Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Предмет философской антропологии



На протяжении всей истории философии человек, его сущность и существование были в центре внимания мыслителей разных стран и эпох. И хотя о человеке философы никогда не забывали, тем не менее, можно отметить три основных «поворота к человеку» в истории философской мысли: первый произошел в античности и был связан с софистами и Сократом, отказавшимися изучать природу и сосредоточившими свой интерес исключительно на человеке[61]; второй поворот был осуществлен гуманистами эпохи Возрождения, поместившими человека в центр мироздания и приравнявшими его к Богу; третье обращение философии к человеку случилось в 20-е годы XX века, когда возникли такие течения, как персонализм, экзистенциализм[62], философская антропология[63].

В нашей стране возрождение интереса к человеку, «забытому» советской философией, началось с 1990 года – в этом году была создана первая в России кафедра философской антропологии (на философском факультете МГУ во главе с академиком В.С. Степиным), основан Институт человека (при Институте философии РАН во главе с академиком И.Т. Фроловым), стал издаваться журнал «Человек».

Сегодня философская антропология – одна из центральных философских дисциплин, нацеленная на целостное и многостороннее отражение всех важнейших аспектов человеческого бытия-в-мире. Философская антропология надстраивается над всеми областями человекознания, рефлексирует над всеми сферами человеческой деятельности, анализирует и интегрирует полученные в них опыт и знания (как научные, так и вненаучные).

Предметом философской антропологии является целостный человек, т.е. человек, взятый в единстве его телесной и душевной организации, природных и социальных характеристик, как многоуровневое, многоипостасное, системное целое. Тем не менее, философская антропология изучает не всего человека, а лишь наиболее важное в нём, поэтому её можно определить как учение о сущности человека, об атрибутах его бытия в мире[64].

По нашему убеждению, именно философская антропология составляет онтологический фундамент всего человекознания и, прежде всего, психологии. Именно философско-антропологические воззрения образуют презумптивное ядро онтологических оснований психологической теории и практики, и именно они, как уже отмечалось выше, предопределяют исходное видение человека как важнейшего объекта психологии, а также (поскольку онтология взаимосвязана с гносеологией) в значительной степени задают направление, стратегию и тактику научного поиска, детерминируют выбор целей и средств как психологического исследования, так и психологической практики (консультирования, психотерапии и пр.).

Таким образом, проблемные поля философской антропологии и онтологии психологии во многом совпадают, но всё же не являются тождественными. Во-первых, одними из ключевых проблем онтологии психологии являются вопросы о сущности психики, природе психической реальности, сущности отдельных психических функций и процессов, соотношении души и тела, субъективного и объективного, которые не изучаются философской антропологией. Во-вторых, поскольку психология исследует не только человека, но и животных (прежде всего, их поведение), постольку онтология психологии должна давать представление не только о природе человека, но и о природе живого в целом: по нашему убеждению, психическое является атрибутивным признаком всех живых организмов. Таким образом, предмет онтологии психологии шире, чем предмет философской антропологии, но всё-таки именно философская антропология является квинтэссенцией, ядром онтологии психологии.

Важнейшей особенностью философской антропологии (впрочем, как и философии вообще) является её крайняя плюралистичность, выражающаяся в наличии множества альтернативных подходов в понимании человека, его сущности и существования[65]. Следствием такого плюрализма оказывается не меньший (если не больший!) плюрализм в психологии, особенно в таком её фундаментальном разделе, как психология личности. Однако плюрализм не всегда ведёт к антагонизму. В условиях демократического общества, признающего право на инакомыслие, на существование различных мировоззренческих позиций, антагонизм всё больше уступает место полилогу мнений, а конкурирующие концепции человека начинают всё чаще рассматриваться не как альтернативные, а в качестве взаимодополнительных, освещающих единое человеческое бытие с различных сторон, акцентирующих различные моменты человеческого существования, обладающих каждая своим ареалом применимости.

Философская антропология не имеет чёткой, строго определённой структуры. Она скорее проблемоцентрична, т.е. представляет собой исторически сложившуюся совокупность взаимосвязанных и в то же время достаточно самостоятельных проблем. К основным из них относятся:

1) проблема природы (сущности) человека;

2) проблема человеческого существования и его видов;

3) проблема атрибутов человеческого существования;

4) проблема детерминант человеческого бытия.

Остановимся на каждой из них более подробно.





Дата публикования: 2015-09-17; Прочитано: 275 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.006 с)...