Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Шаг третий



На этом этапе вы увидите, как оба вида дыхания, долгое и короткое, связаны с физическим телом. Из-за этой связи долгие и короткие вдохи и выдохи называются «формирователем тела» (кайя-санкхара), то есть тем, что обуславливает, или формирует тело. Если дыхание грубое и неровное, физическое тело тоже будет грубым и неровным, то есть неспокойным. Если дыхание тонкое и ровное, то и физическое тело будет тонким и ровным, то есть мирным и спокойным. Большую часть времени у нас долгое дыхание, и как следствие, наше тело находится в своём нормальном состоянии. Дыхание будет коротким, когда состояние тела не соответствует нормальному, обычно это бывает, когда мы испытываем гнев или усталость. Когда ум выведен из нормального состояния, дыхание будет коротким, что, в свою очередь приведёт к тому, что тело также будет выведено из своего нормального состояния. Познайте секреты того, как дыхание формирует, или обуславливает физическое тело в каждый момент. Вот о чём в палийских рукописях говорится под термином «все тела», которые как раз являются предметами изучения на третьем шаге практики. Познайте все тела. Всеми телами мы называем дыхание, которое формирует физическое тело каждым из способов, вот что мы имеем ввиду под этим названием. Дыхание называется «телом», и физическое тело тоже называется «телом». Вы должны познакомиться с обоими телами, для того, чтобы действительно знать обо всех телах. Любое из них состоит из многих частей и проявляет себя самыми разнообразными способами. Посмотрите на каждую часть, или каждое проявление, и вы сможете детально понять тело дыхания и физическое тело. И тогда вы придёте к пониманию того, что они связаны, что они формируют друг друга. Когда вы будете осознанными в течение каждого вдоха и выдоха, то сможете понимать ту истину, что тело дыхания формирует физическое тело. Это будет означать завершение третьего шага практики.

Шаг четвёртый

К данному моменту мы уже развили хорошее сосредоточение (самадхи). Телесная функция (дыхание) спокойно. Вдохи происходят спокойно, выдохи происходят спокойно. По мере того, как дыхание становится всё более и более спокойным, тело также становится спокойнее, а ум обретает сосредоточение. В отличие от предыдущих этапов практики, четвёртый шаг содержит в себе искусные приёмы или упражнения, при помощи которых мы успокаиваем дыхание. Это механические манипуляции дыханием, которые сделают его очень тонким. Итого мы имеем пять техник, которые успокаивают дыхание.

Первое упражнение заключается в преследовании дыхания. Неотступно наблюдайте за дыханием, следуя за ним на всей его протяжённости. Установите своё внимание наблюдать за вдохами и выдохами, как будто они протекают между двумя точками. Одна из этих точек внешняя, другая внутренняя. Это чисто воображаемые точки. Пусть внешняя находится на кончике носа, а внутренняя в области пупка. Вдох начинается с кончика носа и доходит до пупка. Выдох начинается из области пупка и заканчивается на кончике носа. Не нужно наблюдать своё дыхание ни в одной из любых других областей: сосредоточьтесь только на двух данных точках и движении воздуха между ними. Ум должен чётко знать два момента: точка начала и конечная точка, как для вдоха, так и для выдоха. Сидите и таким образом какое-то время наблюдайте за своими вдохами и выдохами. Следите за дыханием так, как будто ум неотступно следует за ним.

Во время вдоха ваше внимание зафиксировано на движении от кончика носа к области пупка. На выдохе сосредоточьтесь на том, как дыхание движется в обратном направлении, от пупка к носу. Для того, чтобы это было легче себе вообразить, представьте, что между вашим носом и пупком находится труба, или проведён некий канал. Когда дыхание протекает по этому тракту, ум, не отвлекаясь, следует за ним. Этот метод также поможет вам преодолеть сонливость. Если дыхание становится слишком спокойным и тихим, то если хотите, начните вдыхать с приложением некоторых усилий, сделав дыхание шумным. В таком случае вам будет легче следить за своим дыханием, так как его звук не позволит внимательности уснуть. И, как уже было сказано, таким образом вы справитесь с сонливостью.

Второе упражнение в технике успокоения дыхания называется «Наблюдение», или «на посту охраны». С этого момента уже не надо следовать за дыханием, вместо этого мы будем пристально наблюдать за ним в одной точке. Лучшим местом для наблюдения за дыханием являются ноздри. Когда вдох или выдох ощущаются в области носа, не следуйте за ними. Просто наблюдайте за вашим дыханием в этой точке. Если вы бдительны и наблюдаете за вдохами и выдохами, у ума не будет шансов отвлекаться на другой вид деятельности.

