Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Природопользование и природообустройство как отношения человека и природы



Деятельностные отношения человека и окружающей его природы можно разделить на природоведение, природопользование и природообустройство. В этих двукорневых словах присутствует понятие «природа» и указаны активные действия человека: ведение (изучение), пользование, обустройство. Иными словами, здесь подразумевается субъект — человек и объект его деятельности — природа, конкретизируются отношения человека и природы на современном этапе. Даже при изучении самого себя имеется в виду человек как субъект и человек как объект изучения. Здесь под природой подразумевают все то, что окружает человека, т. е. совокупность естественных условий его существования. Вместе с тем в русском языке в понятие «природа» вкладывают и другие смыслы:

самый общий: все существующее во Вселенной — неорганический и органический мир, включая и человека, т. е. все живое и неживое (косное);

бытовой: вне города — поехать на природу;

переносный: сущность — природа явления.

Сужение понятия природы до среды, окружающей человека, чисто методологическое. Оно вытекает из теории больших систем. Природу в самом общем смысле можно представить как сверхсистему, состоящую из окружающей человека природной среды (надсистемы) и особой системы — человеческого общества. Такое разделение сверхсистемы позволяет человеку выявлять, изучать и, в Некоторой степени, организовывать отношения между ее составляющими, что при возросших возможностях человека и общества («при его могуществе») становится очень актуальным, необходимым и для его выживания как биологического вида, и для сохранения природы.

Именно понятие природы как окружающей человека среды определяет его действия: именно он изучает природу, именно он ею пользуется и обустраивает для своих нужд. Это существенно, так как некоторые ученые, например, трактуют природопользование излишне расширенно, включая в него и то, что заяц ест морковку, волк ест зайца, комар сосет кровь из человека. Это естественные природные процессы, они сами оптимизируются и без вмешательства человека.

Вместе с тем человек порожден природой и тем самым является ее частью, но человек — единственное существо, способное постигать природу и самого себя. Эта двойственность человека усложняет создание теории отношения природы и человека. Философы, например В. Хёсле, отмечают наличие «включающего» и «противополагающего» понятий природы. Отношения человека и природы эволюционизировались по мере увеличения его численности, интеллектуального развития.

Отношения человека и природы вытекают из того, что он, как и другие живые организмы, — материальная саморазвивающаяся система. Саморазвитие заключается в том, что он содержит свои внутренние источники развития в виде разрешения заключенных в нем противоречий. Человек активно регулирует обмен энергией и веществом с окружающей средой (неизбежные потребление и отходы), формирует условия своего собственного существования, преобразуя окружающую среду.

Выстраивая современные отношения человека и окружающей его природы, надо помнить, что человечеству нужна природа того эволюционного отрезка, в котором оно возникло и эволюционизировало; «коренное», в геологическом смысле, преобразование среды жизни было бы смертельным для людей. В разумных пределах человек должен управлять природной средой, что замедляет энтропийные процессы (энтропия — мера внутренней неупорядоченности системы) и дает возможность дальнейшего социально-экономического развития. В принципе можно развивать среду жизни в космосе, но земная жизнь является порождением биосферы земного типа и не может поколениями существовать вне ее уникальных условий.

Специфическая черта современных отношений человека и природы — понимание того, что от неограниченной эксплуатации природы и ее безграничного преобразования следует переходить к экономии природных ресурсов и осторожному изменению природной среды жизни. Человек сейчас отказывается от позиций антропоцентризма, когда он считал себя всемогущим, царем природы, не ждущим милостей от природы, берущим в долг с обещанием потом исправить нарушенную природу. Сторонники антропоцентризма ставят суверенитет человеческого общества выше суверенитета природы. Взаимоотношения человека и природы они видят как деятельность по использованию и преобразованию компонентов природы во имя человека, его потребностей и интересов. Это, например, нашло отражение в долго существовавшей пели мелиорации сельскохозяйственных земель: получение (любой ценой!) высокого и устойчивого (?) урожая ограниченного набора сельскохозяйственных культур. Примеры: только хлопчатник в Средней Азии, только рис в низовьях Кубани, только овощи и картофель на осушенных торфяниках Белоруссии и России, орошение больших территорий с черноземными почвами устаревшими технологиями.

Другая, противоположная, крайность — идеология экологизма, которая заключает в себе призыв к прекращению борьбы с природой, к остановке научно-технического прогресса, объявляет человеческое общество составной частью природы, призывает человека к слиянию с ней, к растворению в ней.

В действительности, и антропоцентризм, и экологизм утопичны и ведут человека в тупик. Забота о человеке в антропоцентрическом мировоззрении иллюзорна, так как, в конце концов, оборачивается экологическим кризисом, разрушением природных (естественных) основ существования человечества. Столь же иллюзорен и экологизм, поскольку, объявляя человека частью биосферы, он, по существу, игнорирует качественные особенности развития человеческого общества, ликвидирует суверенитет человеческой личности.

Человек должен идти по единственно возможному пути — экологически безопасному и экономически эффективному коридору создания техноприродных или социоприродных систем, который обеспечил бы гармонический синтез изменений природных систем с возможностью их дальнейшего функционирования, наиболее полной продуктивностью, без потери устойчивости и тем более без разрушения.

Нельзя ставить вопрос — что важнее: экономическое развитие человеческого общества или сохранение природы? Если преследовать только экономические цели, то чрезмерная разрушительная эксплуатация природы готовит нам скорый конец. Если законсервировать всю природу, то экономическое развитие остановилось бы, мы должны перестать есть, пить, дышать, т. е. вычеркнули бы себя из природы, но человек тоже часть природы в широком смысле, ее дитя. Следовательно, экономическое развитие должно быть таким, чтобы давление человека на природу не превышало разумного уровня. Отсюда вытекает необходимость разумного (рационального) природопользования и природообустройства.

