября. М., 2001. (по выбору)
Рикер П. Конфликт интерпретаций. М., 2002. (герменевтика и структурализм, герменевтика и психоанализ)
Тодоров Цв. Понятие литературы.- В кн.: Семиотика. М., 1983. С.355-368.
Фрейд З. Введение в психоанализ. Кн. 1-2. Спб., 2000;
Эко У. Отсутствующая структура: Введение в семиологию. Спб., 2004. (по выбору: разделы» риторика как хранилище устоявшихся формул», «риторические коды» и др.).
Эко У. Роль читателя. Исследования по семиотике текста. М., 2005(выборочно разделы «текст и его интерпретатор», «читатель: как он создается» и др.).
Эко У. Заметки на полях «Имени розы». СПб., 2002.
Элиаде М. Аспекты мифа. М., 2000. (раздел «мифы и средства массовой информации и др.).
Юнг К. Г. Архетип и символ. М., 1991. (раздел «об архетипах коллективного
бессознательного»).
Якобсон Р. Лингвистика и поэтика.- В кн.: Структурализм: за и против. М., 1975. С. 193-230.
Для подготовки творческого задания можно использовать следующую дополнительную литературу (по выбору):
1. Анализ одного стихотворения. СПб., 1986.
2. Анализ драматического произведения. Л., 1988.
3. Барт Р. С чего начать? От произведения к тексту// Барт Р. Избранные работы. Семиотика. Поэтика. М., 1989.
4. Барт Р. Введение в структурный анализ изучения повествовательных текстов // Зарубежная эстетика и теория литературы Х1Х-ХХ вв. М., 1987
5. Выготский Л.С. Психология искусства. М., 1987 (анализ трагедии, новеллы, басни)
6. Бахтин М.М. Проблемы поэтики Достоевского. М., 1979 (Типы прозаического слова).
7. Жирмунский В.М. Композиция лирических стихотворений // Стиховедение. Хрестоматия. М., 1998.
8. Эко У. Два типа интерпретации // Новое литературное обозрение. 1999. № 21.
9. Эйхенбаум Б.М. Как сделана “Шинель”Гоголя. // Эйхенбаум Б.М. О прозе. Л., 1969. С. 306-326
10. Русская новелла. Проблемы теории и истории. СПб., 1993
11.Маркович В.М. Тургенев и русский реалистический роман. Л., 1986.
12. Гаспаров М. Л. Русские стихи 1890-1925 гг. в комментариях. М., 1993 и др.
П Р О Г Р А М М А
Тема 1. Литературоведение как наука, его специфика, структура, методология. Понятие художественная литература. Теория литературы, общая и историческая поэтика в структуре литературоведения. Структура современного литературоведения и его многосоставность. Современные проблемы метода анализа произведения.
Тема 2. Литература в системе художественного творчества и познания.
Литература как письменность, ее отличие от фольклора. Литература как искусство слова, ее связь с другими видами искусств. Литература и мифология. Миф и ритуал как основа художественного творчества. Литература и религия. Идея универсальности мифа и ритуала как предпосылка мифопоэтической критики текста. Рассмотрение ритуально-мифологических моделей как основа всего словесного искусства. Миф как основа наррации в древности. Возникновение «архетипной» (К.Юнг) и «ритуальной» (Дж.Фрезер) мифокритики в зарубежном литературоведении. Архетип и символ в трактовке К.Юнга. Поиск ритуально-мифологических конструкций и значений на уровне сюжетостроения, характерологии, пространственно-временной организации текста. Литературная мифология («вечные образы», «вечные сюжеты») и ее роль в образовании мифопоэтического подтекста. Мифопоэтический и архетипный анализ текста.
Тема 3. Эстетическое восприятие литературного произведения.
Понятие художественного образа и условности. Теория художественного образа. Образ и знак. Образ и символ. Виды художественного образа. Понятие неклассического типа художественности. Литература и философия. Литература и язык. Язык как система знаков. Коммуникативная и эстетическая функции языка и литературы. Основные понятия семиотики и анализ литературного прозведения. Понятие семиосферы (Ю.М.Лотман).
Тема 4. Основные эстетические категории и модусы художественности Категория эстетического и другие эстетические категории (прекрасное – безобразное, трагическое – комическое, возвышенное – низменное и др.). Учение Платона и Аристотеля об эстетическом. Основные понятия эстетики Аристотеля и Платона. Учение о катарсисе. Катарсис в античной и современной литературе. Модусы художественности: героика, трагедийность. Сатирический и комический модусы художественности. Понятие сарказма. гротеска и др.
Тема 5. Понятие художественного пафоса.
Понятие художественного пафоса как модуса художественности. Художественный пафос и эстетические категории. Пафос и идейно-эмоциональная направленность произведения. Пафос как тип художественного содержания. Пафос и тема произведения. Пафос и стиль. Виды пафоса: героический, трагический, комический, сатирический, лирический, пафос абсурда и др. Пафос в современной литературе и проблема модуса художественности.
Анализ пафоса художественного произведения).
Тема 6.Понятие о литературном процессе.
Функционирование литературы и проблема реального читателя. Литература как средство массовой коммуникации. Информационный взрыв в современной культуре и проблема реального читателя. Шкала ценностей и понятие эстетического вкуса. Классика, беллетристика, массовая литература. Андерграунд в литературе. Проблема элитарной литературы и кич литературы как социокультурных явлений. Понятие эпигонства и гениальности. Анализ произведений классики, беллетристики, массовой литературы, андерграунда и кич-литературы.
