Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Повести Петровской эпохи



Наиболее типичными среди оригинальных повестей Петровской эпохи являются следующие: «История о российском матросе Василии Кариотском», «История о храбром российском кавалере Александре», «История о некотором шляхетском сыне», «История о российском купце Иоанне».

Эти произведения – яркое порождение Петровской эпохи. Типичен их герой – незнатный молодой человек, чаще всего – обедневший мелкий дворянин. Типична его судьба: он достигает высокого положения в обществе благодаря не своему происхождению, а личным заслугам, «разуму», «наукам». Типична и форма этих произведений, где своеобразно сочетались художественные традиции русской и переводной литературы.

Все «Истории» существенно отличаются от повествовательных сочинений 2-й половины 17 в.

«Истории» – целиком светские произведения, их сюжеты вымышлены и развиваются по линии раскрытия характера главного героя, чья судьба – результат его поступков, а не действия неминуемой судьбы, как это было в повестях о Савве Грудцыне и Молодце. Новым в русских повестях начала 18 в. является развитие любовной темы, которая образует сюжет и служит для раскрытия характеров героев. Новым является и отображение просветительских идей Петровского времени, что сказывалось в таких качествах героев, как его природный ум и успехи в науках. В целом, в повестях ярко отразилась Петровская эпоха со всеми её характерными чертами общественной и бытовой жизни: поездки «за море в науку», ассамблеи, новая манера отношения между мужчиной и женщиной. В этих произведениях намечены черты будущего русского романа.

1.4. Стихотворство. Петровская эпоха с её светским, жизнерадостным началом, с утверждением права человека на земное счастье способствовала расцвету стихотворства.

Вирши Петровской эпохи имели сугубо книжный характер. Официальная поэзия этого времени подразделяется на два вида: духовную и светскую, причём, последняя представляет особый интерес. Наряду с философской, духовной и панегирической тематикой в начале 18 в. возникли стихи любовного содержания.

Изменения в общественной жизни и семейном быте, введение ассамблей, где мужчины и женщины вместе проводили праздничные встречи, освобождение женщин от домашнего рабства – всё это устанавливало новые отношения.

Многочисленные образцы любовных стихотворений начала 18 в., встречающиеся в различных рукописных альбомах, позволяют составить представления об их характере. Они отличаются наивной манерностью, чувствительностью и эмоционально приподнятой фразеологией, что свидетельствует об активном языковом воздействии переводной литературы.

28. Личность Феофана Прокоповича. Его поэтическая, проповедническая деятельность.

Всякие биографии, опять же, читай в википедии.

29. Драматургия Ф. Прокоповича. Идейное и художественное своеобразие трагикомедии «Владимир».

Еще в Киево-Могилянской академии Феофан Прокопович написал трагедокомедию «Владимир». В основу ее сюжета легла история введения христианства на Руси киевским князем Владимиром Святославичем и та борьба, которую в связи с этим ему пришлось вести с языческими жрецами. Исследователи отмечают тесную связь трагедокомедии с произнесенной Феофаном незадолго перед этим проповедью в день святого равноапостольного князя Владимира. Жанр «трагедокомедии» был обоснован Прокоповичем в его «Поэтике», где он ссылается на авторитет Плавта с его «Амфитрионом» - пьесой, в которой «остроумное и смешное смешивалось с серьезным и грустным и ничтожные действующие лица – с выдающимися».

Этой пьесой Прокоповича закладывается в русской драматургии традиция строить произведения на материале отечественной (а не античной, как это чаще всего было в западноевропейской литературе) истории. Сюжетом пьесы является крещение Владимиром Руси в 988 году. Совершение этого акта осложняется борьбой с противниками новой веры – идольскими (языческими) жрецами, да и сам князь Владимир далеко не сразу отказывается от «прелестей» языческой жизни (у него, например, 300 жен), в его душе также происходит душевная борьба. Так, после того как верховный языческий жрец и волхв Жеривол обнаруживает полное невежество в прении о вере с греческим послом-философом, и Владимир склоняется к принятию христианства, он во сне и наяву терпит множество искушений. В конечном итоге необходимость обновления Руси, уничтожения невежества заставляет Владимира принять христианство. Герой пьесы Прокоповича прославляется прежде всего как правитель-реформатор, сближающийся в сознании современников писателя с образом Петра I, а своекорыстные невежественных жрецы с «говорящими» именами Жеривол, Курояд и Пиар давали возможность сопоставить их с ревнителями старины, противниками петровских преобразований (прежде всего, разумеется, среди духовенства). Действительно, Жеривол – обжора, развратник, жалкий трус, хвастун и самохвал (хвалится, что имеет власть совлечь солнце с неба, помрачить светила, претворить день в ночь и т.п.). В прологе он жалуется на ослабление веры, выразившееся в уменьшении дани, потом пытается запугать Владимира выдуманным им вещим сном. В споре с греческим богословом Жеривол ничем не может ему возразить и потому действует бранью, криком, бессмысленными угрозами и издевками. Под стать ему и его помощники.

