Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Исповедание Петра как переломный момент евангельской истории (Мф. 16,13-20; Мк. 8,27-30; Лк. 9,18-21)



Мф 16 Мк 8 Лк 9 Ин
13 Придя же в страны Кесарии Филипповой, Иисус спрашивал учеников Своих: за кого люди почитают Меня, Сына Человеческого? 27 И пошел Иисус с учениками Своими в селения Кесарии Филипповой. Дорогою Он спрашивал учеников Своих: за кого почитают Меня люди? 18 В одно время, когда Он молился в уединенном месте, и ученики были с Ним, Он спросил их: за кого почитает Меня народ?  
14 Они сказали: одни за Иоанна Крестителя, другие за Илию, а иные за Иеремию, или за одного из пророков. 28 Они отвечали: за Иоанна Крестителя; другие же — за Илию; а иные — за одного из пророков. 19 Они сказали в ответ: за Иоанна Крестителя, а иные за Илию; другие же говорят, что один из древних пророков воскрес.  
15 Он говорит им: а вы за кого почитаете Меня? 16 Симон же Петр, отвечая, сказал: Ты — Христос, Сын Бога Живаго. 17 Тогда Иисус сказал ему в ответ: блажен ты, Симон, сын Ионин, потому что не плоть и кровь открыли тебе это, но Отец Мой, Сущий на небесах; 18 и Я говорю тебе: ты — Петр, и на сем камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее; 19 и дам тебе ключи Царства Небесного: и что свяжешь на земле, то будет связано на небесах, и что разрешишь на земле, то будет разрешено на небесах. 29 Он говорит им: а вы за кого почитаете Меня? Петр сказал Ему в ответ: Ты Христос. 20 Он же спросил их: а вы за кого почитаете Меня? Отвечал Петр: за Христа Божия.  
20 Тогда [Иисус] запретил ученикам Своим, чтобы никому не сказывали, что Он есть Иисус Христос. 30 И запретил им, чтобы никому не говорили о Нем. 21 Но Он строго приказал им никому не говорить о сем.    

Из Вифсаиды-Юлии Господь направился со Своими учениками в пределы Кесарии Филипповой. Город этот (называвшийся ранее Панеей и находившийся на северной границе колена Нефалимова, у истоков Иордана, у подошвы горы Ливан) был расширен и украшен четверовластником Филиппом и назван им Кесарией, в честь римского кесаря (Тиверия). В отличие от другой Кесарии, Палестинской, находившейся на берегу Средиземного моря, эта Кесария называлась Филипповой.

Исповедание ап. Петра было переломным моментом в отношениях между Иисусом Христом и Его учениками. Многие считают, что этот вопрос имел подготовительный характер. Важно было узнать, за кого почитают Его люди. Ответ: за Илию, за Иеремию и т.д. Почему за Иеремию? Иудеи считали, что этот пророк спрятал на горе Нево скинию и кадильный жертвенник (2Макк. 2,1-12 – подтверждение этой веры), и перед явлением Христа Иеремия должен был явиться и явить народу эти святыни. Ученики же в лице ап. Петра признали Иисуса из Назарета Помазанником Божиим, Христом и единственным Сыном Божиим.

"Ты Сын Бога Живаго" – эти слова ап. Петра были сказаны м.б. в противовес окружающей обстановке ложных богов. Судя по тексту, это было особое откровение Бога Отца, который один только знает Сына. Т.о. ап. Петр был озарен свыше. Сами ученики не могли дойти до такой истины, да и Сам Христос не полностью тогда раскрылся. Его природа была сокрыта под зраком раба. Ап. Петр не мог объяснить свои слова. Он сказал то, что ему было открыто. На ответ ап. Петра смотрят чисто с вероисповедной т.зр. Католики об этом месте говорят, что именно сейчас ап. Петру даны ключи, он принимает или не принимает в рай, ему дана власть отпускать и не отпускать грехи. Эта власть и поныне почиет на папах. Православные и протестанты же обращают внимание на игру слов: Петр и камень. Греч. "Петр" – "петрос", камень – "пе,тра", "камень" арам. "кифа". Итак: "Ты Петр ("Петрос"), и на сем камне (Петра) я создам Церковь Мою". По Библии, иудеи употребляли слово камень или скала по отношению к Аврааму. Авраам был скалой для человечества. В Библии слово "камень" употреблялось и по отношению к Богу. В этом случае речь идет о Боге – твердом основании для обращающихся к Нему. Что же имел ввиду Петр?

