Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

По Литургике для 1-го класса Семинарии



Московская духовная семинария

УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ

по Литургике для 1-го класса Семинарии

ПРЕДИСЛОВИЕ

Литургикой называется наука о Богослужении Православной Церкви.

В задачу курса Литургики 1-го класса Д.С. входит

1) ознакомление с храмом, его устройством (внешним и внутренним), со священными предметами, употребляемыми в православном Богослужении; 2) изучение богослужебных книг и порядка уставного отправления как отдельных элементов Богослужения (чтение св.Писа-ния, Псалтири, пение стихир, канонов), так и чинопоследований в целом (суточный круг Богослужения).

Этот материал излагается в настоящем курсе систематически, 2-й раздел после 1-го; практически же, в целях лучшего усвоения учащимися Устава, подробное ознакомление с каждой богослужебной книгой и с чинопоследованиями суточного круга начинается уже на первых уроках, параллельно с изучением первого раздела. С этой целью проводятся практические занятия в классе (чтение, пение, нахождение Богородичных, в приложениях Минеи и т.д.).

Той же цели служат приложения, в которых даны схемы вседневной и воскресной вечерни и утрени, часов, а также перечисляются обязанности пономарей.

Виды Богослужения

Каждый православный христианин должен молиться Богу. Когда он молится один или со своей семьей, его молитва называется домашней, или частной. Когда же христиане собираются на молитву в храм Божий (т. е. Церковь), их молитва называется церковной, или общественной.

Молитвы и песнопения, совершаемые в храме священнослужителями, церковнослужителями и всем верующим народом, называются церковным Богослужением, или церковной службой. К церковным Богослужениям относится Божественная Литургия и приготовительные к ней службы, составляющие вечерние утренние Богослужения.

Главное отличие общественного, или церковного, Богослужения от частного в том, что общественное Богослужение совершается в указанное Уставом время для всех вообще христиан, а частное - по просьбе отдельных верующих (требы).

Место церковного богослужения

Местом общественного, или церковного богослужения является храм Божий.

Храмом называется особое посвященное Богу здание, котором собираются верующие для получения благодати Божией через таинство Святого Причащения и др. таинства. Храм Божий, по причине того, что в нем собираются верующие, называется Церковью - (народное собрание),т.е. тем же словом, которым именуются общество верующих во Иисуса Христа.

Всякий православный храм является храмом Божиим, домом Господним, так как Господь невидимо присутствует в нем Своею благодатию. Кроме того, каждый храм имеет свое особое название. Так, один из них называется храмом Воскресения Христова, другой - Успения Божией Матери, третий - Св. Иоанна Предтечи, четвертый - свв. Апостолов Петра и Павла и т. д., т.е. храмы построены и посвящены Богу в память о различных событиях из жизни Господа нашего Иисуса Христа, Божией Матери и святых угодников Божиих. Нередко в одном и том же храмовом здании устраивается несколько алтарей*. В таком случае один из них, центральный, называется главным, а другие - пределами.

Если в городе несколько храмов, то обычно один из них называется соборным. так как в особо торжественные дни в нем собирается для совершения Богослужения духовенство из других церквей.

Происхождение храма

Богослужение, как выражение внутреннего нашего богопочитания, началось с первых дней бытия человека на земле. Наши прародители, созданные по образу и подобию Божию и одаренные превосходными силами бессмертного духа, тотчас же после создания их не могли не прославлять беспредельную благость, всемогущество, святость и премудрость Творца. Их служение Богу выражалось в личном общении с Ним, в постоянном прославлении Его и исполнении Его святой воли. Но заповедь Божию, согрешили и были изгнаны из рая. После недолгим было блаженство Адама и Евы в раю. Они не сохранили грехопадения и изгнания из рая они лишились возможности непосредственного общения с Богом и стали благоугождать Ему посредством молитв и жертвоприношений (Авель, Ной, Авраам, Иаков и др.).

В Ветхом Завете от Адама до Моисея верующие не имели храмов. Вся вселенная была для них храмом Божиим, и они совершали Богослужение на жертвенниках под открытым небом, на всяком месте. Так, Каин и Авель приносили Богу жертвы в поле, Ной - там, где он вышел из ковчега, а Авраам - на горе Мориа. Впоследствии люди стали избирать для Богослужения по преимуществу те места, которые были

---------------------------------------

* Этот священный обычай произошел от того, что в древности храмы строили большею частью на гробах мучеников, коих именами они и назывались.

знаменованы особенными явлениями и благодеяниями Божиими. Такими были: Сихем, где Бог явился Аврааму и обещал отдать ему и его потомству Ханаанскую землю (Быт. 12, 6); Вефиль, где Иаков видел чудную лестницу (Быт. 28, 19); Вирсавия, где Авраам заключил союз с Авимелехом, царем Герарским (Быт. 21, 30-33), и др.

Храмовое богослужение в собственном смысле слова началось при Моисее, которому Бог повелел устроить скинию, или походный храм. Эта скиния была на земле первым храмом, посвященным истинному Богу. В Священном Писании скиния называется домом Господа, святым храмом Его (Пс. 5, 8), жилищем Господа (Пс. 74, 7), святилищем (Евр. 9, 1). Этот первоначальный храм Божий был устроен в виде палатки и переносился с места на место. Сам Бог показал Моисею на горе Синайской образ, по которому нужно было устроить скинию. Она разделялась на три части: святое святых, святилище и двор. В ней поставленные Богом священные лица совершали для еврейского народа церковные службы и жертвоприношения.

По образу скинии, но в более величественном виде, царем Соломоном был построен в Иерусалиме великолепный, величиственный храм на горе Мориа. При нашествии Навуходоносора на Иудею этот храм был разрушен. После своего возвращения из плена евреи построили храм второй Иерусалимский, просуществовавший до пришествия Сына Божия на землю и разрушенный римлянами около 70-го года по Р.Х. Следует также заметить что после вавилонского плена иудеи стали собираться на молитву в свои синагоги, а храм Иерусалимский посещали в великие праздники (Пятидесятницу, Пасху, Преполовение - праздник Кущей).

Ветхозаветный храм был только один и служил единственным местом общественного богослужения для всего народа Божия; этим внушалась мысль, что один есть Бог истинный, Которому подобает поклоняться и служить.

В Новом Завете Господь наш Иисус Христос, пострадавший и умерший за всех людей и повелевший Апостолам Своим идти в мир проповедывать Евангелие всем народам, не назначал какого-то определенного места для общественного богослужения. Он учил Своих последователей поклоняться Богу в духе и истине и Сам молился на всяком месте (в пустыне, в горах, в саду Гефсиманском). Но хотя Господь наш Иисус Христос учил, что на всяком мете можно поклоняться Отцу Небесному, все-таки для особенного священнодействия, каким была Тайная вечеря, Он избрал особую горницу (Мк. 14, 15). Эта Сионская горница и явилась первым новозаветным (христианским) храмом, где впервые была совершена Спасителем Тайная вечеря и установлено таинство Евхаристии. Во время Своего общественного служения Христос неоднократно посещал Иерусалимский храм и учил народ относится к храму с благоговением, как к Дому Божию, обличая тех, кто этого не делал (изгнание торгующих из храма).

В первые века христиане собирались для Богослужения в различных местах, которые назывались церквями, или собраниями верующих. Первыми христианскими храмами, т.е. местами совершения богослужения, были “икосы” - дома, или фактически залы. Эти дома, как места священные, требовали к себе и особо благоговейного отношения. На это указывают слова св. ап. Павла, который упрекает христиан за то, что они неправильно смотрят на место молитвенного собрания, когда приносят с собой сюда пищу и питие: “Еда бо домов не имате, во еже ясти и пити. Или о церкви Божией не радити” (1.Кор.11,22). Этим противопоставлением св. ап. Павел указывает на высокое достоинство церквей в отличие от домов.

