Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

I. Культура и цивилизация



Философия изучает культуру как явление общественной жизни в целом.

Термин "культура" (от латинского cultura - возделывание, воспитание, образование, развитие, почитание). Первоначально он означал: "культивирование", возделывание почвы, т.е. её изменение под воздействием человека.

Слово культура вошло в обиход европейской социальной мысли со 2-й половины 18 века. Однако близкие представления о её содержа­нии есть и на более ранних этапах развития человеческой истории (например: драхма в индийской традиции).

Слово cultura в "словаре" Аделунга издания 1793 г. означает "облагораживание, уточнение всех умственных и моральных качеств человека или народа".

В трудах Цицерона (106 – 43 гг. до н.э.) встречается расширительное толкование культуры как «обработка, совершенствование души».

Немецкий философ И.Гердер (1744 - 1803 гг.) придавал этому слову ряд разнообразных значений. Среди них:

- способность одомашнивать животных;

- способность осваивать новые земли;

- развитие наук, искусств, ремесел и торговли;

- наконец, политика.

Близка к позиции Гердера и мысль И.Канта, который связывал успехи культуры с успехами разума.

Известный русский ученый, религиозный философ Павел Александрович Флоренский (1882 - 1943 гг.) писал, что: "Культура - это язык, объединяющий человечество. Культура - это среда, растящая и питающая личность".

КУЛЬТУРА - специфический способ жизнедеятельности человека, представленный в продуктах материального и духовного труда; в системе социальных норм и учреждений; в духовных ценностях; в совокупности отношений людей к природе, между собой и к самому себе.

Из определения видно, что культура включает в себя не только предметные результаты деятельности людей, но и субъективные человеческие силы и способности, реализуемые в процессе этой деятельности.

Субъектом культуры является человек, ибо он творит и сохраняет культурные ценности.

Основополагающим началом культуры является гуманизм как культивирование общечеловеческих ценностей.

Принято делить культуру на материальную и духовную, соответс­твенно основным видам производства - материального и духовного.

Культура общества подразделяется на:

- материальную

- духовную

Материальная культура - это процесс и результат производства материальных ценностей. Это:

– культура техническая

– культура экономическая

– производственная культура (орудия производства; средства сообщения и связи);

– предметные результаты деятельности людей (машины, техничес­кие сооружения);

– результаты познания;

– произведения искусства;

– нормы права и морали;

– бытовая культура (предметов быта: жилищ, одежды и др.).

Духовная культура - это:

- культура нравственная

- культура религиозная

- культура политическая

- культура системы народного образования

- культура средств массовой информации

- мировоззрение;

- знания, умения, профессиональные навыки;

- духовные ценности в области науки, литературы, искусства.

В.М. Межуев, Т.Ф. Кузнецова в книге "Культура: теории и проб­лемы" сводят все определения понятия "культура" к двум позициям:

а) одном случае культура составляет измерения, предназна­ченные для анализа социального действия;

б) в другом случае - пол культурой понимается область действительности, противопоставляемая природной.

Эти же авторы явления культуры распространяют не только на социальный мир, но и на мир высших животных, утверждая, что биологические ненаследуемые формы организации жизнедеятельности есть не только у людей, но и у животных.

Мы не придерживаемся данной точки зрения.

В отечественной и зарубежной научной литературе нет единого понимания данной категории. В настоящее время имеется свыше 300 определений культуры, которые часто не совпадают друг с другом. В работе Е.В. Евстафьева представлены многие из данных подходов.

Культура – это:

I. Определенный способ человеческой деятельности;

- там, где есть человек, его деятельность, там имеется и
культура.

II. Культура характеризует также особенности поведения, созна­ния и деятельности людей в конкретных сферах общественной жизни.

- культура труда;

- культура быта;

- физическая культура;

- политическая культура.

III. В культуре может фиксироваться способ жизнедеятельности:

- отдельного индивида (культура личности);

- социальной группы (культура класса);

- всего общества в целом;

- уровень и характер воспитания людей;

- уровень интеллектуального, эстетического и нравственного развития;

- способы и формы взаимного общения людей в рамках коллектива и общества;

- степень и формы приобщения людей к достижениям науки и искусства.

