Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Блок-схемы

У.Ю. Осипенко

БЛОК-СХЕМЫ АЛГОРИТМОВ

Методические указания

к практическим работам по предмету информационные ресурсы и системы

для студентов очной формы обучения

Санкт-Петербург

БЛОК-СХЕМЫ

Cхема алгоритма (блок-схема) — в программировании - графическое представление программы или алгоритма с использованием стандартных графических элементов (прямоугольников, ромбов, трапеций и др.), обозначающих команды, действия, данные и т. п.

Блок-схема — условное изображение алгоритма, программы для ЭВМ, процесса принятия решения, документооборота и т.п., предназначенное для выявления их структуры и общей последовательности операций.

Правила выполнения блок-схем определяются ГОСТ 19.701-90 (ИСО 5807-85) – «Схемы алгоритмов, программ, данных и систем. Условные обозначения и правила выполнения».

Обозначения в блок-схемах (основные элементы):

® Начало или конец. Внутри фигуры пишут «начало» или «конец» соответственно.

® Прямоугольником обозначается операция. Например, присваивание. Внутри блока пишут операции, которые выполняются на данном шаге алгоритма.

® Ромбом обозначается оператор ветвления. Внутри ромба пишутся проверяемые условия. Например, «a < b».

® Вызов подпрограммы. Внутри блока пишут имя вызываемой подпрограммы и передаваемые ей параметры.

® Параллелограмм обозначает операции ввода-вывода данных.

® Цикл с известным числом итераций. Внутри обычно указывают счетчик цикла, начальное, конечное значение и шаг цикла. В последнем ГОСТе цикл заменен на другой блок.

® Стрелкой обозначают направление процесса

® Вывод данных на печать

Пример простой линейной программы представлен на рисунке 2.1. Условие задачи: Переменные a, b и с задаются, d рассчитывается как сумма с и b, f рассчитывается как сумма d и a. Вычислить значение f и вывести его на печать.

Рис. 1 – Линейная блок-схема

Пример использования оператора ветвления представлен на рисунке 2.2. Условие задачи: Переменные a и b задаются, определить значение какой переменной больше и вывести результат на печать.

Рис. 2 – Блок-схема с оператором ветвления

Пример задачи с циклом представлен на рисунке 2.3. Условие задачи: Переменная a задается, пока a меньше 100 увеличивать a на 5.

Рис. 3 – Блок-схема с циклом

Пример задачи с итерационным циклом представлен на рисунке 2.4. Условие задачи: Найти сумму 10 введённых чисел.

Рис. 4 – Блок-схема с итерационным циклом,

где i:=0, 10, 1 – начальное значение переменной i, конечное значение и шаг.


Дата публикования: 2015-09-18; Прочитано: 1469 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.006 с)...