Главная Случайная страница Контакты | Мы поможем в написании вашей работы! | ||
|
АРХИТЕКТОНИКА {от греч. - строительное искусство) - в общем виде включает единство художественного выражения закономерностей строения, соотношения нагрузки и опоры, присущих конструктивной системе. В узком смысле архитектоника - единство формы, конструкции и материала.
АРХИТЕКТУРНАЯ БИОНИКА- ветвь бионической науки, исследующая принципы формообразования гармонически сформированных функциональных структур
АСИММЕТРИЯ - противоположное СИММЕТРИИ понятие, снимающее условие равенства двух частей формы между собой.
АФФИННАЯ СИММЕТРИЯ- преобразования аффинной симметрии меняют пространственное положение исходной формы при условии однородных деформаций. Формы считаются неизменными относительно преобразований аффинной симметрии.
БИОМЕХАНИКА (от греч. bios - жизнь) изучает механические свойства живых тканей, органов и организма в целом, а также происходящие в них механические явления (при движении, дыхании и т.д.).
БИОНИКА (от греч. Ыоп - элемент, ячейка жизни) изучает особенности строения жизнедеятельности организмов для создания новых систем (приборов, механизмов) и совершенствования существующих.
ГАРМОНИЯ {от древнегреческого harmonia) - стройная согласованность частей одного целого.
ГИБКОСТЬ - способность материала изменять форму под действием изгибающей нагрузки.
ДРАПИРОВКА получается в результате преднамеренного образования складок путём связывания, сшивания, наколки, укладки и т.д., выполняемых с целью украшения.
ДРАПИРУЕМОСТЬ - способность материала образовывать мягкие округлые складки в подвешенном состоянии.
ЖЕСТКОСТЬ - способность материала сопротивляться изменению формы.
ИЗГИБ - деформация исходной симметричной формы, в результате которой она приобретает криволинейные ось и поверхность.
КИНЕТИЗМ {от греч. kinetiko's - приводящий в движение)- вид художественного творчества, в основе которого лежит идея движения формы, любого ее изменения. Кинетизм стремится к синтезу искусств.
КИНЕТИЧЕСКОЕ ИСКУССТВО - адангардистское направление в современной пластике, ориентирующееся на пространственно-динамические эксперименты. Основывается на создании эстетического эффекта с помощью движущихся, светящихся и звучащих установок. Зародилось в 1920-30-х гг. (Татлин В.Е., А. Колдер), оформилось в 60-х гг. (Н. Шеффер, X. Ле Парк).
КОМБИНАТОРИКА- это приемы нахождения различных соединений (комбинаций), сочетаний, размещений из данных элементов в определенном порядке.
КОМПОЗИЦИЯ {от лат. compositio - соединение, связь) - средство раскрытия художественного содержания произведения; гармоническое соотношение частей формы; процесс проектирования и создания произведения.
КОНТРАСТ - резкое различие формы, размеров пластики, цвета, фактур
КОНСТРУКТИВИЗМ {от лат. constructio - построение) - художественное направление, появившееся в искусстве ряда европейских стран в начале XX в., основоположники которого провозглашали основой художественного образа не композицию, а конструкцию.
КРИВОЛИНЕЙНАЯ СИММЕТРИЯ - преобразования формы, полученные от исходной путем операции сдавливания, изгиба, слома и кручения.
КРУЧЕНИЕ - деформация обычной симметричной формы в правую или левую сторону. Форма приобретает новую пространственную ориентацию и соответствующую ей пластику. Степень кручения зависит от величины приложенного усилия.
МАССА - ассоциативно воспринимаемая величина формы.
МОДУЛЬ — это единица меры. В дизайне модуль - это величина, принимаемая за основу расчета размеров, какого-либо предмета, машины или сооружения, а также их деталей, узлов и элементов, которые всегда кратны избранному модулю.
МОДУЛЬНАЯ СИСТЕМА - совокупность правил расчета и модулей, используемых для этого расчета.
НЮАНС (от франц. nuance ~ оттенок, едва заметный переход) - незначительное различие характеристик с элементами подобия.