Соединением высокой темы, апологии Владимира с осмеянием его противников объясняется автором выбор жанратрагедокомедии. Отмечается влияние поэтики барокко: в пьесе встречаются аллегории, используются житийные мотивы, хотя и в весьма ограниченном количестве. В то же время Феофан создал композиционно стройное произведение с четким сюжетом вместо случайного калейдоскопа разных сцен, господствовавшего в современной ему школьной драме. Вместо интермедийПрокопович органично вписал в контекст пьесы сцены комические и сатирические. В трагедокомедии соблюдается единство места и действия и наблюдается относительная свобода в вопросе о единстве времени, в ней 5 актов и не более 3-х лиц на сцене одновременно, стих ее ритмически разнообразен (при преобладании традиционного силлабического 13-сложника, количество слогов в строке может в отдельных случаях уменьшаться до 5) и в определенной мере приближается к разговорной интонации.

30. Русское сюжетное повествование начала XVIII в.

31. Классицизм как литературное направление. Своеобразие русского классицизма.

Википедия

32. Литературная деятельность В. К. Тредиаковского. Трактат «Новый и краткий способ к сложению российских стихов».

Трактат Тредиаковского "Новый и краткий способ к сложению российских стихов с определением до сего надлежащих знаний" стал первым опытом теоретического и практического создания системы русского стихосложения (подробнее см. примечания). В нем Тредиаковский указал на то, что способ сложения стихов зависит от природных свойств языка. Поскольку в русском стихе ударение не закреплено за определенным слогом, то силлабика - система стихосложения, основанная на упорядоченности числа слогов в стихе, пригодная для языка с постоянным ударением - русскому стихосложению не подходит. Вместо нее Тредиаковский предложил силлабо-тоническую систему, основанную на правильном чередовании ударных и безударных слогов. При этом он накладывал на нее ряд ограничений, против которых выступил М.В.Ломоносов в своем "Письме о правилах российского стихотворства" (1739). Таким образом, Тредиаковский положил начало реформе русского стихосложения, а Ломоносов продолжил ее и утвердил силлабо-тоническое стихосложение. Кроме того, в трактате Тредиаковский изложил систему литературных жанров классицизма и дал первые в русской поэзии образцы сонета, рондо, мадригала, оды.

33. Творчество А. Д. Кантемира. Самобытность и характер его сатир.

34. М. В. Ломоносов — ученый, просветитель, поэт. Литературоведческие труды Ломоносова. Ломоносов — теоретик русского классицизма.

35. Философские взгляды М. В. Ломоносова. Выражение их в поэзии.

Общепризнано, что в результате реформ Петра I в России было прорублено «окно в Европу». Данное замечание верно и в сфере философии. Если до реформ Петра I философская мысль на Руси развивалась изолированно от западноевропейской философии, то в 18 в. начинается активное заимствование философских учений из Европы и уже можно говорить о единстве развития русской и западноевропейской философии. В целом, итогом философского развития России в 18 веке («русского Просвещения») было окончательное формирование светского мировоззрения независимого от религии.