Тема 7. Культурно-историческая типология художественной литературы.
Стадиальность литературного процесса. Понятие литературной эпохи. Понятие культурно-исторического стиля как кода или языка культуры. Множественность определений понятия стиль. Литературные течения, направления и школы. Характеристика основных стилей литературы и искусства (барокко, классицизм, сентиментализм, романтизм, реализм). Основные художественные системы, типология и периодизация литературы. Художественные системы 20 века: модернизм и постмодернизм и составляющие их направления и стили. Понятие неотрадиционализма, антитрадиционализма и авангардизма в литературе 20 века. Современное понимание канона социалистического реализма. Анализ культурно-исторического стиля произведения.
Тема 8. Изучение литературного текста в системе литературоведения.
Поэтика в системе теории литературы. Значение “Поэтики” Аристотеля и “Поэтического искусства” Н.Буало для развития поэтики и изучения текста художественного произведения. Понятие текст и литературное произведение. Проблема коммуникативности текста (текст- автор и текст-читатель).Понятие текста в лингвистике, философии и литературоведении (М. М. Бахтин). Общая и историческая поэтика («Историческая поэтика» А. Н. Веселовского). Понятие о формальной поэтике. Стилистика и лингвистика текста как науки. Структурная поэтика и работы Ю.М.Лотмана, Р. Барта. Постструктурализм и метод деконструкции. Анализ поэтики как одна из задач работы с тексто м.
Тема 9. Художественный мир произведения.
Уровни художественной реальности произведения. Проблема автора. Идейный мир произведения. Сюжет и фабула. Типы сюжетных схем. Понятие мотива. Образная система. Персонаж, характер, тип. Организация повествования и композиционные формы речи. Художественное время и художественное пространство. Понятие композиции и ее анализ.
Тема 10. Понимание и интерпретация художественного произведения.
Герменевтика как методологическая основа современного литературоведения. Основные этапы развития герменевтики. Основные понятия герменевтики: понимание, диалогичность, герменевтический круг. Герменевтическое первенство вопроса. Интерпретация как постижение смысла. Конфликт интерпретаций (П. Рикер, У. Эко). Методы рецептивной эстетики и интерпретация произведения. Герменевтика и структурализм. Герменевтика и психоанализ (теории бессознательного К. Г. Юнга и З. Фрейда как обозначение символической структуры сознания). Психоаналитическая поэтика (И. П. Смирнов).
Тема 11. Риторика и неориторика как стратегии изучения художественного произведения. Поэтика и риторика. “Риторика” Аристотеля и ее значение..Связь риторики с категориями поэзии и прозы. Пять частей древней риторики. Понимание риторики как культуры готового слова (приема). Понятие риторического стиля. Основные этапы развития риторики. Неориторика в ХХ веке.»Черная риторика» в системе поэтики и «демонтаж красноречия» в современной литературе.
Тема 12. Тропы и стилистические фигуры, их классификация, особенности.
Лексические, синтаксические, фонетические и графические группы тропов и фигур. Деление на основе сходства, смежности и контраста слов. Метафора. Метафора и эпитет. Метонимия и синекдоха. Ирония, оксюморон, антитеза. Гипербола и литота. Гротеск. Сравнение, аллегория. Оксюморон. Катахреза. Символ. Каламбур. Риторическое высказывание. Эллипсис. Перифраз. Графон. Анафора. Эпифора. Аллитерации. Ассонансы и др.
Тема 13. Роды и жанры литературы.
Понятие литературного рода. Понятие жанра и жанровой доминанты. Проблема литературного рода и жанра в нормативной поэтике. Понятие рода и жанра у Аристотеля, Буало, Гегеля и Белинского. Историческая типология и современная классификация литературных родов и жанров.
Тема 14. Эпос как род литературы.
Проблема определения типа носителя эпического мироощущения (автор, повествователь, рассказчик, герой в структуре повествования). Понятие о художественном времени и пространстве (хронотопе). Сюжет и фабула в эпическом произведении. Эпические жанры и их специфика: эпопея, роман, роман-эпопея, житие, повесть, рассказ, новелла, притча, литературная сказка, анекдот и др. Роман-миф и фэнтези в литературе 20 века. Художественно-публицистические прозаические жанры: очерк, памфлет, эссе и др. Анализ эпического произведения.
Тема 16. Лирика как род литературы.
Сущность лирики. Субъективность как основа лирического рода литературы. Понятие лирического героя и субъектные формы авторского сознания. Понятие лирического сюжета. Понятие мотива как ценностно-смыслового элемента в лирике. Композиция лирических произведений. Художественное время и пространство в лирике. Виды лирики и способы ее анализа и интерпретации. Лирические и лироэпические жанры (ода, элегия, идиллия, послание, песня, романс, баллада, поэма). Стихотворные жанры (сатира, басня, эпиграмма и др.). Понятие отрывок, фрагмент, внежанровое стихотворение. Твердые формы в русской и мировой поэзии (сонет, венок сонетов, хокку, танка и др). Экспериментальные формы поэзии 20 века. Визуальная и графическая поэзия. Анализ лирического произведения.
Тема 17. Драма как род литературы.
Современная теория драматического произведения. Понятие о художественном конфликте. Композиция драматического произведения. Монолог и диалог в тексте драматического произведения. Драматические жанры: трагедия, комедия, драма, мистерия, фарс, водевиль, мелодрама, трагикомедия. Художественный мир драматического произведения. Анализ драматического произведения.
Дата публикования: 2015-09-18; Прочитано: 208 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!