Местом богослужения могла быть обширная трапезная. В этих горницах для целей богослужения устроялись места для епископов и пресвитеров, для чтения Св. Писания; был также стол для совершения Евхаристии. До торжества христианства при Константине Великом христианские храмы часто находились в частных домах*.

Необходимо, однако, отметить, что во время гонений и народных волнений в Римской империи христианам было очень трудно собираться для богослужения в храмах и частных домах. Поэтому христиане часто устраивали богослужебные собрания в глухих и отдаленных от жилищ местах (на кладбищах и в катакомбах), которые по римским законам были неприкосновенными.

---------------------------------------

* Е. Нестеровский. Литургика. Т.1. Изд.3, М., 1909, с.101.

“Катакомбы состоят из сети коридоров, разветвляющихся иногда на большие расстояния и взаимно пресекающихся между собою... В стенах коридоров... встречаются более и менее обширные комнаты. Гробницы мучеников находились под полукруглым сводом. Плита, покрывающая гробницу, могла служить Престолом”**. “Алтарем, или Престолом, обыкновенно служила гробница или саркофаг мученика. приставленный к стене: иногда Престол устроялся особо, перед особой нишей, где помещались седалища для епископа и места для пресвитеров. Свет и воздух в катакомбы проникал через люминарии-отверстия, или отдушины, проведенные из внутренности катакомб на поверхность земли”***.

В катакомбах, можно сказать, зародилось церковное искусство. Все, что было для христиан, священным, они изображали символами. Символ их заключался в том, что в трудное время христианам было удобнее выразить свою веру под покровом символа и тем спастись от преследований. Христианский символ был понятен только христианам и ничего не говорил язычникам. В катакомбах встречаются следующие символические изображения: 1) якорь - знак, или образ, христианской надежды: как в морскую бурю якорь служит опорой корабля, так и в земной жизни христианская надежда является опорой души; 2) голубь - символ Св. Духа и невинности, незлобия христианской души; 3) феникс - по древнему верованию, неумирающая птица, символ Воскресения; 4)павлин - символ бессмертия, т. к., по мнению древних, тело его не подвегается разложению; 5) петух - символ Воскресения, по- тому что петух пробуждает от сна, а самое пробуждение напоминает о Страшном Суде и воскресении мертвых; 6) агнец - символ Иисуса Христа, Который в Евангелии называется Агнцем; 7) оливковая ветвь - символ вечного мира; 8) лев - символ духовной силы и могущества; 9) лилия - символ чистоты; 10) рыба - указывающая, с одной стороны на то, что христиане улавливаются для Царствия Божия проповедниками христианства подобно тому, как рыба улавливается неводом, а с другой стороны, по тому что греческие буквы, из которых состоит слово (ИХФЕС) заключает в

---------------------------------------

** Он же, там же, с.102-103.

*** Он же, там же, с.103.

себе начальные буквы слов: Иисус Христос, Божий Сын, Спаситель; 11) виноградная лоза, напоминающая о таинстве Причащения и 12)корзина с хлебами, напоминающая о том же Таинстве. К числу таких же символов нужно отнести изображение мифического поэта Орфея своей лирой укрощал диких зверей, так Спаситель Своим учением привлек к Себе человеческие сердца.

В период относительного спокойствия между полосами гонений христиане опять устраивали богослужебные собрания или в своих частных дома, или в специальных молитвенных зданиях, которые появляются не позднее 3-го века*.

“В промежутках между гонениями было построено немало церквей, так что в 303 г. в одном Риме было более 40 церквей. Кроме Рима, такие открытые церкви существовали и в других городах, например, Неокесарии, Никомедии, Тире и др. Со времени Константина Великого начали строить величественные церкви. Самой употребительной формой церквей была форма базилики”**. Ими назывались в Греции особые общественные здания, устраиваемые около общественных площадей и предназначенные для судо-строительства и для произнесения речей***.

В 4 веке гонения на христиан прекратились и христианство получило полную свободу. После издания Константином Великим в 313г. Миланского эдикта началось деятельное построение храмов. Запустевшие языческие капища, некоторые дворцы и палаты (базилики) превращались в христианские храмы. Особенно много потрудилась в деле храмостроения мать Константина Великого- cв. равноапостольная Елена. Ею были построены христианские храмы на местах, связанных с земной жизнью Иисуса Христа (в Иерусалиме, Вифлееме, Назарете и др.). Ив последующее время, чем шире распространялось и укреплялось христианство, тем более умножалось число храмов Божиих. В этот период можно отметить особо величественный храм Софии Премудрости Божией в Константинополе, построенный имп. Юстинианом (532-537гг.)

-----------------------------------------

* проф. Н.В. Покровский. Церковная археология в связи историею христиан искусства. П., 1916,с.2.

** Е. Нестеровский. Литургика, т.1,Изд.3, М., 1909г., с.104.

*** Он же, там же, с. 104.

Когда свет веры Христовой проник и к нам, в наше Отечество, то и у нас стали появляться и с течением времени умножаться св. храмы как места обшей молитвы православных христиан.

К числу замечательных русских храмов, сохранившихся до ныне, принадлежат Троицкий и Успенский соборы нашей Лавры, храмы Московского Кремля, храм Покрова на Нерли (1165г.) Успенский собор во Владимире и безчисленные другие.

Внешний вид храма.

Православные храмы имеют различную внешнюю форму:

1. продолговатого четырех угольника (вид корабля).

2. форму креста.

3. форму звезды.

4. форму круга.

Такие формы получиле большое растространение по своей внутренней символической связи с христианским вероучением.

1. Продолговатая форма храма в виде коробля выражает ту мысль, что мир есть житейское море, а церковь-корабль, на котором можно переплыть это море и достигнуть тихой пристани - Царства Небесного кроме того, указанная форма храма обозначает, что Церковь спасает нас от вечной погибели, подобно тому, как Ноев ковчег спас от потопа людей не отступивших от Бога.

2. Крестообразная форма храма указывает, что в основание Церкви лежит Крест Христов, через который верующие получили вечное спасение.

3. Храм, имеющий форму звезды, или восьмиугольника, напоминает нам вифлеемскую звезду, которая указывала волхвам путь ко Христу, и символизирует Церковь как путеводную звезду, освещающую верующим людям путь к вечной жизни.

4. Вид круга означает вечность Церкви. Как круг не имеет начала и конца, так и Церковь Христова будет существовать вечно. “Созижду Церковь Мою, и врата ада не одолеют ея” (Мф.16,18) - говорит Сам Спаситель.

По внешнему виду храм отличается от обычных зданий тем, что над ним вместо потолка возвышается купол, который означает небо. Купол же, в свою очередь, увенчивается главой с крестом на верху (главы иногда называются ”маковицами” ”лбами”). Крест говорит о том, что этот храм христианский и в нем прославляется распятый на кресте Господь наш Иисус Христос. Иногда крест в нижней части имеет форму полукруга, напоминающего собою якорь как символ христианской надежды на спасение по вере в крестные заслуги Искупителя мира Иисуса Христа.

Глав над храмом бывает не одинаковое число: одна, три, пять, семь, девять, 13 и более. То или иное число глав имеет особое значение. Одна глава указывает на главу Церкви - Господа И.Х., три - на Св. Троицу, пять - на И. Х. и четырех евангелистов, семь - на число таинств, девять - на чинов ангельских, 13 - обозначают Господа И. Х. и 12 апостолов.