Вы должны заметить, что между моментами времени окончания вдоха и начала выдоха, как и в свою очередь между окончанием выдоха и началом вдоха, существуют короткие временные промежутки. Может существовать множество коротких промежутков, в течение которых внимательность нужно особо поддерживать, так как в эти моменты наше внимание начинает отвлекаться в поисках чего-либо более интересного. (Обратите внимание на очень важный принцип, который нужно постоянно помнить: каждый шаг практики должен быть проделан полностью и тщательно, и только после этого надо переходить к следующему. Когда один из предыдущих этапов практики не проделан как следует, практикующий не сможет правильно работать над следующим). На этом этапе практики вам уже не надо следовать за дыханием. Просто и внимательно наблюдайте за ним в области ноздрей, точно так же, как охранник внимательно следит за потоком людей, проходящих через городские ворота. Если дыхание грубое, знайте, отдавайте себе отчёт в том, что оно грубое. Если дыхание тонкое, знайте что оно тонкое. Вдыхая, знайте, что вы делаете вдох. Выдыхая, знайте, что вы делаете выдох. Это упражнение называется «Наблюдение».

Как только вы научились успешно выполнять упражнение «Наблюдение», можно переходить к третьему упражнению, которое называется «Появление Ментального Образа» (нимитты). Нимитта — это ментальный образ, который существует только в нашем воображении. Он возникнет в точке, где установлено наблюдение за дыханием, то есть в области ноздрей или кончика носа. На данном этапе практики наблюдение становится настолько устойчивым, что в результате появляется зрительный образ. Он может выглядеть в виде звезды или чего-нибудь наподобие того, и далее может использоваться в качестве объекта медитации, находясь в том месте, где вдохи и выдохи входят в контакт с нашим носом. Появляющаяся нимитта представляет собой сугубо зрительный образ. Он может быть похож на драгоценный камень, небольшое солнце или луну. Он может быть цветным, выглядеть как облако, как капля росы или как паутина, сияющая в солнечном свете. Появление ментального образа чем-то схоже с тем, что мы называем «видеть звёздочки» с закрытыми глазами.

Разные люди видят разные вещи, не существует такого понятия, как «правильная нимитта». Это всего лишь зрительный образ, произведённый умом в процессе практики медитации. Ум создаёт это изображение, чтобы помочь нам сосредотачивать внимание в определённом месте. Его появление означает, что как тело, так и ум стали спокойными и утончёнными. Если понаблюдать за состояниями тела и дыхания во время упражнений «Преследование», «Наблюдение» и «Появление Ментального Образа», то мы сможем увидеть, как они постепенно прогрессировали от упражнения к упражнению. Эта техника используется для того, чтобы вызвать уггаха-нимитта (изображение, произведённое умом или «Приобретённый Образ»).

Четвёртое упражнение называется «Контроль Ментального Образа», или «Контроль Приобретённого Образа». Нимитта изменяется, трансформируясь в то, что называется Подобный Образ (патибхага-нимитта). Практикующий медитацию фокусирует своё внимание на Приобретённом Образе, чем бы он ни был, а затем манипулирует им по своему желанию. Ум, который теперь очень тонок и спокоен, производит изменения нимитты. Она меняется с каждым вдохом и каждым выдохом.

Ум медитирующего постепенно, плавно и аккуратно меняет Приобретённый Образ, приближая и удаляя его, или делая его всё больше и больше, или всё меньше и меньше. Он изменяет его цвет, форму, расположение любым способом по своему усмотрению. Если вы думаете, что все это происходит в реальности, что эти феномены не являются продуктом вашего ума, то это значит, что вы, наверное, не в своём уме. Но если отдавать себе отчёт в том, что всё происходящее есть результат манипулирования образом, что это нужно для того, чтобы сделать ум ещё тише и тоньше, то тогда никаких проблем, всё в порядке. Если вы можете делать эту технику, хорошо. Если не можете, тоже хорошо. Нет никакой опасности сойти с ума, не волнуйтесь по этому поводу.