1. Блж. Августин говорил, что "камень" означает Самого Христа. Тогда: "Ты Петр, а на сем камне (на Себе) Я построю Мою Церковь. И настанет время, когда за свою веру ты станешь великим в Церкви.

2. Скала "петра" – это вера ап. Петра. На ней основывается Церковь, потому что ап. Петр в той обстановке первый исповедал Христа. Он дал толчок. В дальнейшем – это вера всех последователей.

3. Конкретизируется, что ИХ Сын Бога Живаго и является краеугольным камнем христианской веры.

4. Камень – это сам Петр, но в особом смысле. Не камень – основа Церкви, но Петр – первый камень этого здания Церкви. Он первый член Церкви Христовой. В этом случае: "Петр – ты первый из людей понял, кто Я и поэтому ты – первый, самое начало Церкви, которую Я основываю. И каждый последующий член Церкви становится последующим членом Церкви Христовой". Ап. Павел говорит, что основанием Церкви являются пророки и апостолы, но краеугольным камнем является Христос. 1Пет. 2,5 – все христиане – живые камни, введенные в строение Церкви. Ап. Павел также говорит, что Христос – единственное основание Церкви. Поэтому когда ИХ говорит, что на Петре построит Церковь, то Он вовсе не имел ввиду, что Церковь будет зависеть от ап. Петра. Петр – первый. Эту честь никто не может отнять от ап. Петра. Даже если бы ап. Петр не покаялся, то Церковь бы не рухнула. "И на сем камне я создам Церковь Мою". Арам. "куалхам" – церковь, общество сынов Израилевых, собрание иудеев. Т.о. Христос говорит, что Петр – это первый камень в новом обществе сынов Израилевых, новой Церкви. Петр был первым членом нового общества людей, уверовавших во Христа, т.е. Церкви.

"...и врата ада не одолеют её". Что означает эта фраза? М.б. Христос в этот момент созерцал одну из крепостей на холмах Кесарии Филипповой и представил Свою Церковь как крепость, которую не одолеет никакая злая сила. Вторая т.зр.: в городах у ворот города собирались старейшины, чтобы вершить справедливость и суд. Т.е. это власть и сила. Т.о. врата становились символом власти и силы. Ад или "Аид" – по представлению иудеев являлся местом, куда отправлялись умершие. В аде по их мнению были и врата, которые потом разрушил Христос. В целом речь идет о том, что как бы Церковь ни преследовали враги (может даже погибнуть некая Поместная Церковь), она никогда не будет побеждена, потому что она имеет вселенский характер, независящий от границ государств. Далее Христос говорит о ключах. Это некая власть, сила, небесное право. В Ис. 22,22 говорится, что верный домоправитель постоянно носит при себе ключи от дома. Т.о. м.б. ИХ имел ввиду власть открывать и закрывать двери Церкви, быть домоправителем. Действительно, в книге Деяний ап. Петр ведет себя как верный домоправитель в Церкви. Он имел право открывать, закрывать, связывать и развязывать. Эти слова значат, что на ап. Петра (а потом и на других апостолов) ИХ возлагает ответственность за Церковь, за души христиан. Это значит, что ап. Петр и другие пастыри должны приводить пасомых к осознанию собственной греховности, а потом отпускать их на свободу, отпускать грехи. В связи с тем, что апостолы увидели, что Иисус Христос – это не тот Мессия, которого они представляли, Господь запретил разглашать о том, что Он – Мессия. Господь должен был вначале научить апостолов, что путь Христа – это крестный путь. Поэтому Христос и говорит после исповедания о Своих страданиях. Ап. Петр начал прекословить Христу. Он ответил ученику: "Отойди от меня, сатана". Нам неизвестно, в каком тоне говорил эти слова Господь Тон важен для смысла. Т.е. Христос говорит, что то, что сейчас сказал Петр, очень похоже на искушения в пустыне. Ведь тогда искуситель отошел до времени. То, что предложил Петр, было тем же самым прошлым искушением сатаны. Это искушение было вдвойне тяжелым для Христа, потому что было произнесено учеником, который минуту назад исповедал Его Христом, который любил Его искренне. Господь не раз говорил, что ученики Его должны были отречься от себя, сказать чему-то "нет", а Христу – "да", взять на себя каждодневный крест. Ученик Христов должен каждый день следовать за своим Учителем. Христос сказал: "Ты думаешь о том, что человеческое". Он не сказал дьявольское, но дьявол часто действует через людей, через "человеческое".