Домовая церковь по внешнему виду отличается от обычных зданий тем, что ее крыша увенчана крестом, как победным знаменем, или иконой над входом.

Встречаются 2-х ярусные, символизирующие Церковь небесную - торжествующую и земную - воинствующую.

В восточной части христианского храма, какой бы формы он ни был, устраевается алтарь. Обычно алтарь выделяется в самом здании своей полукруглой формой. Эта пристройка называется алтарной апсидой.

Люди, стоящии в храме лицом к алтарю, молитвенные свои взоры обращают на Восток. На Востоке был рай, на Востоке совершилось дело нашего спасения. Кроме того, Спаситель Своим пришествием осветил весь мир, подобно солнцу восходящему с востока.

С западной части к храму пристраивается высокая башня, называемая колокольней, на ней висят колокола, звон которых служит средством сообщения верующим о совершении богослужения. Иногда колокольня помещается отдельно от здания храма. Колокольня и алтарь, как и средняя часть храма, завершаются большой н малой формы куполами и крестами. У нас, в России, православные храмы строились лучшими зодчими, они являются украшениями населенных мест, свя­тыней и гордостью народа и живыми памятниками русской истории.

Внутреннее устройство храма

Как ветхозаветная скиния и м храм Соломонов, устроен­ные по повелению Самого Бога (Исх. 25,40), разделялись на три части: святое святых, святилище и двор, так и христи­анский православный храм разделяется на три части: алтарь (''высокий жертвенник"), собственно церковь или храм, и притвор.

Притвор - (его назначение в древности и в настоящее время). Первая от входа часть храма называется притвором, или предхрамием. Притвор разделяется на две части: внутрення прит­вор и внешний притвор, или паперть.

Внутренний притвор называется трапезной, таксе назва­ние происходит от того, что в некоторых церквах, и осо­бенно в обителях, в этой части храма трапезуют иноки.

В древности притвор (внешний и внутренний) предназ­начался для оглашенных и кающихся и по своей площади почти равнялся среднему храму.

Оглашенными назывались люди, которые, изъявив желание принять христианство, изучали истины веры и правила христи­анского благочестия.

Кающимися назывались те христиане, которые несли епитимию.

Оглашенные и кающиеся, по степени усвоения ими христи­анского учения или по степени раскаяния, делились на нес­колько степеней и стояли ближе или дальше от алтаря.

Оглашенные разделялись на три степени:

1) слушающие поучения, 2) коленопреклоняющие и 3) готовя­щиеся к просвещению. Все они могли стоять во внутреннем притворе.

Кающиеся разделялись на 4 степени. II плачущие 2) слушающие 3) припадающие и 41 стоящие с верными.

а) Плачущие - это те, кто во время совершения Бого­служения стоял на открытом месте, вне храма (на площадке паперти), с плачем прося идущих к богослужению верующих молиться за них.

б) Слушающие - это те, кому дозволялось стоять вместе с оглашенными во внутреннем притворе, где они могли слушать чтение Св. писания и поучения, удаляться оттуда они должны были одновременно с оглашенными, во время возгласа: "Елицы оглашении изыдите".

в) Припадающими, или коленопреклоняюшимися, назывались те лица, которые при совершении Литургии имели право стоять в самом храме (в передней его части до амвона) и перед оставлением храма (вместе с готовящимися ко крещению, до начала Литургии верных), слушали особые произносимые за них епископом молитвы.

г) Совместно стоящие с верными - это те, кто допускал­ся к присутствия при всем совершении Литургии, только без права причащения.

Во внутреннем притворе храма, согласно Типикону, должны совершаться: i.) часы (Тип. гл.2,9) 2) лития на вечерни (Тип. гл.2) 3) повечерие (Тип. гл.7) 4) полунощница (Тип.гл.9) и некоторые другие чинопоследования.

В настоящее время притвор внешний, т.е. паперть имеет значение обыкновенных сеней. Здесь священник в 40-й день читает молитву “жене родительнице”, здесь же иногда произ­водится продажа(просфор, свечей, икон и т.д.)

Средняя часть храма

Средней называется та часть храма, которая расположена между притвором и алтарем. Эта часть храма в древности сос­тояла из трех отделений, называющихся нефами: средний неф, который был шире других, предназначался для клириков, южный для мужчин, северный для женщин.

При входе в среднюю часть храма в самом храме стояли кающиеся (из разряда "стоящих с верными"), а перед ними верные - мужчины и женщины, каждые в своих отделениях, в известном порядке. Отделения, в которых стояли мужчины и женщины, разделялись перегородками или колоннами.

Принадлежностями этой части храма являются: солея, амвон, клиросы и архиерейский амвон, аналои, иконы, иконостас.

а) Солея. Вдоль иконостаса с южной стороны до 'северной идет возвышение, составляющее продолжение алтаря. Возвышение это по своему значению достойно уважения. Отцы Церкви на­зывали это возвышение - солея. В церкви для Св. Даров имеются два Престола в собственном смысле слова: один - внутренний, другой - внешний, первый предназначается для освящения Даров, второй - солея для преподавания их верным.

Соля, таким образом, необходима для преподания Святых даров мирянам. Солея назначается для лиц, участвующих в совершении богослужения. В древности ступени солеи служили местом сидения иподиаконов и чтецов.

о) Амвон. Середина солен перед царскими вратари расши­ряется и выступает в средний храм. Это место называется амвоном - "восхождением". Отсюда диакон возглашает ектений, читает евангелие или Апостол, а священник или вообще про­поведник говорит поучения предстоящему народу. Амвон, по словам св. Германа, патриарха Цареградского, знаменует находившийся у Святого Гроба Господня Камень, который отвалил Ангел и с которого он возвестил мироносицам? воскресении Господа нашего Иисуса Христа. Так как на амвон восходят только священники и диаконы, символизирующие ан­гела, и на нем читают Слово Божие, то на него никому не разрешается восходить для какого бы то ни было иного чтения. Иподиаконы и чтеца при чтении Апостола или паремий не вос­ходят на амвон, а становятся на его ступень. Амвон этот называется диаконским в отличие от архиерейского амвона.

в) Клиросы, Края солеи с северной и южной сторон обычно предназначаются для чтецов и певцов и называются клиросами. Клирос - место для низших клириков - церковно­служителей. Около клиросов ставятся хоругви.

Хоругвь - управлять, руководить, священное знамя, состоящее из креста, поднятого на высокое древко и укра­шенного священными изображениями, или из иконы, писанной на полотне, дереве или металлической доске, украшенной бахромой и кистями и поднятой на высокое древко. Хоругви выносятся из храма при крестных ходах. Здесь их несут впереди всего крестного хода - они как бы пролагают ему путь. Хоругви, имея вид воинских знамен, представляют собой победные знамена Церкви Христовой.

г) Архиерейский амвон. Во время архиерейского служения среди храма устраивается возвышенное место для архиерея. Оно называется архиерейском амвоном. Архиерейский амвон называется в богослужебных книгах также: "место, где обла­чается архиерей" (Чиновник Болш. Успен. Моск. собора), “облачальное место" (чин. освящ. храма), "уготованное мес­то" (Чин. Литургии св. И.Зл.) "рундук". "На облачальном месте" архиерей не только облачается, но и совершает иногда часть службы (на Литургии), иногда всю службу (молебен) и молится среди народа, как отец с детьми.

д) Аналой. Посреди храма устанавливается аналой, кото­рый представляет собой переносный столик с наклонной верх­ней частью. Аналой обычно покрывают покровами из парчи или другой материи. На аналой кладутся: 1.Евангелие для лобы­зания и поклонения 2) святые иконы в честь угодников Божиих или воспоминаемых священных событий, т.е. праздничные иконы, также для поклонения и лобызания. Аналои могут устанавли­ваться в различных местах храма, где имеется в этом необ­ходимость.

