Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Какова специфика философии марксизма?



Известно утверждение о том, что философия является душой культуры. До марксизма философы стремились главным образом
к тому, чтобы умозрительно объяснить и нарисовать общую картину мира или дать общие принципы для ее объяснения. По своей сущности они носили созерцательный характер. Эту ее особенность лаконично выразил Маркс в тезисах о Фейербахе: «Философы лишь различным образом объясняли мир, но дело заключается в том, чтобы изменить его». Иными словами философия должна стать активной, творческой силой, способной помочь людям в преобразовании их жизни. Маркс и Энгельс стремились преодолеть противопоставление философской теории общественной практике и превратить философию в идейное орудие изменения мира. Действенный характер марксистской философии – ее важнейшее отличие от всех предшествовавших философских учений.

Философские идеи и теории могут овладеть массами лишь
в том случае, когда в них отражены и обоснованы интересы прогрессивных сил общества, заинтересованных в изменении существующих общественных отношений, являющихся носителями тенденций будущего общества, так как философия, выражающая мировоззрение таких общественных сил, способна обнаружить действительные перспективы развития общества и может быть реализована посредством практической деятельности масс.

Марксистская философия впервые в истории прямо и открыто признает свою классовую природу и партийный характер, ибо
в классовом обществе философия является классовой. Все дело в том, интересы какого класса выражает и обосновывает философия.

Показав, что идеи и теории на каждом историческом этапе зависят от материальной, практической деятельности людей, Маркс
и Энгельс обосновали принцип единства теории и практики, преодолев разрыв между ними, который был характерен для прежней философии. Исходя из этого, они обосновали, что развивающаяся общественная практика является основой познания и критерием истинности получаемого в процессе познания знания.

Характеризуя место и роль философии марксизма в развитии духовной ситуации середины ХХ столетия, один из противников
и критиков марксизма Карл Поппер отмечал, что современные исследователи проблем социальной философии обязаны Марксу, даже если они этого не осознают: «Чтобы справедливо судить о марксизме, следует признать его искренность. Широта кругозора, чувство фактов, недоверие к пустой и особенно – морализирующей болтовне сделали Маркса одним из наиболее влиятельных в мире борцов против лицемерия и фарисейства. У него было пылкое желание помочь угнетенным, и он полностью осознавал необходимость показать себя в деле, а не только на словах. Его главные таланты проявились в области теории. Он затратил гигантские усилия для того, чтобы выковать, так сказать, научное оружие для борьбы за улучшение доли громадного большинства людей. Я считаю, что искренность в поиске истины и интеллектуальная честность отличают его от многих его последователей… Интерес Маркса к общественным наукам и социальной философии в своей основе был практическим. Он видел в знании средство обеспечения прогресса человека». (Поппер К. Открытое общество и его враги. Том II. Время лжепророков: Гегель, Маркс и другие оракулы. М., 1992. С. 98.)





Дата публикования: 2015-09-17; Прочитано: 485 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.007 с)...