Культуру необходимо рассматривать в единстве этих обоих компонентов:

а) материальная: культура есть воплощение идей, знаний, че­ловека;

б) а продукты духовной культуры всегда облечены в материальную форму.

Культура существует в постоянном взаимодействии с человеком.

Это взаимодействие состоит в том, что:

1. Человек усваивает созданную ранее культуру;

2. Он распредмечивает её, делая тем самым предпосылкой своей деятельности и творит культуру, создавая новое.

Человек воспринимает культуру избирательно. Сам человек фор­мирует себя в процессе своей деятельности как культурно - исто­рическое существо.

Культура выступает как феномен, раскрывающий сущность, природу человека, его жизнедеятельность.

Человек не только центр культуры пространство, в рамках которого живет и функционирует культура. Вне человека, культура попросту не существует.

В культуре выделяют три, взаимосвязанных между собой, аспекта:

1. культурологический аспект

- культура представляет собой атрибут человека;

- она отражает его деятельность.

2. созидательный аспект

- культура отражает развитие человека в обществе.

3. ценностно-регулятивный аспект

- она отражает духовную устремленность к развитию чело­веческой

сущности.

В.С. Барулин выделяет слои культуры.

I. Культура в плане дифференциации общественного и природного.

Изначально культура воспринималось как нечто отличное и прямо противоположное природе:

= предполагалось, что все, что суть природа, не есть культура,

= и, напротив, все, что есть культура, не есть природа.

Конечно, в разграничении природы культуры есть своя логика. Однако, было бы ошибочным абсолютизировать меру их противопоставления.

Мы считаем, что:

- природное, включенное в орбиту активной жизнедеятельности человека, несет в себе культурное слагаемое;

- природное бытие самого человека, сохранен и развитие собст­венного здоровья, нормального воспроизводства потомства, также
слагаемые человеческой культуры;

- сохранение и развитие окружающей человека природной среды, также выступает важной гранью культуры современного человеческого сообщества.

II. Культура в плане дифференциации материально-опредмеченного и духовно-идеального.

Материальные предметы, вещи, созданные человеком, представляя для него определенную ценность, выступает элементом культуры.

Вместе с тем, материальные вещи, предметы, чтобы раскрыть свой
культурный пласт, должны быть переведены в область духовности.

Духовность ближе к человеку, к его интимности, чем материальное,
ибо духовное с самого начала создается только как человеческое, в
отличие от материального, которое обладает и другим бытием.

III. Культура в плане ценностно-ориентировочной дифференциации
общества.

Под культуры оценивается и по степени развития, выявленности ценностных, нравственных моментов, ориентации личности в сложном процессе её жизнедеятельности.

IV. Культура в плане социально-пространственной дифференциации общества.

Под культурой понимают также нечто исторически и пространственно локализованное.

Говорят, например, о культуре определенных народов, племен, этносов, населения определенных регионов.

И все же, можно вычленить общую историческую тенденцию, суть которой заключается в непрерывном возрастании культурологических аспектов общечеловеческих преобразований.

Так случилось, что долгие десятилетия наша страна существовала в изоляции от развития всего несоциалистического мира.

Единственно, для чего годился тот, несоциалистический мир, с нашей точки зрения, это был мир для критики и доказательства его нашего превосходства.

Жизнь разрушила эти бастионы изоляционизма. И дело заключается
не в том, чтобы просто поменять минусы на плюсы, чтобы тотальная
критика жизни несоциалистического мира сменилась столь же тотальным восторгом.

Суть в другом: факторы развития современной мировой цивилизации
обрели для нашей страны, нашего народа культурное значение.

Произошло огромное расширение пласта культурных факторов, кото­рые определяют всю нашу жизнь. И это не может не радовать, вселять оптимизма.

Кроме общих слоев культуры, охватывающих все общество, имеются
и более конкретные дифференциации культуры.

Прежде всего, культура дифференцируется по типу, характеру человеческой жизнедеятельности.