ж) Иконы. В храме по стенам его и у колонны размещаются иконы. Икона - это священное изображение лика Господа на­шего Иисуса Христа, Божией Матери, св. апостолов и всех во­обще св. угодников Божиих, предназначенное служить нам, верующим людям, в качестве одного из наиболее действи­тельных средств живого и близкого духовного общения с теми, кто на нем изображен. Икона - неотъемлемая принадлежность православного храма. В куполе почти всегда изображается Пантократор - Господь Вседержитель.

Иконостас

Средняя часть храма отделяется от алтаря иконостасом дощатой стеной, украшенной святых иконами. Первоначально такая стена предназначалась для отделения средней части храма от алтаря. Для этой дели в древней Церкви ставились деревянные решетки или преграды между средней частью храма и алтарем, а также протягивались завесы. Этими решетками или преградами преграждался доступ к алтарю мирянам, а за­весами закрывалось совершение таинства Евхаристии от невер­ных и оглашенных, равно как и от верных в известное время. На этих решетках впоследствии стали ставить святые иконы как для чествованная и лобызания их верными, так и для выра­жения той мысли, что алтарь служит образом (символом) неба и что при Богослужении небесная Церковь предстоит с земною. Этот обычай поставлять на решетках святые иконы получил все­общее распространение со времени УП Вселенского Собора, утвердившего иконопочитание.

В настоящее время иконостас, на основании практики древней Церкви, устрояется по следующему образцу,

Через иконостас в алтарь ведут три двери. Средние двери иконостаса - широкие, двухстворчатые, против Святого Престола, называются "Царскими" дверями, или вратами, по­тому что через них на Литургии проходит Царь славы для напитания верных Своим Божественным Телом и Своею Кровию. Царские двери называются "святыми" (Тип. гл.23), т.к. через них выносятся Святые Дары; они; имеют такое наимено­вание еще и потому, что через них нельзя входить в алтарь и выходить из него простым людям (мирянам); ими проходят только лица освященные, тлеющие священный сан (священно­служители): диаконы, священники, архиереи (см. Нов. Скрижаль).

Царские врата называются еще ‘’великими’’ (Тип., послед. Пасхи, -Литургия) по величине их, в сравнении с другими дверями, по величию благодатных даров, которых через них сподобляются верящие, и по тому значению, какое они имеют при Богослужении.

Открытие Царских врат изображает то, что всем людям открыто Царство Небесное.

За Царскими врачами в алтаре привешивается "завеса" (), которая во время Богослужения то задвигается, то отверзается, сообразно со значением молитв и священно­действии того или иного момента Богослужения. Завеса нам напоминает с непостижимости тайн Божиих. Отверзание озна­чает откровение тайны нашего спасения и открытие Царства Небесного через воплощение Сына Божия; задергивание завесы напоминает нагл о нашем греховном состоянии, лишающем нас наследия Царства Небесного.

Завеса тлела наименование "горних дверей" (т.к. она опускалась сверху вниз), или внутренних, тогда как Царские врата назывались "внешними".

На Царских вратах помещаются иконы. Благовещения Пресвя­той Богородицы и 4-х евангелистов. Пресвятая Дево Мария первая удостоилась получить от Архангела Гавриила радостную весть об открытии людям дверей Царства Небесного через рож­дение от Нее Спасителя мира. Поэтому на Царских вратах, напоминающих нагл здесь, на земле, врата в Царство Небесное, помещается изображение этого великого события - Благовещения. Царские врата в древности назывались также "райскими” (см, "Путешествие" архиеп. Антоши Новгородского). Над ними встречаются надписи, соответствующие толкованию слова "алтарь" в значении "рай", например, "Радуйся, райских врат отверзение" (Московский Казанский собор).

Евангелисты изображаются на Царских вратах потому, что написанное ими Евангелие (радостную весть) они до скончания века проповедутот всему миру. Евангелисты - первые распространители первой в мире радостной вести о пришествии на землю Сына Божия.

Над Царскими вратами помещаются изображения Тайной вечери. По правую сторону от Царских врат помещается икона Спасителя, по левую - Божией Матери. Рядом с иконой Спаси­теля ставится икона храмового праздника и святых, особо чтимых в данной местности. Иконы первого ряда в иконостасе обычно называются местными, Двери с левой стороны Царских врат - узкие, одностворчатые - ведут к жертвеннику и назы­ваются "северными". Через них выносят "честные дары'' для поставления на Престол; выносится крест на утрени 14 сентяб­ря, 1 августа (ст. стиля) и в Крестопоклонную неделю; со­вершается вход с Евангелием; на вечерне выход на литию, из них выходят священнослужители для каждения храма и произно­шения ектений.

С правой стороны от Царских врат расположены "южные двери" ("полуденные''), - ведущие в диаконник, или ризницу (сосудохранительницу) и потому в древности называвшиеся "диаконскими". Южными дверями священнослужители входят в алтарь по окончании каждения, после произнесения ектений и прочтения молитвословий (светильничных и утренних молитв).

Южными дверями в древности диаконы выносили народу благословенный ^леб и Богоявленскую воду. Кроме того, диаконы этими дверями выходили для выполнения своих обязанностей по наблюдению за благочинием народа и т.п. На этих боковых дверях обыкновенно изображаются святые диаконы (св. первомученик Стефан, св. Лаврентий, св. Евпл и др.) или св. ангелы, как вестники воли Божией, или ветхозаветные пророки Моисей и Аарон. Перед иконами первого яруса обычно стоят подсвечники и висят лампады

Над первым рядом икон е иконостасе бывает еще несколько рядов, или ярусов. В таком случае во втором ярусе находятся изображения двунадесятых праздников, в третьем - иконы свв. апостолов и их преемников - святителей, а посредине, над Царскими вратами, изображение Иисуса Христа с предстоящими Ему Богоматерию и Иоанном Предтечей. Третий ярус обычно называется "деисусным рядом", от греческого слова ''моление", т.к. на помещаемой здесь иконе к Спасителю обра­щают свои молитвенные взоры Божия Матерь и св. Иоанн Крес­титель. В четвертом ярусе помещаются иконы св. пророков, а посредине - изображение Богоматери с Предвечным младенцем, о Котором, главным образом, и возвещали пророки. Пятый, последний, верхний ряд состоит из икон ветхозаветных пра­ведников, и среди них изображается Господь Саваоф или вся Святая Троица. Верх иконостаса (в середине) увенчивается крестом, как знамением соединения членов Церкви со Христом и между собою. Иногда по сторонам креста изображаются Божия Матерь и святой апостол Иоанн Богослов, стоявшие у креста Спасителя (Ин. 19,25-26).

Вся совокупность икон, помещенных в иконостасе, выра­жает идею Вселенской Церкви. Иконостас является как бы рас­крытой книгой, которая свидетельствует, с кем мы, верующие во Христа Иисуса, находимся в духовном единении, кого имеем предстоятелями за себя перед Богом и с кем составляем еди­ную Церковь Христову.

Иконостас - это "лествица Иакова", по которой восходят и нисходят не только св. ангелы, но и вся торжествующая Церковь. Благоговейному богомольцу представляется весь сонм святых живых, движущихся вверх и вниз.

Нет большей красоты церковной, как многоярусные ико­ностасы - зто полнота Церкви торжествующей, представленной по одной громадной плоскости перед взором народа, обращенным на Восток... Святые отцы увенчали истины нашей веры богословской системой, а иконописцы - византийские и рус­ские - выразили их красоту духовную в иконах.

