Главная Случайная страница Контакты | Мы поможем в написании вашей работы! | ||
|
Борьба
Нравственное поведение – это то, что соответствует долгу.
Нравственное бывает легальным (внешним) и моральным (внутренним).
Формула всех нравственных поступков: «Поступай так, чтобы человек всегда выступал как цель, а не как средство».
Поступай так, чтобы максима твоей воли могла стать основой всеобщего законодательства.
Это категорический императив, синтетическое суждение, которое претендует на всеобщность и необходимость.
Условие возможности категорического императива – свобода.
«Человек есть бытие свободы».
«Что такое сам человек? Его нельзя разобрать по частям. Части есть у трупа, а у целого человека есть органы» (Кант).
Мы должны относиться к человеку как к цели – высшей цели творения и последней цели природы.
Каковы основные положения классической философии
Г.В.Ф. Гегеля?
Георг Вильгельм Фридрих Гегель
(1770–1831)
Завершил развитие немецкого идеализма. Объективный идеалист.
Он признавал источником развития всей действительности не природу, а дух, не материю, а абсолютную, объективную идею.
Идея существует вечно и независимо от природы и от человека, почему и носит название объективной, абсолютной.
Абсолютная идея проходит три основные ступени.
Наука логики – идея рассматривает саму себя.
Философия природы – идея переходит в свою противоположность, обнаруживая себя в материальном мире – в природе.
Философия духа – развитие идеи завершается полным совпадением «мирового разума» и сотворенным им природой и обществом, тождеством идеи и мира, «абсолютным знанием».
Задача философии состоит в том, чтобы раскрыть исторический путь самодвижения «абсолютного разума» как единственно активной, реально существующей силы.
В процессе своего развития абсолютная идея создает предметный мир как свое инобытие.
Вещь в себе не существует, существует только вещь, которая имеет две характеристики: быть в отношении с собой и в отношении к другому.
Вещь является, т.е. находится в отношении к другому.
Принцип историзма
Исторический подход Гегеля к анализу сознания является важной чертой диалектического метода. Философ доказывал, что каждое положение философской науки является результатом длительного противоречивого развития. Поэтому нельзя брать изолированно ни одно явление духовного мира.
Исторический путь в целом есть раскрытие абсолютной истины.
Гегель рассматривает абсолют не как статичную, а как развивающуюся субстанцию, причем ее развитие имеет диалектический характер, т.е. проходит через отрицание наличных состояний, их превращение в свою противоположность и снятие этой противоположности.
Учение о мировом разуме.
«Феноменология духа» – выведение индивида из необразованной точки зрения, приведение его на начальную точку зрения науки.
Логика – это реальная философия, она делится
на «философию природы» и «философию духа»
Существует мировой дух, его разрывают противоречия, он испытывает от этого страдания, он должен познать самого себя, успокоиться.
Если мировой дух не вступит в мировое бытие, то он не познает самого себя.
В опредмечивании дух познает себя сначала в природе.
1) Природа – это окаменевшие следы мирового духа, дух не познает здесь себя.
2) Тогда он создает человека. Человек тоже дух, его образ и подобие, но он конечен, обуреваем внутренними противоречиями, он тоже стремится познать самого себя! Человек – модус мирового духа.
Мировой дух познал себя опосредованно – через человека. Все есть абсолютная идея, все положено абсолютной идеей.
Философия природы:
Природа – вне-себя-бытие духа. Она развивается как форма проявления духа.
Природа – это:
1) механизм (геологический организм земли) – три ступени;
2) химизм – растительный мир;
3) организм природа животный мир.
Абсолютная идея есть становление, которое полагает любую определенность.
Природа – окаменевшие следы абсолютной идеи, духа.
Философия духа делится на:
1) учение о субъективном духе (человек как индивид);
2) учение об объективном духе (человек как социальное существо);
3) учение об абсолютном духе (формы, в которых осуществляется познание всего мирового процесса):
- искусство
- Бог
- философия
В них мы осознаем свободу.