Здесь выделяют:

- культуру труда;

- культуру общественных отношений;

- политико-управленческую культуру;

- культуру духовного творчества.

По характеру социальных общностей (субъектов) культура делится на:

- общечеловеческую культуру;

- культуру народа, нации, этноса, класса;

- культуру коллектива, семьи, личности.

Выделяют также:

- массовую культуру;

- элитарную культуру.

Культура носит всеобщеисторический характер, она неразрывно связана с предыдущей историей, с общей эволюцией человечества.

Но вместе с тем, культура - исторически конкретна. Она всегда характеризует определенные этапы развития человеческой цивилизации.

Культура служит средством созидания человека. Под созиданием понимается развитие человека в процессе его деятельности, а также созидание человека через рост его материально-духовной вооруженности.

Однако надо учитывать, что трудовые усилия человека могут не только возвышать его, но в условиях, когда труд носит рутинный характер, когда он высасывает все силы, когда результаты труда отчуждаются - этот труд может способствовать прямой деградации че­ловека.

И это касается не только труда.

А разве развитие политических структур в определенных условиях
не может ставить себе целью ограничение возможностей саморазвития людей администрантивно-бюрократическими запретами?

Одним словом, в обществе в его конкретно-историческом контексте могут действовать и силы, сдерживающие, ограничивающие развитие человека. Подобного рода силы и выступают как антикультурные тенденции.

Каждой ОЭФ присущ свой тип культуры. В связи со сменой ОЭФ происходит изменение типов культуры. Однако, это не обозначает разрыва в развитии культуры, уничтожения старой культуры, не означает отказа от культурного наследия и традиций.

У культуры есть устойчивая сторона - культурная традиция.. Благодаря этому происходит накопление и передача человеческого опыта в истории.

Развитие культуры осуществляется на основе диалектического отрицания (Дать критику "Пролеткульта", "Культурной революции" в Китае; показать вред культа личности И. Сталина).

В культуре отражаются различия в мировоззрении, системе ценностей, идейных установках. Отсюда: в культуре существуют:

а) прогрессивные тенденции;

б) реакционные тенденции.

Культура - явление противоречивое. В ней отражаются подчас
противоборствующие социально-классовые, национальные интересы данной исторической эпохи.

Отсюда и задачи идеологии в области культуры:

1. пропаганда усилий, направленных на сбережение культурного
наследия;

2. развитие многонационального искусства, литературы, языка народов РФ;

3. разработка проблем эстетики;

4. разработка принципов оценки художественного мастерства, отношения к

так называемой массовой культуре:

а) с одной стороны - расширение свободы творчества, признание равноправия всех направлений в сфере культуры;

б) с другой стороны – ограждение духовной жизни общества, его ценностей от дешевых и вредных поделок, от нравственного разложения под маркой культурного плюрализма.

СОЦИАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ КУЛЬТУРЫ, ЕЁ ФУНКЦИИ

К явлениям культуры применимы общие принципы диалектико-материалистического анализа. Эти принципы вытекают из всеобщих законов общественного развития и определяющей роли общественного бытия: экономика, материальное производство детерминируют явле­ния культуры.

Для нас важно выявить закономерности развития культуры.

Определить эти закономерности - значит выявить совокупность существенных и устойчивых связей её социальной детерминации.

Различают:

1. Внешние (общие) закономерности.

2. Внутренние (специфические) закономерности развития культуры.

Каковы же эти закономерности?

I. Важнейшей закономерностью развития культуры выступает зави­симость её развития от исторически конкретного способа производства материальных благ, от конкретных социально-экономических отношений в обществе.

Развитие культуры связано с общественным прогрессом, т.е. конкретной эпохе, ступеням и этапам развития общества соответс­твуют исторические типы культуры:

- Так, причиной античной культуры, в том числе и культуры Древней Греции, было рабство, разделение труда между земледелием и промышленностью;

- Для культуры средневековья характерен теоцентризм, обуслов­ленный экономической раздробленностью, замкнутостью и засилием религиозной схоластики;

- Период разложения феодализма, освобождения от господства ре­лигии в ХV - ХVI веках обусловил культурный взлет эпохи Возрож­дения;

- Становление и утверждение капиталистических отношений нашло свое отражение в культуре периода Нового времени и эпохи Просвещения.