Такое размещение Церковью икон в иконостасе строго сообразно с назначением христианского храма вообще и глав­нейшей его части -.Алтаря, в частности.

Алтарь и его принадлежности

Алтарь является главной частью св. храма в силу того, что в нем помещаются важнейшие священные принадлежности и совершаются важнейшие церковные службы - прежде всего, Божественная Литургия.

Алтарь обычно устраивается в восточной стороне храма. Такой обычаи объясняется тем, что древние пророки, пред­сказывая пришествие Спасителя, называли его Востоком, Сам Он называйте Себя "Светом мира". По этой причине христиане и строят свои алтари э восточном направлении, где появля­ется утренний свет. Алтарь как показывает значение самого латинского слова алта АРА возвышенный жертвенник) устраива­ется выше других частей храма - одной ступенью, двумя или более. Таким образом, он становится видным для предстоящих в храме. Своим возвышением алтарь указывает, что он знаме­нует горний мир, означает небо, означает место, где особо присутствует Бог.

Возвышенный и закрытый алтарь изображает собою мес­то вечного блаженства верующих, а также напоминает нам о земном рае, в котором пребывали наши прародители до грехо­падения. Алтарь знаменует те места, откуда Господь шествовал на проповедь, где Он страдал, претерпел крестную смерть, где совершилось Его воскресение вознесение на небеса.

В некоторых храмах, как уже упоминалось, имеется не­сколько алтарей, один из них, центральный, называется глав­ным, по нему и храм носит название, остальные алтари называется "приделами ".

В алтарь, никому, кроме лиц, имеющих сан и прислуживающих в храме, входить не дозволяется. Алтарь- святое место, доступное для лиц, освященных на служение Церкви, и недос­тупное для мирян, особенно для женщин.

Самую главную принадлежность алтаря составляет святой Престол, знаменующий собой Престол невидимого Бога. Он изображает место таинственного присутствуя Самого Господа Вседержителя, Иисуса Христа, как Царя Славы, Главы Церкви. Иногда Престол называют жертвенником, потому что на нем приносится бескровная жертва "о всех и за вся'', т.е. за весь мир. Престол изображает собою и Гроб Христов, так как на нем полагается тело Христово.

Во изображение единственности жертвы Христовой на •дном Престоле в один день совершается только одна Литургия. Престол представляет собой стол с крышкой квадратной формы. Сооружается Престол из твердого материала: дерева, камня, металла, во изображения Христа - краеугольного камня и твердого основания Церкви. Престол находится посредине ал­таря, против Царских врат. Его квадратная форма указывает на то, что на нем преподается Божественная пища верующим всех четырех стран света.

Поскольку Престол имеет значение и Гроба Христова, и Престола Божия, он имеет два вида одежды, или облачения. Нижнее облачение называются срачицею, которая надевается при освяшении Престола и остается несменяемой. Она изобра­жает погребальные пелены (плащаницу), которую было обвито тело Иисуса Христа при погребении.

Срачица делается из белого полотна Верхняя одежда на-зывапцаяся “индитеей" (- одеваю), делается из парчи или другого дорогого материала. Она изображает собою славу Престола Божия.

Индития может быть темного цвета, а на пасху, в честь христианской радости, - светлой. Срачица и индития покры­вают Престол со всех сторон. Иногда индития представляет собой металлический оклад, мраморную доску. Престол покрывается покрывалом.

На святом Престоле находятся следующие священные пред­меты: антиминс, Евангелие, крест, дарохранительница, даро­носица и мирохранительница.

Антиминс (от греч. - вместо, и лат. стол - “вместо стола", ''вместопирестолие'') - это освященный архиереем шелковый или льняной плат (платок) с изображением на верхней его стороне положения во греб Христа Спасителя, 4-х евангелистов и орудий страданий Спасителя и с зашитою под изображением частицею св. мощей. На антиминсе имеется надпись, что этот антиминс дан таким-то архиереем в такую-то церковь. На Престоле, не имеющем антиминса, Литургия не может быть совершена.

Антиминсы получили свое начало еще в первые века хрис­тианства. Первые христиане в условиях гонений на них со стороны римских императоров совершали богослужения в под­земных пещерах, чаще всего в катакомбах. Здесь они хоронили своих собратьев по вере, мученически пострадавших за Церковь Христову. Надгробия св. мучеников служили для них престолом. Позднее, когда появились надземные храмы, христиане стали устраивать Престолы и под ними полагать мощи святых.

Епископ, приезжавший освятить храм, прежде чем надеть срачицу на Престол, ставил на него ковчег, или ларец со св. мощами. По дальности расстояния епископ часто не мог освятить все храмы, тогда он поручал это кому-нибудь из священников, посылая с ними свою грамоту, и к ней прилагал частицу св. мощей. Антиминс является главной святыней храма, поскольку в нем имеются св. мощи, в то же время он служит свидетельством того, что богослужение в этом храме совершается не са­мочинно, а по благословению епископа.

Обычай полагать мощи святых под Престолом имеет основанние в Св. Писании. В данном случае Церковь руководству­ется: 1) Откровением св. Иоанна Богослова, который видел на небесах алтарь и под алтарем души избиенных за Слово Божие и "за свидетельство, еже имеяху" (Апок. 6,9) и 2) тем, что кровь мучеников, после Крови Христовой, служит как бы вторым основанием церкви, служит для нее "багряницею и виссом" (тропарь при освящении храма). Такова история антимин­сов. Св. антиминс был введен в употребление для того, чтобы удобнее сохранить святыню храмов от кощунства еретиков и язычников, нападавших на православные христианские храмы и разорявших их.

Антиминсы для большей сохранности завертываются в дру­гой плат, наз., илитоном (- обвертка, повязка). Он напоминает собою "сударь", которым была сбвязана голова Иисуса Христа при погребении. Антиминс развертывается толь­ко на Литургии, а именно поред началом Литургии верных, н свертывается в конце ее. Если во время службы храму угро­жает опасность, например, от пожара, то священник должен вынести антиминс из храма и, положив его на приличном месте, закончить Литургию.

Илитон - платы, которыми вытирают уста причащающимся.

Евангелие - (благовестие), как содер­жащее учение Спасителя, напоминает нам о присутствии на Престоле Самого Иисуса Христа, как Учителя, просветившего людей светом евангельского учения. Напрестольное Евангелие украшается священными изображениями - на верхней части изображение Воскресения Спасителя, а по четырем сторонам 4-х евангелистов, на обратной стороне обычно бывает изоб­ражение креста и орудии страданий Иисуса Христа.

Поскольку Престол служит местом, где совершается бес­кровная жертва, принесенная Господом, то на нем и полагается Крест, как орудие нашего спасения, Крест означает присут­ствие Иисуса Христа, Искупителя всего грешного мира.

Дарохранительница и мирница стоят в восточной части св. Престола. Дарохранительница представляет собой метал­лическое изображение храма или надгробной часовни в мини­атюре. В ней в небольшом ларце хранятся Св. дары, которые могут понадобиться для причащения больных и умирающих, да­рохранительницу, в целях охранения от пыли, иногда закрывают стеклянным футляром.

