Главная Случайная страница Контакты | Мы поможем в написании вашей работы! | ||
|
Философия изучает культуру как явление общественной жизни в целом.
Термин «культура» (от латинского culture – возделывание, воспитание, образование, развитие, почитание). Первоначально он означал: «культивирование», возделывание почвы, т.е. ее изменение под воздействием человека.
Слово культура вошло в обиход европейской социальной мысли со 2-й половины 18 века. Однако близкие представления о ее содержании есть и на более ранних этапах развития человеческой истории (например: драхма в индийской традиции).
Слово culture в «словаре» Аделунга издания 1793 г. означает «облагораживание, уточнение всех умственных и моральных качеств человека или народа».
Немецкий философ И. Гердер (1744-1803 гг.) придавал этому слову ряд разнообразных значений. Среди них –
o способность одомашнивать животных;
o способность осваивать новые земли;
o развитие наук, искусств, ремесел и торговли;
o наконец, политика.
Близка к позиции Гердера и мысль И. Канта, который связывал успехи культуры с успехами разума.
Известный русский ученый, религиозный философ Павел Александрович Флоренский (1882-1943 гг.) писал, что: «Культура – это язык, объединяющий человечество. Культура – это среда, растящая и питающая личность».
В.М. Межуев, Т.Ф. Кузнецова в книге «Культура: теории и проблемы» сводят все определения понятия «культура» к двум позициям:
а) в одном случае культура составляет измерения, предназначенные для анализа социального действия;
б) в другом случае – под культурой понимается область действительности, противопоставляемая природой.
Эти же авторы явления культуры распространяют не только на социальный мир, но и на мир высших животных, утверждая, что биологические ненаследуемые Формы организации жизнедеятельности есть не только у людей, но и у животных.
Мы не придерживаемся данной точки зрения.
В отечественной и зарубежной научной литературе нет единого понимания данной категории. В настоящее время имеется свыше 300 определений культуры, которые часто не совпадают друг с другом. В работе Б.В. Евстафьева представлены многие из данных подходов.
Культура – это:
1. Определенный способ человеческой деятельности:
- там, где есть человек, его деятельность, там имеется и культура.
2. Культура характеризует также особенности поведения, сознания и деятельности людей в конкретных сферах общественной жизни:
- культура труда;
- культура быта;
- физическая культура;
- политическая культура.
3. В культуре может фиксироваться способ жизнедеятельности:
- отдельного индивида (культура личности);
- социальной группы (культура класса);
- всего общества в целом.
КУЛЬТУРА – специфический способ жизнедеятельности человека, представленный в продуктах материального и духовного труда; в системе социальных норм и учреждений; в духовных ценностях; в совокупности отношений людей к природе, между собой и к самому себе.
Из определения видно, что культура включает в себя не только предметные результаты деятельности людей, но и субъективные человеческие силы и способности, реализуемые в процессе этой деятельности.
Принято делить культуру на материальную и духовную, соответственно основным видам производства – материального и духовного.
Культура общества подразделяется на:
o материальную
o духовную
Материальная культура – это процесс и результат производства материальных ценностей. Это:
- производственная культура (орудия производства; средства сообщения и связи);
- предметные результаты деятельности людей (машины, технические сооружения);
- результаты познания;
- произведения искусства;
- нормы права и морали;
- бытовая культура (предметов быта: жилищ, одежды и др.).
Духовная культура – это:
§ мировоззрение;
§ знания, умения, профессиональные навыки;
§ духовные ценности в области науки, литературы, искусства;
§ уровень и характер воспитания людей;
§ уровень интеллектуального, эстетического и нравственного развития;
§ способы и формы взаимного общения людей в рамках коллектива и общества;
§ степень и формы приобщения людей к достижениям науки и искусства.
Культуру необходимо рассматривать в единстве этих обоих компонентов:
а) материальная культура есть воплощение идей, знаний, человека;
б) а продукты духовной культуры всегда облечены в материальную форму.
Культура существует в постоянном взаимодействии с человеком.
Это взаимодействие состоит в том, что:
1) Человек усваивает созданную ранее культуру;
2) Он распредмечивает ее, делая тем самым предпосылкой своей деятельности и творит культуру, создавая новое.
Человек воспринимает культуру избирательно. Сам человек формирует себя в процессе своей деятельности как культурно-историческое существо.
Культура выступает как феномен, раскрывающий сущность, природу человека, его жизнедеятельность.
Человек не только центр культуры, но и единственное пространство, в рамках которого живет и функционирует культура. Вне человека, культура попросту не существует.
В культуре выделяют три, взаимосвязанных между собой, аспекта:
1. культурологический аспект
Ø культура представляет собой атрибут человека;
Ø она отражает его деятельность.
2. созидательный аспект
Ø культура отражает развитие человека в обществе.
3. ценностно-регулятивный аспект
Ø она отражает духовную устремленность к развитию человеческой сущности.
Отсюда и задачи идеологии в области культуры:
1. пропаганда усилий, направленных на сбережение культурного
наследия;
2. развитие многонационального искусства, литературы, языка народов РФ;
3. разработка проблем эстетики;
4. разработка принципов оценки художественного мастерства, отношения к
так называемой массовой культуре:
а) с одной стороны - расширение свободы творчества, признание равноправия всех направлений в сфере культуры;
б) с другой стороны – ограждение духовной жизни общества, его ценностей от дешевых и вредных поделок, от нравственного разложения под маркой культурного плюрализма.
Дата публикования: 2015-09-18; Прочитано: 478 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!