Несомненно, важную роль в этом процессе сыграл первый русский учёный европейского и мирового значения Михаил Васильевич Ломоносов (1711 – 1765), энциклопедически разносторонний мыслитель. По словам А. С. Пушкина, «он был первым нашим университетом». М. В. Ломоносов родился в семье рыбака-помора вблизи Архангельска, в 17-летнем возрасте он, сопровождая рыбный обоз, пришёл в Москву и, скрыв своё происхождение, поступил в Славяно-греко-латинскую академию, где показал незаурядные способности в освоении учебного материала. В числе лучших выпускников он был затем направлен в учебное заведение при Петербургской академии наук, а затем за границу. В Германии Ломоносов обучался у последователя Лейбница Христиана Вольфа, что содействовало проникновению некоторых выдвинутых Лейбницем идей в мировоззрение Ломоносова. Так, у Ломоносова можно встретить отголоски учения Лейбница о предустановленной гармонии, часто русский учёный употреблял термин «монады» по отношению к атомам. Однако последовательным идеалистом, как Лейбниц, Ломоносов не стал. Наоборот, определяющей для философии Ломоносова становится материалистическая тенденция. В начале 1740-х годов Ломоносов возвращается в Россию. Ломоносов проявил себя во многих сферах деятельности. Кроме занятий науками Ломоносов оставил след в русской культуре как один из зачинателей современного русского стихосложения, как автор величественных и зачастую наполненных философским содержанием од,[1] а также как художник, воссоздавший искусство мозаики (картина «Полтавский бой»). К числу основных заслуг Ломоносова также относится открытие в 1755 г. Московского университета, первого в России, причём в нём с самого начала не было теологического факультета. В сфере науки Ломоносов проявлял универсальность своих интересов. Он занимался физикой, химией, астрономией, геологией. К важнейшим естественнонаучным трудам М. В. Ломоносова можно причислить: «Размышления о причинах теплоты и холода», «Введение в истинную физическую химию», «Первые основания рудных дел» и пр.

Как учёному-естествоиспытателю Ломоносову была присуща направленность на опытное познание и интерес к различным проявлениям материи. Он разделял распространённое в то время понимание материи как состоящей из мелких неделимых частиц, соединяющихся затем в корпускулы (молекулы), движущиеся по механическим законам. Поэтому говорят о корпускулярной теории материи у Ломоносова. М. В. Ломоносов был сторонником опытного естествознания, экспериментального метода, соединённого с теоретическими обобщениями. Ломоносову принадлежит ряд научных открытий. Так, наблюдая прохождение Венеры по диску Солнца, Ломоносов выдвигает подтвердившееся затем предположение о наличии атмосферы на Венере. Многократно Ломоносов ставил химические опыты, а также экспериментировал с электричеством.[2] Ломоносов считается первооткрывателем одного из важнейших законов физики – закона сохранения вещества.[3] «Что из одного места убудет, в другом прибудет, - утверждал Ломоносов. Закон сохранения вещества имел чрезвычайно большое значение для материалистической философии, поскольку делал невозможным утверждавшееся церковью учение креационизма. Материя вечна и неуничтожима, она может лишь менять свои состояния.

При решении проблемы взаимоотношения науки и религии Ломоносов выступал за разграничение сферы этих видов культуры. Религия не должна вмешиваться в дела науки, а наука – в дела веры. Как писал Ломоносов, «Неверно рассуждает математик, если хочет циркулем измерить Божью волю, но не прав и богослов, если он думает, что на Псалтыри можно научиться астрономии и химии». В целом, можно говорить о материалистически окрашенном деизме Ломоносова. Ломоносов видел в Боге творца порядка и красоты в мире. Красота явлений природы наталкивает его на мысли о величии и мудрости Бога, воспеванию которого он посвящает не одну оду (например, «Ода на Божественное величие, написанная при восходе Солнца»). Однако Ломоносов учил о вечности движения материи, отрицая учение о данном Богом материи первотолчке. В работе «О слоях земных» Ломоносов выдвигает идеи эволюционного развития неживой и живой природы от низших форм к высшим. Горячо интересовался Ломоносов и вопросами общественных наук, написав в частности один из первых в мире трактатов по демографии «О приумножении народа российского», а также замыслив создать многотомную «Российскую историю».

36. Панегирическая поэзия Ломоносова.

В борьбе с мракобесами и гонителями науки Ломоносов использовал в некоторых случаях шутку и даже сатиру. Так, в брошюре «Явление Венеры на солнце» он указывал на неправомочность вмешательства церкви в дела науки и особенно использования в качестве аргумента текста Библии, метафорический язык которой не всегда следует понимать буквально. Автор приводит стихотворную притчу, содержащую в себе остроумную защиту гелиоцентрической системы Коперника. Как-то на пиру заспорили между собой Коперник и Птолемей. Первый утверждал, что Земля «вертясь вокруг Солнца «ходит», второй - что Солнце вращается около неподвижной Земли. Спор между ними решает повар, здравый ум которого сразу же уловил правоту Коперника:

Он дал такой ответ:

Что в том Коперник прав,

Я правду докажу,

на Солнце не бывав.

Кто видел простака из поваров такова,

Который бы вертел очаг кругом жаркова?

Более резко звучит «Гимн бороде», поводом к написанию которого послужили следующие обстоятельства. Любимый ученик Ломоносова Николай Поповский перевел в стихах поэму английского просветителя Александра Попа «Опыт о человеке». Синод категорически запретил печатать эту книгу. Ломоносов ответил на это решение «Гимном бороде», одним из самых смелых в XVIII в. антиклерикальных произведений.