Блж. Феофилакт по поводу слов Петра заметил, что ап. Петр, что было открыто ему исповедал и исповедал правильно, а то, то не было ему открыто, в том согрешил. Ориген говорил, что созерцание Логоса, пришедшего в силе, есть смысл 28 стиха ("увидите Сына Человеческого, пришедшего в силе"). Возможно, это и есть преображение по мнению Оригена. Второе мнение относительно 28 стиха: здесь речь идет о Воскресении Христа, о дне Пятидесятницы, о пришествии Христа в Свое Царство. Третье мнение: этот стих относят ко 2-му Пришествию Христа, но не во времени, а в смысле внезапности. Никто не знает, когда закончится его жизнь. Четвертое мнение: Христос говорит здесь о тех, кто не умрет, но изменится (по словам ап. Павла) и восхищены будут на встречу со Христом. Пятое мнение: речь идет о победе Христа над врагами, т.е. это разрушение Иерусалима, которое является прототипом будущего Страшного Суда.

«Ты - Петр, и на сем камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее» (Матф. 16:18). Еще при первой встрече Господь нарек Симона Петром по-гречески или Кифой по-сирохалдейски, что значит. камень. (Иоан. 1:42), а теперь Он как бы свидетельствует, что Петр действительно оправдывает данное ему имя, что он, по твердости веры своей, действительно, камень. Но можно ли утверждать, будто этими словами Господь обещает основать Свою Церковь на личности Петра, как это делают римо-католики, желая оправдать свое ложное учение о главенстве Папы Римского, как преемника Апостола Петра над всею христианскою церковью?

Слово Петрос не повторяется там, хотя оно тоже означает камень, но употреблено другое слово - Петра, что значит скала. Отсюда ясно, что Господь, обращаясь к Петру, обещает основать Церковь Свою не на нем, а на той вере, которую выказал Петр, то есть на великой истине, что «Христос есть Сын Бога Живого». Так понимали это место св. Иоанн Златоуст и другие великие отцы Церкви. Под. камнем. разумели они исповедание веры в Иисуса Христа, как Мессии, Сына Божия, или даже просто веры в Самого Иисуса Христа, Который в Священном Писании нередко называется камнем (примеры: Исх. 28:16; Деян. 4:11; Римл. 9:33; 1 Кор. 10:4).

Примечательно, что и сам Апостол Петр в своем 1-ом собственном послании называет камнем отнюдь не себя, а Самого Иисуса Христа. Он внушает верующим, чтобы они приступали к Господу, как «Камню живому, человеками отверженному, но Богом избранному, драгоценному»2 (1 Петр 2:4), и сами бы уподоблялись. живым камням. (1 Петр 2:5), созидаясь в дом духовный. Здесь Петр, очевидно, учит верующих идти тем же путем, каким шел сам он, ставший Петрос после исповедания им Камня-Христа.

Дальнейшее обетование дано, по-видимому, одному Петру: «И дам тебе ключи от Царства Небесного; и что свяжешь на земле, то будет связано на небесах; и что разрешишь на земле, то будет разрешено на небесах» (Матф. 18:19).

Это же обетование позднее дано всем Апостолам и состоит в правах всех Апостолов и их преемников. епископов: судить и наказывать грешников, вплоть до их отлучения от Церкви. Власть разрешать есть власть отпускать грехи, принимая в Церковь через покаяние и крещение. Эту благодать равно получили от Господа все Апостолы после Его воскресения: «Иисус же сказал им вторично: мир вам! как послал Меня Отец, так и Я посылаю вас. Сказав это, дунул, и говорит им: примите Духа Святого: кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся» (Иоан. 20:21-23).

Господь запретил ученикам Своим говорить о Себе, как о Христе, чтобы не разжигать страстей в народе, имевшем ложное представление о Мессии.





Дата публикования: 2015-09-17; Прочитано: 1128 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.008 с)...