Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Крестный путь. Голгофа. Смерть и погребение Иисуса Христа



Мф. 27:32-66, Мк. 15:21-47; Лк. 23:26-56; Ин. 19:16-42

Место распятия называется Голгофой, т.е. лобным местом, которое находилось за пределами городской стены. Согласно синоптикам, крест нес Симон Киренеянин, но из Ин. 19:17 следует, что крест нес сам Христос. На крестном пути Иисуса сопровождал плач иерусалимских женщин (Лк. 23:27-31). Слова, обращенные Иисусом к женщинам, очевидно, относятся ко времени разрушения Иерусалима (еп. Кассиан). Когда пришли на Голгофу, Иисусу предложили болеутоляющий напиток, который у Мф. называется уксусом, смешанным с желчью, а у Мк. - вином со смирной. Оба свидетеля согласны в том, однако, что Иисус отказался его принять, очевидно, потому, что хотел умереть в полном сознании. Поношение Иисуса исходило от членов Синедриона (Лк. 23:35); солдат (Лк. 23:36-37 и парал.), а также от разбойников, распятых с Ним. Общее указание Мф. и Мк. конкретизируется в Лк. (23:39-43): один поносил, другой обратился и услышал от Господа обетование спасения. Из стоявших у креста синоптики упоминают группу людей, стоявших поодаль (Лк. 23:49), особо выделяются женщины. Мф. и Мк. называют их по именам: Мария Магдалина, Мария Иаковлева и Иосиева, Саломия и мать сыновей Зиведеевых. По свидетельству Ин. (19:25-27) при кресте стояли также Мария Клеопова (возможно, сестра матери Его; или это разные лица), а также Богородица и Иоанн Богослов. Увидев у креста Матерь и возлюбленного ученика, Господь усыновил ученика Матери. Эту духовную связь ученика с матерью запечатлело предание о последних годах Ее жизни.

Семь слов на кресте:

1) Молитва за распинателей "Прости им. Отче, ибо не ведают,

что творят" (Лк. 23:34);

2) Ответ благоразумному

разбойнику "Днесь со Мною будеши в раи"

(Лк. 23:43);

3) Усыновление ученика матери "Жено, се сын твой... се мати твоя"

(Ин. 19: 25-27);

4) Вопль богооставленности "Боже Мой, Боже Мой, вскую Мя еси

оставил" (Мф. 27:46; Мк. 15:34)

5) "Жажду" (Ин. 19:28);

6) "Совершишася" (Ин. 19:30);

7) Обращение к Отцу "Отче, в руце Твои предаю Дух Мой.

И сия рек, испусти дух" (Лк. 23:46;

Мф. 27:50; Мк. 15:37).

_______________________________________________________________

по еп. Аверкию

По еп. Кассиану

1) "Отче, прости им, не ведают бо, что творят"; 2) "Жено, се сын твой... се мати твоя" 3) "Жажду"; 4) Днесь со Мною будешь в раи"; 5) "Боже Мой, Боже Мой, вскую Мя еси оставил"; 6) "Совершишася"; 7) "Отче, в руце Твои предаю Дух Мой" Ответ благоразумному разбойнику содержит догматическое разделение Царства Божия и рая как его предвосхищения после смерти. Это Учение о блаженстве спасенных, наступающем тотчас по смерти, прежде общего суда, предполагается и притчею о богаче и Лазаре. Вопль богооставленности, выраженный словами псалма (21:2), заключал мессианское самосвидетельство, но также знаменовал предельную точку кенозиса Сына Божия. Слово "Совершилось" (тетелестай) имеет тот же корень, что и слова, говорящие о достижении совершенства и прославлении Иисуса, к которому ведет путь страстей. таким образом, это слово приобретает особую значимость.

Согласование времени распятия Спасителя. Мк. 15:25: "Был час третий, и распяли Его"; Ин. 19:14: "Тогда была пятница перед пасхою, и час шестый, и сказал Пилат иудеям:Се, Царь ваш". Святой Иоанн вполне мог сказать, что это был час шестой, ибо начиналась вторая четверть дня, состоявшая из четвертого, пятого и шестого часов, которая у евреев называлась по своему последнему часу "шестым часом". С другой стороны Мк. мог сказать, что это был час третий потому, что шестой час в смысле второй четверти дня еще только начинался, а истек лишь третий час, в смысле первой четверти дня. Время смерти по Мф. - около девятого часа, т.е. около трех часов по нашему времяисчислению.

Знамения, сопровождавшие смерть Христа.

Мф. 27:45: " От шестаго же часа тьма бысть по всий земли до часа девятаго". См. также Мк. 15:33, Лк. 23:44.

Лк. 23:45: " И померкло солнце, и завеса в храме разодралась посередине ". См. также Мф. 27:51 и Мк. 15:38.

Мф. 27:51-53: "И земля потрясеся, и каменье распадеся, и гроби отверзошися, и многие телеса усопших святых воссташа, и исшедше из гробов по воскресении Его внидоша во святый град и явишася многим".

Поспешное снятие Иисуса с креста происходило по указанию Втор. 21:23: "... тело его не должно ночевать на дереве, но погреби его в тот же день, ибо проклят перед Богом всякий, повешенный на дерево, и не оскверняй земли твоей, которую Господь Бог твой дает тебе в удел".

О перебитии голеней свидетельствует Ин. (19:31-37). Исполнение пророчества Исх. 12:46 -"Но прищедше к Иисусу, как увидели Его уже умершим, не перебили у Него голени... ибо сие произошло, да сбудется писание: кости его да не сокрушится" (Ин. 19:33) - имеет догматическое значение об исполнении во Христе прообразовательного значения жертвы пасхального агнца.

По мнению свт. Ин.Злт., кровь и вода, о которых свидетельствует Ин. (19:34,37) имеют значение прообраза Крещения и Евхаристии.

Слова Захарии 12:10: "Воззрят Нань, Егоже прободоша", прикровенно указывают на обращение Израиля ко Христу в конце времен, которое предрекает ап. Павел в Римл.11:25-26.

Обстоятельства погребения Иисуса Христа. О погребении Христа повествуют все четыре евангелиста, сообщая, что это было делом тайного ученика Иосифа Аримафейского. Причем каждый евангелист сообщает свои подробности: а) погребение состоялось при наступлении вечера, но суббота еще не наступила; б) Иосиф Аримафейский, по свидетельству Мк., а также Никодим (Ин. 19:39) были людьми благочестивыми и членами Синедриона и тайными учениками Христа; в) покупка состава из смирны и алоэ "литр около 100" и плащаницы; г) погребение в новой пещере (исполнение пророчества Исаии 53:9: "Ему назначили гроб со злодеями, но Он погребен у богатого, потому что не сделал греха, не было лжи в устах Его"); д) спешное помазание благовониями (Ин. 19:39-40); е) наблюдение женщин, стоявших прежде издалеча, сидевших против входа в пещеру (Мф. 27:61); ж) Мф. сообщает о совете первосвященников и фарисеев у Пилата, требующих приставить стражу ко гробу. Кустодия, т.е. стража, упоминаемая в Мф., была командой римских солдат, которая на время праздников находилась в распоряжении Синедриона (еп. Аверкий).





Дата публикования: 2015-09-17; Прочитано: 294 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.008 с)...