Главная Случайная страница Контакты | Мы поможем в написании вашей работы! | ||
|
Орфоэпия – совокупность правил, определяющих произносительные нормы нашей речи и обеспечивающих единообразное и обязательное для всех грамотных носителей языка звучание всех языковых единиц в соответствии с особенностями языковой фонетической системы, а также единообразное произнесение языковых единиц в соответствии с исторически сложившимися и закрепившимися в языковой практике нормами произношения.
Орфоэпическая норма - это единственно возможный или предпочитаемый вариант правильного произношения слова. Отступление от норм и рекомендаций русского литературного произношения расценивается как признак недостаточной речевой и общей культуры, что снижает авторитет выступающего, распыляет внимание слушателей.
Лингвисты выделяют два стиля произношения: полный, рекомендуемый для публичных выступлений, и неполный (разговорно-просторечный), который является распространенным в обиходно-бытовом общении. Полный стиль характеризуется в первую очередь соблюдением основных требований орфоэпической нормы, ясностью и отчетливостью произношения, верной расстановкой словесного и логического ударения, умеренным темпом, правильным паузированием, нейтральным интонационным рисунком фразы и речи в целом. При неполном стиле произношения наблюдается чрезмерное сокращение гласных, выпадение согласных, нечеткость произнесения отдельных звуков и сочетаний, излишнее акцентирование слов (в том числе служебных), сбивчивый темп речи, нежелательные паузы.
Произношение гласных звуков. Гласные в ударном и безударном слогах произносятся по-разному. Гласный под ударением находится в сильной позиции и произносится отчетливо. В безударных слогах гласные подвергаются редукции. Существуют два типа редукции — количественная (когда уменьшается долгота и сила звука) и качественная (когда в безударном положении изменяется сам звук). Меньшей редукции подвергаются гласные в 1-м предударном слоге, большей — во всех остальных слогах. Гласные [а], [о], [э] подвергаются в безударных слогах как количественной, так и качественной редукции; гласные [и], [ы], [у] не меняют в безударных слогах своего качества, но частично теряют длительность.
1. В абсолютном начале слова на месте букв а и о всегда произносится ослабленный звук [a]: [а]рбуз, [а]кно, [а]втомобиль, [а]тклонение;
2. После твердых шипящих ж, ш и после ц перед мягкими согласными произносится звук типа [ы] с призвуком [э], обозначаемый условно [ыэ]: ж[ыэ]леть, к сож[ыэ]лению, ж[ыэ]кет, лош[ыэ]дей, двадц[ыэ]ти;
3.Безударное [о] произносится в союзах но и что, а также допускается в некоторых иноязычных словах, например: б[о]а, б[о]монд, рок[о]ко, Р[о]ден.
4. Звук, обозначенный на письме буквой ё, всегда ударный. Однако из-за неразличения в печатном тексте букв е и ё возникают трудности в произношении. Следует запомнить произношение следующих слов (см. таблицу).
Произносится как [O] | Произносится как [Э] |
беззвёздный, безнадёжный (допустимо устаревшее – безнадежный), белёсый, берёста (допускается береста́), блёклый (допускается блеклый), блёкнуть (допускается – блекнуть), пять брёвен, вахтёр, ведёрный, веретёнце, вёрткий, давние вёсны, вовлёкший, воспроизведённый, вояжёр, гравёр, гримёр, грубошёрстный, двоежёнство, дёрн, длинношёрстный, дрёма, ёмкий, жёлоб, жёлудь, жёлчь (допустимо – желчь), жёрдочка, жёрнов, житьё-бытьё, жнивьё, забытьё, заём, защёлка, издёвка, измождённый, импортёр, искажённый, истёкший кровью, истощённый, исчёрканный, каскадёр, квёлый, киоскёр, клёкот, коленопреклонённый, коммивояжёр, крепёж, ксёндз, кутёж, малозаселённый, манёвр (допускается – маневр), маркёр, многожёнство, насаждённый, никчёмный, немудрёный, обагрённый, обыдёнщина, оглашённый приговор, одноимённый, одноплемённый, остриё (на острие), отомщённый, отымённый, поблёклый (допустимо – поблеклый), свёкла, смягчённый, совершённый проступок, солитёр-паразит, тапёр, тенёта, тёрн, тёс, трёхглавый, уединённый, филёр, чёлн, червлёный, шёрстка, щёголь, щёлка, щёлкать, щёлочь | афера, бесхребетный, блеф, бытие, валежник, восприемник, горшечник, гренадер, двоеженец, дебелый, денно и нощно, диспансер, желчный (допустимо – жёлчный), женоненавистник, жерех, жердь, житие, захребетник, звездчатый, инобытие, истекший срок, карабинер, кельнер, кочевье, крупье, манера, местоименный (допустимо – местоимённый), миссионер, многоженец, мохер, высокое небо, уйти в небытие, недоуменный, неизреченный, незабвенный, кричит как оглашенный, одновесельный (допустимо – одновёсельный), одновременный, одноплеменник, опека, оседлый, оседлость, осовелый, осоловелый, побредший, портье, своевременный, седельце, слежка, в совершенном одиночестве, современный, согбенный, сокровенный, красивый солитер - бриллиант, соплеменник, трансферт, хребет, шедевр, штекер |
Произношение согласных и их сочетаний:
1. Согласный [г] в литературном произношении взрывной, моментального звучания. В зависимости от позиции в слове может произносится по-разному (см. таблицу).