Учение о субъективном духе делится на:
- антропология духа (человек – животное – научение)
- феноменология духа (человек – разумное существо)
- психология духа (память)
Учение об объективном духе делится на:
- мораль
- право
- нравственность
Учение об абсолютном духе.
В ходе истории происходит реализация свободы – человек есть бытие свободы.
Формы осознания свободы
Искусство, религия, философия. Это и три формы познания абсолюта:
Искусство – идеал (символическое, классическое, романтическое).
Религия – естественная, откровения.
Философия – познание абсолюта при помощи понятий.
Вывод: в основе всех явлений природы и общества лежит абсолют, духовное и разумное начало – «абсолютная идея», «мировой разум», или «мировой дух». Деятельность его состоит в самопознании.
В своем развитии абсолютный дух проходит три этапа:
1) развитие идеи в ее собственном лоне, в «стихии чистого мышления» – логика, где идея раскрывает свое содержание в системе связанных и переходящих друг в друга логических категорий.
2) Развитие идеи в форме «инобытия», т.е. в форме природы, природа не развивается, а служит лишь внешним проявлением саморазвития логических категорий, составляющих ее духовную сущность.
3) Развитие идеи в мышлении и истории (в «духе» – философия духа). На этом этапе абсолютная идея вновь возвращается к самой себе и постигает свое содержание в различных видах человеческого сознания и деятельности.
Диалектический метод
По Гегелю, всякое развитие совершается в силу борьбы внутренних противоположностей, заключенных в понятиях. Гегель рассматривает каждую идею в развитии.
Диалектика свойственна деятельности разума, который не рассматривает противоположные стороны и тенденции как самостоятельно выступающие, не зависимые друг от друга, но соединяет их в единстве.
Разум берет не конечные, отделенные друг от друга понятия, как это делает рассудок, а целостное и гармонично развитое богатство идеи. В этом смысле разум, в противоположность рассудку, не может ошибаться. Поскольку в разуме уже заключена вся действительность, вся полнота бытия, поскольку, познавая вещи, разум тем самым познает себя. Вот почему познание, по учению Гегеля, равно самосознанию разума.
Законы диалектики:
1. Закон перехода количественных изменений в качественные – объясняет как происходит движение и развитие. Гегелем сформулирован как закон развития абстрактного мышления, мирового духа.
Накопление незаметных, постепенных количественных изменений в определенный для каждого отдельного процесса момент
с необходимостью приводит к существенным, коренным изменениям, к скачкообразному переходу от старого качества к новому.
2. Закон отрицания отрицания – выражает преемственность, спиралевидность развития, связь нового со старым, своего рода повторяемость на высшей стадии развития некоторых свойств ряда низших стадий, обосновывает прогрессивный характер движения.
В диалектике категория отрицания означает превращение одного предмета в другой при одновременном переходе первого на положение подчиненного и преобразованного элемента в составе второго, что называется снятием.
Диалектическое отрицание порождается внутренними закономерностями явления, выступает как самоотрицание.
Из сущности диалектического отрицания вытекает и особенность развития, выражаемая двойным отрицанием, или отрицанием отрицания.
Саморазвитие объекта вызывается внутренне присущими ему противоречиями (единства и борьбы противоположностей), наличием в нем собственного отрицания.
Противоречие разрешается в движении объекта и познания, что означает возникновение «третьего» по отношению к двум противоположностям. И т.к. они не только исключают, но и взаимопроникают друг в друга, то «третье» есть такое отрицание, которое одновременно выступает как сохранение (снятие).
3. Закон единства и борьбы противоположностей – каждый объект заключает в себе противоположности. Они находятся в неразрывном единстве, взаимоисключают друг друга, причем не только в разных, но и в одном и том же отношении, т.е. взаимопроникают.
Нет противоположностей без их единства, нет единства без противоположностей.
Единство противоположностей относительно, временно, борьба противоположностей – абсолютна.
Этот закон объясняет объективный внутренний источник всякого движения, не прибегая ни к каким потусторонним силам.
Дата публикования: 2015-09-17; Прочитано: 253 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!