ОП-АРТ {англ. Op-art - сокращенный вариант Optical art - оптическое искусство) - художественное течение второй половины XX века, использующее различные зрительные иллюзии, основанные на особенностях восприятия плоских и пространственных фигур.
ОБОЛОЧКОВЫЕ ТЕКТОНИЧЕСКИЕ СИСТЕМЫ КОСТЮМА - повторяют тело человека и основываются на пластических свойствах материала, а также на особенностях кроя костюма.
ПЕРЕСТАНОВКИ - объекты, содержащие элементы, одинаковые по количественному и качественному составу, равному всей совокупности элементов, но различные по порядку и расположению этих элементов.
ПРОПОРЦИИ- соотношения композиционно связанных линейных и объемно-пространственных величин формы.
РАЗМЕЩЕНИЯ - объекты, одинаковые по численному составу, но различные по их качественному составу, порядку и чередованию.
РАСТЯЖЕНИЕ - изменение в геометрии формы, при котором одна плоскость сохраняет свое первоначальное положение (плоскость растяжения). Все другие параллельные ей плоскости перемещаются в направлении растяжения.
РИТМ {от греч. rhythmos) - чередование каких-либо элементов (звуковых, речевых и т.п.), происходящее с определённой последовательностью, частотой.
РИТМИЧЕСКИЙ РЯД (статический или метрический ритм) - это простое проявление ритма с повторением в композиции одинаковых форм при равных интервалах между ними. Динамический ритмический ряд - это сложное проявление ритма при изменяющихся с определённой математической закономерностью размерах элементов (мотивов) и интервалов между ними.
СДАВЛИВАНИЕ - деформация, изменяющая симметричную форму в месте приложения деформирующего усилия. Изменяется пластика, масса сохраняется.
СДВИГ - преобразование формы, при котором остается неподвижной плоскость сдвига. Остальные параллельные ей плоскости перемещаются в самих себе по направлению сдвига. Сохранение объема при непременном изменении пластики. Величина сдвига пропорциональна расстоянию от плоскости сдвига. Для задания оси сдвига необходимо указать направление и величину сдвига, т.е. угол между направлением оси и нормалью к плоскости перемещения.
СЖАТИЕ - операция, противоположная растяжению. Величина сжатия пропорциональна расстоянию от плоскости сжатия.
СИММЕТРИЯ- равенство правой и левой частей формы относительно центральной осевой линии.
СИММЕТРИЯ ПОДОБИЯ- частный вид аффинной группы. Операция К- перенос всех подобных частей формы в параллельное положение с одновременным увеличением или уменьшением масштаба частей и расстояний между ними в п раз. Операция L - слагается из последовательно произведенных поворотов вокруг оси на некоторый угол и операции К.
СКЛАДКА — это изгиб поверхности ткани, возникающий вследствие её непреднамеренного сжатия.
СЛОМ- деформация исходной симметричной фигуры, которая приводит к слому ее осей и поверхностей.
СОЧЕТАНИЯ - объекты, одинаковые по численному, но различные по качественному составу элементов и не зависящие от их порядка, чередования.
СТРУКТУРА - отражение наиболее существенных связей элементов данной системы.
ТЕКТОНИКА КОСТЮМА - художественное выражение в форме работы материала и конструкции.
ТРАНСФОРМАЦИЯ (от лат. transformatio - превращение) - метод изменения формы, определяющийся динамикой, движением превращения или небольшого изменения формы.
ФОРМАЛЬНАЯ КОМБИНАТОРИКА - всевозможные операции но изменению морфологических качеств объекта (формы, конфигурации, размеров, расположения частей и т.д.). К числу таких операций относятся: перестановки (размещение) частей или элементов целого; образование сочетаний элементов и их качеств; изменение количества элементов, образующих целое; изменение элементной базы (объемных и геометрических деталей); изменение материала, фактуры и цвета.
ФОРМООБРАЗОВАНИЕ- структурирование (членение и строительство) единичных предметов и создание функциональных, конструктивных, пространственно-пластических, технологических структур.