«Г» фрикативный | «Г» как [X ] | «Г» как [К ] | «Г» как [В] |
ради бога, господи (междометие), бухгалтер | бог,мягкий, мягче, лёгкий, легче | снег,овраг,друг | сегодня, синего, большого, сильного, больного, старого и др. |
2. При скоплении нескольких согласных в некоторых сочетаниях один из них не произносится:
а) в сочетании –СТН- не произносится [т]: уча[с’н’]ик, ве[с’]ник, че[сн]ый, ме[сн]ый, изве[сн]ый, нена[сн]ый, яро[сн]ый;
б) в сочетании –ЗДН- не произносится [д]: по[зн]о, пра[зн]ик, нае[зн]ик;
в) в сочетании-СТЛ- не произносится [т]: сча[с’л’]ивый, зави[с’л’]ивый, сове[с’л’]ивый; в словах костлявый и постлать [т] сохраняется;
г) в сочетании –СТС- не произносится [т]; при этом образуется двойной согласный [сс]: максимали[сс]кий, тури[сс]кий, раси[сс]кий.
3. Произношение сочетания -ЧН- и –ЧТ- в середине слова
Произносится как [ ШН], [ШТ] | Произносится как [ ЧН], [ЧТ] | Допустимы оба варианта |
конечно, нарочно, скучно, пустячный, прачечная, очечник, скворечник, подсвечник, яичница, девичник, Лукинична, Саввична, что, чтобы | конечный, правомочный, деревообделочный, горничная, коричневый, нечто, мачта, ничтожный | булочная, двоечник, троечник, копеечный, порядочный |
4. Произношение удвоеннных согласных
Произносятся два звука | Произносится один звук |
1) на стыке морфем: воззрение, рассада, восстание, подделка | 1) перед ударным слогом: терраса, суббота, Геннадий |
2) после ударного слога: касса, ванна, теннис, театральная труппа | 2) в конце слова: грамм, металл, грипп, Кирилл |
5. Сочетания согласных:
а) сочетание –СШ- произносится как [Ш] долгий: высший, сшить, расшумелся;
б) сочетания – СЖ-, -ЗЖ-, -ЖЖ- произносятся как долгий [Ж ]: позже, дрожжи, сжать;
в) сочетания -СЧ-, -ЗЧ- произносятся как долгий мягкий [Ш]: счастье, считать, расчёт, счёт, извозчик, разносчик;
г) сочетания –ТС-, -ТЬС-, -ТЦ-, -ДЦ- произносятся как [Ц]: блюдце, двадцать, в колодце, учиться, он учится, уколоться шипом, воротца, хрипотца, золотце, корытце, вкратце, копытце.
6. В ряде случаев по разным причинам возникает неоправданная (и ненормативная) вставка гласных и согласных звуков в словах. Следует запомнить произношение следующих слов (см. таблицу).
Буква не пишется и не произносится | Буква пишется и произносится |
беспрецедентный, инцидент, желатин, констатировать, компрометировать, пиджак, безудержный, будущий, всеведущий, рубль, журавль, пригоршня, грейпфрут, скрупулезный, поскользнуться, склянка, дерматин | Нет бюллетеня, три брелока, взять валета, апоплексический, времяпрепровождение, вскипятить, когда, компостировать, троллейбус, щиколотка, штопор |
7. Определенные трудности вызывает произнесение в заимствованных словах твердого или мягкого согласного перед буквой е. Следует запомнить произношение следующих слов (см. таблицу).
Дата публикования: 2015-09-17; Прочитано: 1195 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!