Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Что такое познаваемость мира, человека и его бытия?



Осмысленное, осознанное знание бытия, мира, человеческого существования называется «познание». Подобное понимание познания дает полное основание считать теорию познания, гносеологию[14] центром, ядром всей философии. Эта часть философии носит также название «эпистемология», но данный термин, пришедший
к нам из западной философии, чаще всего употребляется тогда, когда речь идет о научном познании, точнее о познании в области науки как высшем виде познавательной деятельности. Само словосочетание «теория познания», применительно к гносеологии, появилось в середине XIX в.; его ввел в науку шотландский философ Дол. Феррер в 1854 г., хотя учение о познании стало активно разрабатываться в античном мире Гераклитом, Парменидом, Демокритом, Эпикуром, Платоном, Аристотелем и другими греческими мыслителями. Они уже понимали, что ни одна философская система не могла и не может полностью устраниться от теоретико-гносеологиче­ских вопросов; и это происходит потому, что теория познания обосновывает решение основного вопроса философии, ибо вне его решения нет самой философии, а без теории познания нет основного вопроса философии. Однако если вспомним формулировку основного вопроса философии, мы обнаружим, что вопрос о познаваемости мира есть его «другая», «вторая» сторона. Почему же вопрос о познаваемости мира и человека – «вторая» сторона основного вопроса философии? Поясним это. Дело в том, что вопрос о познаваемости мира есть вопрос о содержании наших мыслей, идей, знаний; это прежде всего вопрос об их происхождении, о способности мыслить мир таким, каков он есть, и мы уже знаем (это доказывает последовательный материализм), что «нельзя отделить мышление от материи, которая мыслит», мир как закономерное движение отражается
в сознании человека, который определяет свои действия внешним миром, поведением других людей, общественными условиями, где происходит процесс жизнедеятельности социальных существ.

На «вторую» сторону основного вопроса философии: «в состоянии ли наше мышление познать действительный мир, можем ли мы в наших представлениях и понятиях о действительном мире составить верное отражение действительности?» (Ф. Энгельс), – материалисты отвечают положительно, так как позитивный ответ подразумевается сам собой: признание материального мира первичным по отношению к сознанию влечет за собой признание постижения его в понятиях, категориях, теориях.





Дата публикования: 2015-09-17; Прочитано: 179 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.006 с)...