Сосуд, в котором священник несет запасные Дары, когда идет на дом к больному или умирающему, наз-ся дароносицей. Она представляет собой небольшой серебряный или золотой ковчежец, в котором имеются маленький потир (чаша), лжица, сосуд для вина и губка для вытирания потира. Этот ковчежец влагается в мешочек, сделанный из дорогого материала. При случаях причащения на дому священник всегда несет дароно­сицу у себя на груди. В остальное время она хранится на св. Престоле, дарохранительницу называют: киворием, киво­том, ковчегом. Ковчег означает: 1) место, где был погребен и воскрес Иисус Христос, 2) стражу, которая была пристав­лена ко Гробу Спасителя, дабы ученики тайно не унесут Его тела 3) напоминает ковчег Завета ветхозаветной церкви, где хранилась Святыня Божия. Некоторые же литургисты (как А. Дмитриевский) киворием называют сень над Престолом (балдахин). Около дарохранительницы стоит мирница - ларец, где находится флакон со св. миром, употребляемым при таинстве Миропомазания.

Миро (происходит от слова - благовонный сок, благовонный елей) - маслянистая ароматическая жидкость, которая варится в Москве в храме Донского монастыря из ароматических масел и растений и освящается в Москве в Богоявленском Соборе Святейшим Патриархом. Патриарх рассы­лает миро но мере надобности епархиальним архиереям, а те подведомственным им церквам.

Над престолом устраивается сень (балдахин), символизирующая небо, распростертое над землей, на которой приносится жертва за грехи всего мира. В древности внутри кивория ви­село изображение голубя, в котором полагались Св. Дары. За Престолом поставляется подсвечник с семью свечами, называемый семисвечником, а также запрестольный крест и икона. Семисвечник символизирует собой семь даров Св. Духа (Запре­стольный крест и икона выносятся на крестных ходах).

Место за Престолом по направлению к Востоку наз-ся Горним, т.е. высшим. Святой Иоанн Златоуст называет его "горним Престолом". Горнее место- это возвышение, устраи­ваемое обычно на несколько ступеней выше алтаря, на кото­ром стоит седалище (епископа). Архиерей на горнем месте сидит во время чтения Апостола и стоит во время чтения Евангелия. Когда архиерей находится на Горнем месте, он изображает собою Господа Славы - Самого Иисуса Христа. горнее место напоминает нам гору блаженств, а также гору Елеонскую, с которой Спаситель вознесся на небо.

В катакомбных церквах и в первых скрытых христианских храмах на Горнем месте устраивалось седалище, высеченное из туфа, камня или мрамора, со спинкою и локотниками. Здесь епископ восседал в определенные моменты богослужения. На это же место возводился новопоставленный епископ. Отсюда и происходит слово ''интронизадия", по-славянски "воспрестолие" - "настолование''.

На Горнем месте по обеим сторонах кафедры устраиваются сидения для служащих священников. Все это вместе взятое на­зывается сопрестолием. Созлужащие епископу изображают свя­тых апостолов и их преемников.

Жертвенник - понятие о нем, его назначение и духов­ный смысл, священные предметы на жертвеннике. Вторую не­обходимую принадлежность алтаря составляет Жертвенник, на­ходящийся в северо-восточной части алтаря, с левой стороны, от Престола, Жертвенник представляет собой стол, меньший по величине, чем Престол, имеющий такие же одежды. На Жерт­веннике во время последования первой части Литургии -проскомидии - приготовляются дары (вещество) для священно­действия Божественных Тайн, т.е. здесь приготовляют хлеб и вино для совершения бескровной жертвы. Жертвенник иногда называют предложением (- столом), где полагаются дары, предложенные верными для совершения Божественной Ли­тургии. При совершении Проскомидии воспоминаются рождение и страдания Спасителя. Поэтому жертвенник знаменует Виф­леем и вертеп, где родился Спаситель, а также гору Голгофу, место Его страданий.

На жертвеннике при приготовлении вещества для Евхаристии употребляются священные сосуды таинства Св. Причащения. К ним относятся: дискос, чаша, или потир, звездица, копие, лжца, губка и покровцы для Святых Даров.

Дискосом (- глубокое блюдо) называется свя­щенное блюдо, на котором полагаются Св. Агнец, т.е. та часть просфоры, которая на Литургии после призывания Св. Духа прелагается в истинное Тело Христово,и вынутые из просфор частицы, дискос отличается от других блюд, употребляемых на Литургии, тем что имеет подставку, которая делается для того, чтобы было удобнее переносить на дискосе Св.Дары и держать его на голове.

На дискосе иногда изображается Младенец Богочеловек, лежащий в яслях, и выгравируются по окружкости слова: "Се Агнец Божий, вземляй грехи мира". В разные моменты Литургии дискос знаменует со6ою то вертеп и ясли, где род::лся Господь, то Гроб, в котором погребено было Его многостра­дальное тело. Кроме дискоса на проскомидии употребляются еще два блюда, но без подставок. Одно, с изображением крес­та, употребляется при изъять: Агнца из просфоры, второе, с изображением Божией Матери, предназначается для вынимаемых из просфоры частиц в честь Божией Матери, в честь святых, за живых и умерших.

Потир (- чаша, сосуд для питья) - это свя­щенный сосуд особого устройства, в который вливается во время проскомидии виноградное вино, соединенное с водой, прелагаемое на Литургии после призывания Св. Духа в истин­ную Кровь Христову. На чаше изображается Христос, Божия Матерь, св. Иоанн Креститель и орудия страданий Христа (крест, копье, губка, гвозди) и пишутся слова: "Пиите от нея вси, сия есть Кровь Моя". Потир особо символизирует чашу страданий, испитую Христом во время Его земной жизни. Кроме того, он напоминает о той чаше, в которой Господь Иисус Христос на Тайной вечерл преподал Своим Ученикам под видом вина Собственную Пречистую Кровь. После освящения Св. Даров и во время причащения священнослужителей и мирян потир изображает прободенное ребро Христово, из которого истекла кровь и вода.

Как дискос, так и потир введены в употребление со вре мен апостольских, дискос тогда делали из дерева, а потир из стекла, теперь же эти сосуды изготовляются из серебра и золота.

Звездица (- звезда) состоит из двух металлических дуг, соединенных между собою винтом так, что их можно сложить вместе и раздвинуть крестообразно. Она введена в употребление св. Иоанном Златоустом для того, чтобы при покрытии дискоса покровцом не были смешанны частицы, вынутые из просфор и положенные в определенною порядке. Звездицей дискос покрывается также тогда, когда на нем по­лагаются св. мощи, например, при освящении храма, Звездида, когда она употребляется на проскомидии, знаменует ту звезду, которая привела волхвов к родившемуся в Вифлееме Спасителю мира.

Копие () - нож с черенком, сделанный на подобие копья, острый с обеих сторон, употребляемый для изъятия из просфоры Св. Агнца и его прободения, а также для изъятия частиц за живых и умерших. Оно изображает то копье, которым римский воин ударил в ребро Христа Спасителя.

Лжица () - маленькая ложечка с крестом на руч­ке, употребляемая для причащения мирян. Она знаменует те клещи, которыми Серафим взял уголь от небесного алтаря, при­коснулся ими к устам пророка Исаии и очистил их (Ис. 6,6), Угль Тела и Крови Христовых очищает и тело и душу верующие (смотри об этом в дополнит. Требнике).

Губа, или губка, или муса ()- высушенное мор­ское растение, употребляемое для вытирания священных сосу­дов (потирная губка) и для собирания с дискоса частиц (пос­ле причщения;, полагаемых в потир антиминсная губка).Она знаменует сосою ту губку, посредством которой воины напоили распятого Спасителя уксусом, смешанным с желчью.