Т.о. развитие культуры всегда шло под воздействием экономических, социальных, политических и духовных факторов общественной жизни.

Конечно, эти факторы влияют на развитие культуры не прямо и непосредственно, а противоречиво и опосредованно - через систему многообразных социальных отношений.

Так, например, вполне объясним урон, нанесенный нашей оте­чественной культуре политическим режимом сталинизма, тоталита­ризма.

Таким образом, способ производства материальных благ, эконо­мический базис - определяет основные параметры культуры.

На культурные процессы влияет также уровень жизни, уровень материального благосостояния народа.

Но рост материального благосостояния автоматически не ведет к росту культуры общества. Их связь также всегда опосредована социальными отношениями.

II. Следующей внешней закономерностью, определяющей развитие культуры общества является - обусловленность культуры социаль­ной структурой общества, характером: отношений между её структурными элементами.

Носителями культуры в этих условиях выступают различные социальные слои и группы, общественные классы, нации и народности.

В каждой национальной культуре антагонистического общества имеются две культуры:

- культура господствующего класса;

- культура трудящихся масс.

Критерии классовости культуры:

· чьими силами создается духовная культура и какие идеи она выражает;

· кого и в чьих интересах обслуживает;

· кому доступны культурные ценности;

· в чьих руках находится материальная культура.

В классовом обществе господствующей является духовная куль­тура экономически и политически господствующего класса, социаль­ной группы.

Культура - явление общечеловеческое, национальное и классовое.

В отечественной философии выделяют следующие типы культуры:

1.Планетарная культура

- совокупность общечеловеческих культурных ценностей (наука, техника).

2.Культура отдельных общественных систем

- региональных объединений (Запад и Восток);

- сообществ и содружеств государств, групп стран и каждого отдельного

общества (политическая культура, правовая культура);

3.Внутриобщественная культура

- её носителями выступают социальные слои и группы, общественные

классы, нации и народности.

4.Особо выделяется культура личности

- совокупность индивидуально-неповторимых ценностей соз­нания и

поведения каждого человека (в том числе и физическая культура личности).

Данная градация культуры позволяет научно разрешить такие проблемы, как:

а) соотношение в культуре общечеловеческого и классового;

б) интернационального и национального;

в) особенного, общественного и личностного.

Культура развивается и под воздействием внутренних, специфических закономерностей.

III. Важнейшей из них является взаимодействие преемственности и обновления, сохранения традиций и проявления творчества в куль­туре.

- И чем больше культурных ценностей сохранило общество, тем
богаче его культура.

- При этом бережное отношение к прошлому в культуре предпола­гает творчество, обогащающее культурные традиции.

Важность действия данной закономерности показывает опыт культурного развития нашей страны. Всем помнится нигилистическая позиция "Пролеткульта" по отношению к предшествующей культуре.

И сегодня, на крутом переломе истории общества, его обновления, важно не "посыпать пеплом" историю Советского государства, а сохранить для потомков его культурное наследие.

IV. Закономерностью культурного процесса выступает взаимодейс­твие общечеловеческих и социально-групповых ценностей.

С одной стороны, в культуре выражается родовая сущность чело­века, всеобщее человеческое начало, выходящее за рамки опреде­ленных общественных отношений.

С другой стороны, культура отражает потребности и противоре­чия конкретной эпохи данного общества, интересы его социальных слоев и групп, а в Классовом обществе - классов.

Исторический опыт показывает, что классовый подход в развитии культуры нельзя игнорировать. Но нельзя в то же время его и преувеличивать, как это имело место в нашей стране в начале 20-х годов этого века.

Ныне идет процесс деидеологизации культуры, её освобождения от политического контроля; на передний план развития выходят общечеловеческие, гуманистические ценности.





Дата публикования: 2015-09-18; Прочитано: 492 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.019 с)...