Отношения человека и природы должны в конечном счете обеспечить гармоничное сочетание суверенных интересов человека и общества со столь же суверенными «интересами» природы (Р. М. Орлов).

Человек в своей жизнедеятельности не может отказаться ни от использования природы, ни от изменения компонентов природы, ни от научно-технического прогресса. Следовательно, необходимо познание и использование в практической деятельности законов формирования, функционирования и развития особых технопри-родных систем. Необходимо научное обоснование синтеза природных процессов и деятельности человека. Законы формирования, функционирования и развития техноприродных систем не являются ни чисто природными, ни чисто социальными, они дают знания об особых процессах при взаимодействии человека и природы. Учет этих законов как раз и должен обеспечить коэволюцию, т. е. совместное развитие природы и человеческого общества.

Чтобы преодолеть крайности антропоцентризма и чистого эко-логизма, необходимо разрабатывать стратегию движения общества от ресурсно-потребительской деятельности к сберегающе-созида-ющей. Поэтому наряду с природопользованием возникает еще большая необходимость в осознанной деятельности — природо-обустройстве и природовоспроизводстве. Односторонний процесс движения изъятых из природы ресурсов в общество, который характерен для современных форм природопользования, должен быть дополнен противоположным процессом движения вещества и энергии в компоненты природы (Р. М. Орлов).

Концепция коэволюции нуждается в конкретизации, насыщении вещественно определенной деятельностью. Практическое осуществление ее положений — начало создания культурных ландшафтов, где деятельность человека гармонизирована в его интересах и в интересах природы.

Окружающую человека среду можно представить как состоящую из четырех неразрывно взаимосвязанных подсистем: собственно природной среды; квазиприродной, т. е. модифицированной человеком природной среды; искусственной, или артепри-родной, среды и социальной среды.

Собственно природная среда в данном понимании — факторы и условия существования человека чисто естественного происхождения (факторы — материальные, энергетические и информационные компоненты, обеспечивающие жизнь; условия — обстоятельства, в которых развивается жизнь), имеющие свойства самоподдержания и саморегуляции без постоянного вмешательства человека. Это не означает, что человек не изменяет природную среду.

Квазиприродная среда — пахотные или иные преобразованные человеком угодья, внедренные в природную среду культурные растения и домашние животные, грунтовые дороги, внешнее пространство населенных мест, зеленые насаждения (сады, парки, газоны, бульвары), водохранилища на реках, каналы в земляном русле и т. п. Эти элементы имеют природное происхождение, но, являясь инородными для конкретных природных объектов, не обладают системным самоподдержанием. Их долговременное существование возможно только при поддержке человеком.

Артеприродная среда — весь искусственный мир, созданный человеком в основном для удовлетворения своих потребностей, вещественно-энергетически не имеющий аналогов в естественной природе, чуждый ей и разрушающийся без непрерывного обновления. К ней относятся здания, сооружения, дороги с твердым покрытием, трубопроводы, бетонированные каналы, искусственные водоемы (бассейны) и т. п. Для их создания человек очень часто использует или преобразованные вещества, или полностью искусственные, не имеющиеся в природе. Эти вещества с трудом входят в естественные геохимические циклы, возникает проблема с их хранением после использования. Правда, несмотря на свою искусственность, артеприродная среда подчиняется тем же объективным законам природы (тяжести, теплопроводности, электропроводности и др.).

И квазиприродная, и артеприродная среда не существуют изолированно, человек их встраивает в природные системы, образуя вышеупомянутые техноприродные или социоприродные системы. Поэтому эти новые системы не являются полностью антропогенными, природная составляющая для них является базовой, что отражено в их названии. С этих позиций вариант названия «природ-но-техническая система» представляется некорректным, тем более — «антропогенный ландшафт» и т. п.

Социальная среда — культурно-психологический, информационный, политический климат, создаваемый для личности, социальных групп и человечества в целом самими людьми и слагающийся из влияния людей как социально-биологических существ друг на друга в коллективах с помощью средств материального, энергетического и информационного воздействия. Социальная среда интегрируется с природной, квазиприродной и артеприрод-ной средами, формируя «качество среды жизни». Уровень природопользования и природообустройства в нем — незаменимая составляющая.

Понятие «окружающая среда» эквивалентно греческому oikos — экос (дом, родина). Науку о взаимодействии человека (в общем понимании — живых организмов) и окружающей среды называют экологией, по-русски — это «домоведение», т. е. наука о доме, а наука экономика — «домоводство». Так получилось, что вначале в бытовой речи, а затем и в научной литературе слово «экология» (наука) заменило предмет, который она изучает, т. е. экое, дом для человечества (живых организмов), природу как окружающую среду. Стали неудачно говорить: «плохая экология» (может ли быть плохая математика или биология?), «экологические условия» вместо «качество окружающей среды» и т. п.

Молодая наука экология стала очень модной, пока еще рыхлой, слабоструктурированной. Сейчас различают биоэкологию, геоэкологию, экологию человека, социальную экологию, прикладную экологию (имеющие подразделения) и многие другие. В книге Н.Ф. Реймерса «Экология (теория, законы, правила, принципы и гипотезы)» сформулированы порядка 240 гипотез, законов, принципов, правил и афоризмов. Из всего этого множества ниже сформулированы основные принципы природопользования и природообустройства, выполнение которых должно обеспечить заявленные выше отношения человека и природы, сделать их рациональными.





Дата публикования: 2015-09-17; Прочитано: 1552 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.008 с)...