Покровы () - употребляются для покрытия дискоса и потира. Их бывает три: одним покрывается дискос, вторым потир, третий - и потир и дискос вместе. Первые два носят название покровцев, а третий - покрова. Обычно покров и покровцы называются воздухами. Но покровец над дискосом называется, а покровец над чашей, третий называется - воздухом так как этим покровом над Святых Дарами во время пения Символа веры священник

колеблет, потрясает воздух и тем изображает землетрясение, случившееся после смерти Спасителя и при Его воскресении. Колебание воздухом символизирует веяние Св. Духа. Покровцы на проскомидии символизируют младенческие пелены Иисуса Христа, а после Херувимской песни: 1) сударь, которых была повита голова Спасителя во гробе; 2) плащаницу, которой бы­ло обвито тело Иисуса; 3) камень, приваленный к двери гроба.

За Жертвенником устанавливается Крест с распятием Спасителя и лампада.

Сосудохранительница

Как северная, левая часть Алтаря предназначается для Жертвенника, так южная, правая - для сосудохранения. Здесь хранятся книги, облачения и священные сосуды, употребляемые при богослужении, а также хлебы, прежде Литургии принесен­ные и в свое время освященные" (Нов. Скр., с. 27), и вода, освященная в день Богоявления Господня. Эту воду диаконы в древности выносили и давали кающимся и отлученным от при­частия. Сосудохранятельница называлась диаконником, потому что она находится в непосредственном распоряжении диаконов. которые и являются хранителями священных, вещей, здесь содержащимися; она называлась также местом сбережения сосудов и одежд. В диаконнике хранятся, в частности, купель, сосуд для мира, венцы, хоругви, светильники, кадильницы. Кадило, или кадильница, является необходимым богослужебным предме­том. Кадило представляет собою чашечку, закрываемую сверху крышкой. К чашечке прикрепляются три или четыре цепочки, за которые держат кадило при совершении каждения. В кадиле воскуряется ладан (благовонная, душистая древесная смола), В древности, да и в некоторых менастырях (на Афоне) и сей­час утребляется ручные кадило, называемое кацией.

Воскурение ладана при каждении является вы­ражением желания молящихся, чтобы их молитвы возносились к горнему престолу Божию, подобно тому как дым из кадила воз­носится к небу; чтобы они были так приятны Богу, как бывает приятно благоухание фимиама.

Когда священнослужитель совершает каждение всех присутствущих, этим изображается благодать Святого Духа, рас­пространяющаяся везде и на всех. Каждением святых икон, креста, Евангелия и прочих священных предметов изображается чествование Самого Господа Бога и Его святых.

Каждение всегда соединяется с молитвой, которую про­износит священник или архиерей при благословении кадила. В молитве он просит, чтобы Господь принял кадило "в воню" бла­гоухания духовного, т.е. чтобы люди, предстоящие и молящиеся, были духовно приятных благоуханием Христу, чтобы Господь, принимая кадило в пренебесный Свой жертвенник, ниспослал молящимся благодать Своего Пресвятого Духа. Чин каждения указан в 22 главе Типикона.

При совершении Литургии употребляются также сосуды вто­ростепенного значения, например, ковш - небольшой сосуд с ручкой, которым на проскомидии вливается в потир вино с во­дою и в котором приносится теплота (теплая вода), вливаемая в чашу перед причащением.

Сосуд, в котором освящают воду (на праздник Крещения Господня и перед Литургией в храмовые праздники), называется водосвятной чашей. При ней обыкновенно бывает кропило (кисть, сделанная из тонких стобельков морской травы), служащее для окропления святой водою лищи и вещей, требующих освящения.

Кладбища и их назначение

Согласно библейскому учению о возвращении тела в землю (Быт. 3,19), христианская Церковь придает своих умерших членов земле. Для погребения умерших членов Церкви сущест­вуют особые места - кладбища.

Для православного христианина кладбище есть святое место, где покоится прах усопших до определенного Богом вре­мени: "Грядет час,, в оньже вси сущии во гробех услышат глас Сына Божия, и изыдут сотворшии благая в воскресение живота, а сотворшии злая в воскрешение суда" (Ин. 5,28-29). Погре­бая умерших, христиан ставят над их гробами кресты-памят­ники. Кладбища как по церковным, так и по гражданским пра­вилам должны устраиваться за пределами города или населен­ных мест. Издревле существует обычай совершать на кладбищах богсолужение. Поэтому, на кладбищах, отдаленных от приход­ских храмов, часто устраивались церкви и часовни. Слово "часовня" произошло от того, что здесь могут совершаться часы. От храма часовни отличаются тем, что не имеют алтаря, в них нет Престола и антиминса и, следовательно, в них не может быть совершена Божественная Литургия.

В прежние времена, когда храмы в небольших населенных пунктах стояли по соседству с полем, а в более крупных на­селенных пунктах часто граничили с незастроенными местами, кладбища устраивались около храмов, даже в церковной ограде.

Священно- и церковнослужители

Поскольку христианское богослужение являются общест­венной молитвой, в нем имеют право участвовать все хрис­тиане - или как молящиеся, или как совершители богослужения. Совершители богослужения разделяются на священнослужителей и церковнослужителей.

1. Священнослужители - лица, получившие в таинстве Священства через епископское рукоположение (хиротонию) бла­годать Святого Духа для служения Церкви.

2. Церковнослужители - лица, получившие благословение прислуживать в церкви во время богослужения. Им может быть преподано благословение на несение своих обязанностей епис­копом через хиротесию.

Священнослужители различаются по степеням священства. Таких степеней три: 1) епископы; 2) пресвитеры (священники); 3) диаконы.

1. Епископ - это высшая степень священства в Церкви. Епископ является: а) предстсятелем общества верующих и б) главный начальником над.священниками, диаконами и всем церковных причтом своей епархии. Ему принадлежит право: а) совершать богослужения, б) совершать все таинства, в) ос­вящать миро для таинства миропомазания, г) освящать антиминсы, д) освящать храмы.

В зависимости от масштаба территориального управления Церкви и ее исторических условий епископы получают различные наименования. Епископ, управляющий Церковью целой страны, обычно называется Патриархом*, т.е. первым из епископов (- семья, племя, род, поколение начинающий, начальствующий).

Епископ, управляющий Церковью областного значения, в зависимости от территориальных и исторических условия, на­зывается митрополитом, архиепископом или просто епископом. Звание митрополита или архиепископа часто дается отдельным епископам как почетное отличие, как награда за особые зас­луги или за многолетнее ревностное служение Церкви. Митро­полит у нас в России носит в отличие от прочих архиереев белый клобук.

*. Однако в целом ряде стран - Греция, Кипр, Польша и др. первостоятель Православной Церкви носит титул архиьпископа.

Те области, которые управляются митрополитами, часто называются митрополиями, а области, управляемые архиеписко­пами и епископами - епархиями.

Некоторые епископы не имеют самостоятельной области управления, а являются помощниками при других, старших ар­хиереях; такие епископы называются викарными.

2. Вторую степень священства составляют священники (пресвитеры - старший). В таинстве Хиротонии священники получают благодать и право: а) -учить народ, б) совершать церковные службы в) совершать таинства, кроме таинства Священства (т.е. иерей не может рукополагать; ему не дано так же право освящать миро и антиминсы). Священник имеет право освящать храм, но только с благословения правя­щего епископа.

Пресвитеры носят название: иереи, протоиереи и прото­пресвитеры.

Протоиерей (-первый иерей) - зва­ние, которое даётся священнику как почетное отличие перед остальными священниками за заслуги или долголетнее служение. Это звание не дает никакой власти; протоиерей имеет только первенство чести.

Старший иерей Патриаршего собора в Москве называется протопресвитером.

Иереи из монахов называются иеромонахами. Старшие из иеромонахов, которым может быть порчено управление монас­тырем, называются игуменами и архимандритами. Игумен - на­чальник, предводитель монахов. Архимандрит () начальник монастыря. В белом духовенстве сану архимандрита соответствует сан протоиерея и протопресвитера.