В правление Петра I духовенство получило официальное разрешение на беспошлинное ношение бороды. В связи с этим борода становится в «Гимне» символом духовного сана. Среди «бородачей» упомянуты и «керженцы», т. е. раскольники, приносящие в казну, за сохранение бороды, «двойной оклад». Однако главным объектом сатиры Ломоносова были все-таки не раскольники, а представители официальной церкви и прежде всего ее иерархи. Об этом с предельной ясностью говорится в восьмой строфе «Гимна», где борода названа матерью «достатков и чинов».

Жанр гимна, панегирика, избранный Ломоносовым, усиливает сатирическое звучание произведения. О напе-чатании такого памфлета не могло быть и речи. Сохранилось около десятка рукописных сборников с его текстом. Святейший Синод обратился с жалобой на Ломоносова к императрице Елизавете Петровне. Поэт был вызван в синод. На допросе Ломоносов полностью подтвердил свое мнение о духовных чинах, выраженное в его сатире. Вскоре он написал еще одно сатирическое стихотворение («О страх! о ужас! гром!...»), в котором изобразил бессильную ярость своих противников во время допроса. В новом стихотворении была продолжена тема «Гимна бороде». На этот раз автор отдавал предпочтение козлятам, которых природа с самого рождения наградила бородой.

В споре Ломоносова с Синодом правительство оказалось на стороне ученого. Немалую роль здесь сыграл и покровитель Ломоносова - Шувалов. Тогда противники решили уязвить своего врага его же оружием - сатирой. Они начали распространять против Ломоносова анонимные письма и стихотворные пасквили.

Один из них, подписанный вымышленным именем Христофора Зубницкого, назывался «Переодетая борода, или Гимн пьяной голове». Подлинный автор этих стихов не установлен. Ломоносов объявлялся шарлатаном, псевдоученым и пьяницей. В вину ему ставилось и его «подлое» происхождение. Ломоносов приписал авторство этих стихов Тредиаковскому и обрушился на него с гневной эпиграммой «Зубницкому», начинавшейся словами: «Безбожник и ханжа, подметных писем враль!» (С. 221). В действительности Тредиаковский не писал «имна», но был связан с Синодом и даже давал ему сведения о деятельности академических ученых. Видимо, это обстоятельство и привело Ломоносова к мысли, что автором злобного пасквиля был его недоброжелатель - Тредиаковский.

37. Естественнонаучная поэзия Ломоносова.

38. Личность А. П. Сумарокова. Сумароков и классицизм.

39. Идейное и художественное своеобразие трагедии Сумарокова «Дмитрий Самозванец».

Остальные вопросы – произведения. Все произведения целиком не прочитаешь. Поэтому читай краткое и больше критики.

40. Характер сумароковской комедии «Рогоносец по воображению».

41. Литературная, просветительская и книгоиздательская деятельность Н. И. Новикова.

42. Литературная и публицистическая деятельность Д. И. Фонвизина.

43. «Бригадир» Д. И. Фонвизина — первая оригинальная комедия.

44. Общественно-политическое значение комедии Д. И. Фонвизина «Недоросль».

45. Личность Г.Р. Державина. Державин и русский классицизм.

46. Ода Г.Р. Державина «Фелица». Своеобразие жанра. Новаторство.

47. Философская и анакреонтическая поэзия Г.Р. Державина.

48. Сатирические оды Г.Р. Державина.

49. Эволюция жанра оды в творчестве М.В. Ломоносова, Г.Р. Державина, А.П.Сумарокова, А.Н. Радищева.

50. Личность А.Н. Радищева. Основные этапы жизни и творчества.

51. Тематика и художественное своеобразие прозы Радищева. Характер поэзии.

52. Идейное своеобразие «Путешествия из Петербурга в Москву» А.Н. Радищева. Особенности стиля.

53. Ода «Вольность» А. Н. Радищева. Ее политическая, историческая, философская проблематика.

54. Личность И. А. Крылова. Темы и характер его сатиры.

55. И. А. Крылов — драматург. Комедия «Триумф» или «Подщипа», ее политический смысл.

56. Н. М. Карамзин — историк, публицист, теоретик русского дворянского сентиментализма.

57. «Бедная Лиза» Н. М. Карамзина как произведение сентиментализма.

Сентиментализм как литературное направление. Особенности русского сентиментализма.





Дата публикования: 2015-09-17; Прочитано: 2334 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.011 с)...