Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Документ № 79



Из доклада А. А. Жданова «О журналах "Звезда" и "Ленинград"»

(сентябрь 1946 г.)

Жданов Андрей Александрович (1896—1948) — советский государственный

и партийный деятель, в 1944—1948 гг. член ЦК ВКП(б).

Вопросы и задания к документу № 79:

3. В чем суть документа? На каких деятелей культуры направлена критика в докладе? Что вам известно об этих деятелях и их творчестве?

4. В чем докладчик обвиняет M. Зощенко и А. Ахматову?

5. Что ставится в вину редакциям журналов?

6. На основе документа сформулируйте требования, которые предъявляло партийное руководство к советской литературе.

7. Какие последствия имела подобная критика для конкретных писателей? Для культурной жизни в целом?

8. Можно ли считать, что обвинения были направлены только лично против А. Ахматовой и M. Зощенко?

9. Привлекая знания по истории, назовите, какие еще идеологические кампании развернулись в стране во второй половине 1940-х годов? Какова их общая цель?

Из постановления ЦК ясно, что наиболее грубой ошибкой журнала «Звезда» является предоставление своих страниц для литературного «творчества» Зощенко и Ахматовой. Я думаю, что мне нет нужды цитировать здесь «произведение» Зощенко «Приключения обезьяны». Видимо, вы все его читали и знаете лучше, чем я. Смысл этого «произведения» Зощенко заключается в том, что он изображает советских людей бездельниками и уродами, людьми глупыми и примитивными. Зощенко совершенно не интересует труд советских людей, их усилия и героизм, их высокие общественные и моральные качества. Эта тема всегда у него отсутствует. Зощенко, как мещанин и пошляк, избрал своей постоянной темой копание в самых низменных и мелочных сторонах быта. Это копание и мелочах быта не случайно. Оно свойственно всем пошлым мещанским писателям, к которым относится и Зощенко. <...>

Перехожу к вопросу о литературном «творчестве» Анны Ахматовой. Ее произведения за последнее время появляются в ленинградских журналах в порядке «расширенного воспроизводства». Это так же удивительно и противоестественно, как если бы кто-либо сейчас стал переиздавать произведения Мережковского, Вячеслава Иванова, Михаила Кузмина, Андрея Белого, Зинаиды Гиппиус, Федора Сологуба, Зиновьевой-Аннибал и т. д. и т. п., т. е. всех тех, кого наша передовая общественность и литература всегда считали представителями реакционного мракобесия и ренегатства в политике и искусстве. <...>

Тематика Ахматовой насквозь индивидуалистическая. До

убожества ограничен диапазон ее поэзии, — поэзии взбесившейся барыньки, мечущейся между будуаром и моленной. Основное у нее — это лкбовно-эротические мотивы, переплетенные с мотивами грусти, тоски, смерти, мистики, обреченности. <...>

Что поучительного могут дать произведения Ахматовой нашей молодежи? Ничего, кроме вреда. Эти произведения могут только посеять уныние, упадок духа, пессимизм, стремление уйти от насущных вопросов общественной жизни, отойти от широкой дороги общественной жизни и деятельности в узенький мирок личных перекиваний. Как можно отдать в ее руки воспитание нашей молодежи?! <...>

Некоторое наши литераторы стали рассматривать себя не как учителей, но как учеников буржуазно-мещанских литераторов, стали:биваться на тон низкопоклонства и преклонения перед мещанкой иностранной литературой. К лицу ли нашей передовой советской литературе, являющейся самой революционной литературой в мире, низкопоклонство перед ограниченной мещанско-буржуазной литературой Запада?

«ХРУЩЕВСКОЕ ДЕСЯТИЛЕТИЕ». 1953-1964 гг.





Дата публикования: 2015-09-17; Прочитано: 439 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.009 с)...