3. Третью степень священнослужителей составляют диа­коны, в монашестве - иеродиаконы. Диаконы не совершают та­инств, а только помогают епископам и священникам при их совершении. При отправлении богослужения диаконы произносят ектении:, читают евангелие на литургии, совершают каждение и с благословения епископа или священника могут произносить проповеди. Старшие из диаконов в кафедральных соборах назы­ваются протодиаконами, а старшие из иеродиаконов в монастырях архидиаконами. Эти звания означают первенство чести, а не власти.

Посвящение в священный сан (хиротония) совершается в алтаре во время Литургии через возложение рук епископа на голову посвящаемого. Рукоположение в сан диакона совершается на Литургии после Евхаристического канона, в сан иерея -после Великого входа (Херувимской песни), а в сан епископа -перед чтением Апостола.

Первыми епископами были Апостолы. Когда Христова Церковь стала умножаться, расширяться, то Апостолы поставляли для новых Церквей и новых епископов. Этим епископам они сообщали через рукоположение дары Святого Духа и передавали свои свя­щенные права и власть, сделав их главными преемниками своего великого служения. Кроме того, Апостолы рукополагали для разных Церквей пресвитеров и диаконов.

Избранные Апостолами епископы, в свою очередь, постав­ляли для новых Церквей епископов, пресвитеров, диаконов, со­общая им через рукоположение Дары Святого Духа, священные права и духовную власть. Эти епископы, в свою очередь, пере­давали дары Святого Духа, права и власть своим преемникам, и так далее.

Таким образом, благодать священства от одних епископов переходила к другим (а через них передавались пресвитерам и диаконам) и преемственно сохранилась в Церкви Божией от апостольских времен до наших дней.

Церковнослужители в Православной Церкви составляют низший круг. К церковнослужителям относятся: иподиаконы (т.е. помощники диакона), чтецы, певцы и свещеносцы (в народе их называют псаломщиками, дьячками и пономарями).

Церковнослужители имеют право читать за богослужениями Апос­тол, Псалтирь, паремии - все, кроме Евангелия, и наблюдать за чистотой и порядком в храме, все обязанности, возлагаемые на церковнослужителей, могут исполняться и мирянами, но только с благословения священника или архиерея.

О священных одеждах и облачениях

Для совершения богослужения Церковный Устав предписы­вает каждому из чина священнослужителей и церковнослужителей облачаться в особые одежды, имеющие высшее духовное знаменование. Из нашей обыденной жизни мы знаем, что в особо тор­жественные дни в праздники каждый старается одеться не в обыкнове:нные одежды, а в другие, лучшие. Идя в храм Божий, мы тоже стараемся одеться получше. А тот, кто служит, кто совершает богослужение, кто предстоит у Святого Престола, может ли он пребывать в это время в обыкновенной одежде? В храме где должно быть направлено к тому, чтобы человек отрешийся от всего земного, чтобы он помышлял о небесном. Вот поэтому Церковь и предписывает всем церковно- и свя­щеннослужителям надевать при богослужении специальные обла­чения.

Каждая степень священнослужителей и церковнослужителей имеет свое облачение. При этом в состав облачения высших чи­нов свяшеннослужителей всегда входит облачение низших чинов. диакон, кроме одежды, собственно ему принадлежащей, облача­ются в одежду чтеца; иерей, кроме священнических, имеет и диаконскиз одажды; епископ, кроме одежд, принадлежащих его сану, имеет все иерейские одежды.

Порядок, соблюдаемый при облачении: вначале одеваются одежды, принадлежащие низшему сану. Например, священник, прежде чем надеть иерейское облачение, облачается в диаконские одежды; епископ надевает сначала диаконскле облачения,

затем - иерейские, а уже после всего - архиерейские. Начнем рассмотрение с одежд низших клириков.

Короткий фелоний. Это одежда чтеца - первая одежда, которая надевается при посвящении во чтеца. Короткий фелоний имеет вид священнической ризы и отличается от нее тем, что едва покрывает плечи. Короткий фелоннй надевается на шею (выю) посвящаемого в знаменование того, что он приходит под ярем священства и посвящается на служение Богу. Фелонь чтецов де­лается короткой потому, что степень чтеца - только предваре­ние священства. Она таинственно, символически показывает пол­номочия чтецов. Фелонь чтецов означает посвящение в служение Боту и повиновение священству. У нас в настоящее время корот­кий фелоний надевается только во время посвящения во чтецы.

Диаконские одежды, облачения

Стихарь (греч.) - прямая, длинная, с широки­ми рукавами одежда, покрывающая все тело. Стихарь символизи­рует собой "ризу спасения и одежду веселия", т.е. он означает чистую, спокойную совесть, непорочную жизнь и духовную радость. Своим светлым цветом и благолепным видом стихарь напоминает тем, кто его надевает, об ангельской самой чистоте, к которой должен стремиться священнослужитель, посвятивший себя, подоб­но ангелу, на служение Богу. При облачении в стихарь диакон (на Литургии) произносит молитву: "Возрадуется душа моя о Господе, облече бо мя в ризу спасения, и одеждою веселия одея мя, яко жениху возложи ми венец, и яко невесту украси мя красотою".

Диаконы (а также церковнослужители), чтобы облачиться в стихарь, испрашивают благословение иерея за всякой службой. Держа стихарь с сложенном виде, немного наклонив голову, об­лачающийся обращается к священнику со словами - диакон:

"Благослови, Владыко, стихарь с орарем", церковнослужитель: ''Благослови, Бладыкя, стихарь". Получив благословение, обла­чающийся целует стихарь, совершает крестное знамение и обла­чается.

Орарь () - узкая длинная лента с нашитыми на ней крестами, которую диакон во время богослужения носит по­верх стихаря на левом плече. Орарь символизирует собой ан­гельские крылья. Иногда на ораре вышиваются слова ангельской песни: "Свят, Свят, Свят". Когда диакон на Литургии опоясы­вает себя крестообразно орарем он выражает этим свою готов­ность к принятию Тела и Крови Христовых.

Обыкновенно во время службы диакон, произнося ектений и молитвословия, поднимает конец ораря правой рукой. Этим он дает знак к молитве и особому вниманию молящихся.

Протодиаконы и архидиаконы носят в отличие от других диаконов орарь, охватывающий тело с левого плеча под правую руку. Такой орарь называется двойным. При возложении на себя ораря диакон не произносит никакой особой молитвы.

Поручи () - небольшие короткие нару­кавники с крестами. Они употребляются при богослужении для того, чтобы стянуть края рукавов нижней одежды и этиы дать рукам священнослужителей большую свободу. Поручи напоминают облачающемуся в них о том, что он должен уповать не на свои силы, а на силу и помощь Всемогущего и Всеблагого Бога. По­ручи знаменуют также те узы, которыми был связан Иисус Хрис­тос во время страданий. При надевании поручей диакон или священнослужитель читает особые молитвы:

1. "Десница Твоя, Господи, прославися в крепости, дес-ная Твоя рука, Господи, сокруши врага, и множеством славы Твоея стерл еси супостаты".

2, "Руце Твои сотвористе мя и создаете мя: вразуми мя и научуся заповедем Твоим".

Облачения пресвитеров: подризник, епитрахиль, пояс, поручи и фелонь, или риза.

Подризник - то же, что ддаконский стихарь но с узкими рукавми. Он имеет такой же символический и духовный смысл, как и стихарь. Его название происходит от того, что сверх него священник надевает еще ризу (фелонь). При облачении в подризник священник читает молитву: "Возрадуется душа моя о Господе..."





Дата публикования: 2015-09-17; Прочитано: 1808 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.045 с)...