К данному моменту, мы выполнили четыре упражнения: Преследование, Наблюдение, Появление Ментального Образа и Контроль Ментального Образа. Если вы способны выполнять все четыре упражнения, то можно сказать, что вы научились контролировать ум, тело и дыхание. Можно наблюдать, как контроль дыхания воздействует на тело, успокаивая его. Это в свою очередь влияет на ум, и он также успокаивается. Единственное, что нам осталось сделать, это достигнуть уровня Поглощённости (джхана), что является предметом последнего упражнения.

Пятое упражнение, развитие джханы, сопровождается развитием искусности при обращении с патибхага-нимитта. Образ теперь остаётся неподвижным и становится очень чётким. К этому моменту созданы все условия для развития джханы. Практика продвигается хорошо, ум искусен и подвижен при манипуляциях с нимиттой. Теперь начнут себя проявлять пять факторов Первой Поглощённости: наблюдение (витакка), переживание (вичара), восторг (пити), счастье (сукха) и однонаправленность (экаггата). Не важно, способны ли вы помнить эти имена или нет. Как только достигнуто состояние первой поглощённости, все эти факторы проявят себя в независимости от того, знаете ли вы как они называются или нет.

«Наблюдение» означает, что ум мирно и непоколебимо сосредоточен на одном единственном объекте — Подобном Образе. «Переживание» означает что ум как следует знает и пропитан Образом. Наблюдайте. Здесь самый момент чтобы попробовать чувство восторга — восторга удовлетворения. Этот восторг ни имеет ничего общего с чувственной страстью. Для каждого он будет разным, для кого-то сильный, для кого-то слабый. Переживая успех, мы удовлетворены, это называется восторгом. Далее, наблюдайте чувство счастья. Существует большая радость, высокое блаженство, которое называется счастьем. Здесь, также, наблюдайте, как ум собран в одной точке. Без каких бы то ни было отвлечений, он целиком сосредоточен на Образе. Это называется однонаправленностью.

Одновременное появление всех пяти факторов называется «Первой Поглощённостью», или Первой Джханой. В этом состоянии каждый вдох и выдох сопровождается этими пятью факторами. Достижение состояния Первой Поглощённости нелегко, потому как это исключительно тонкое состояние. Если практика сопровождается отвлекающими факторами, достичь Первую Джхану будет затруднительно. Но все равно делайте, пробуйте. Практикуйте дома, в своей комнате, или где-бы то ни было ещё, где ничто не будет вас отвлекать. Если вы сможете уединиться, практикуйте, и у вас всегда будет возможность достичь состояния Первой Поглощённости. Вот чем хороша практика в лесу или каком-либо другом тихом месте. Достижение Первой Джханы означает полное успокоение телесной функции, то есть дыхания, которое становится здесь тихим и спокойным.

Сейчас давайте проанализируем, пересмотрим первую тетраду. Первый шаг — это фиксирование внимания на долгих вдохах и выдохах до тех пор, пока мы не станем знакомы с долгим дыханием. На втором шаге мы изучаем короткие вдохи и выдохи таким же образом, каким изучали долгое дыхание. Третий шаг — знать, как все виды дыхания обуславливают (формируют) тело и как они с ним связаны (соединены). Шаг четвёртый начинается с контроля дыхания и постепенного очищения его при помощи техники Преследования и Наблюдения. Далее, возникает Приобретённый Образ, и затем он видоизменятся до тех пор, пока не приобретает вид Подобного Образа. К этому моменту, ум будет способен воспринять Пять Факторов Поглощённости.

Это всё, что касается первой тетрады, которая называется каяйнупассана-сатипаттхана. Если у вас есть какие-то проблемы с пониманием данного материала, то для того, чтобы снять все вопросы, начинайте практиковать.

Если вы хотите войти во вторую, третью или четвёртую джхану, это несложно. Они являются неполными аспектами первой джханы в том смысле, что каждая последующая Поглощённость содержит меньше Поглощающих Факторов. Но, так как здесь я хочу сделать полный обзор Анапанасати, то не буду детально объяснять остальные джханы.

Вторая тетрада: Развитие осознанности через созерцание чувств

(ведананупассана-сатипаттхана)

В данной тетраде мы имеем дело с чувствами (ведана). Откуда приходят чувства, которые являются объектами нашей медитации? Они являются частью Факторов Поглощённости, которые мы переживали в ходе работы на первой тетрадой. Чувство восторга и чувство счастья, являющиеся факторами Первой Поглощённости, мы будем использовать в качестве объектов медитации в течении следующих четырёх шагов (второй тетрады).





Дата публикования: 2015-09-18; Прочитано: 146 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.008 с)...