ФОРМОВОЧНАЯ способность текстильного материала - его способность образовывать сложную пространственную форму деталей одежды, закреплять и устойчиво сохранять ее в процессе эксплуатации изделия.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Аалто А. Архитектура и гуманизм. - М.: Прогресс, 1978. - 219 с: ил.
Архитектурная бионика / Под ред. Ю.С. Лебедева. - М.: Стройиздат, 1990. - 26 с.
Бердник И.О., Неклюдова Т.П. Дизайн костюма. - Ростов н/д: Феникс, 2000.
Божко Ю.Т. Архитектоника и комбинаторика формообразования.- Киев: Выща шк., 1991.-245 с.
Бузов Б.А. Материаловедение в производстве изделий легкой промышленности (швейное производство): Учебник для студ. высш. учеб. заведений / Под ред. Б.А., Бузова. - М.: Издательский центр Академия, 2004. - 448 с.
Вахрушева Л.Л. История дизайна и современной архитектуры. Владивосток: Изд-во ВГУЭС, 1998.
Волкотруб И.Т. Основы художественного конструирования: Учебник для учащ. средних спец. учебных заведений. 2-е изд., перераб. и доп. - Киев: Выща шк., 1988, - 192 с: ил.
Данилова О.Н., Зайцева Т.А., Кравцова Т.А. Учебная программа курса «Архитектоника объемных форм». - Владивосток: Изд-во ВГУЭС, 2002. - 15 с.
Ермолаева Л.П. Основы дизайнерского искусства. - М.: Гном и Д, 2001.
Ермилова В.В., Ермилова Д.Ю. Моделирование и художественное оформление одежды: Учеб. пособие для студ. учреждений сред. проф. образования. М.: Мастерство; Издательский центр «Академия»; Высш. шк., 2000.
Ермилова Д.Ю. История домов моды: Учеб. пособие для высш. учебн. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2003. - 288 с.
Журавлева И.Д. Ткани. Обработка. Уход. Окраска. Аппликация. Батик.- М.: Изд-во ЭКСМО,2003.-176с.:ил.
Каримов Г.А., Каримова И.С. Объемно-пространственная композиция: Учеб. пособие. Благовещенск: Амурский гос. ун-т, 2003.
Квасов А. С. Художественное конструирование изделий из пластмасс: Учебник для вузов. - М.: Высш. шк., 1989. - 239 с: ил.
Клюев Б.В., Чистоклет Ю.М. Платье для Аэлиты. - М.: Сов. Россия, 1987. - 144 с.
Козлова Т.В. Основы художественного проектирования изделий из кожи. - М.: Легпром-бытиздат, 1987.
Козлова Т.В., Рытвинская Л.Б., Тимашева З.Н. Основы моделирования и художественного оформления одежды. - М.: Легкая индустрия, 1979.
Колейчук В.Ф. Кинетизм. - М., 1994.
Композиция костюма / Г.М. Гусейнов, В.В. Ермилова, Д.Ю. Ермилова и др. - М.: Издательский центр: Академия, 2003. - 432 с: ил.
Кравцова Т.А. Архитектоника объемных форм: Программа, методические указания к контрольной работе и практическим занятиям. - Владивосток: Изд-во ВГУЭС, 2002. - 23 с: ил.
Кунихико Касахара и Тоши Такахама. Оригами для знатоков. - Japan Pablications, Inc., «ALSIO», 1987.
Лабораторный практикум по материаловедению швейного производства: Учеб. пособие для вузов / Б.А. Бузов, Н.Д. Алыменкова, Д.Г. Петропавловский и др. - М.: Легпромбытиз-дат, 1991. -432 с: ил.
Мальцева Е.П. Материаловедедие текстильных и кожевенно-меховых материалов. - М.: Легпромбытиздат, 1989. -240 с: ил.
Мастерская природы / Авт.-сост. 3. Воронцова. - М.: Изобраз. искусство, 1981. - 32 с: ил.
Мартынова А.И., Андреева Е.Г. Конструктивное моделирование одежды: Учеб. пособие для вузов.- М.: Московская гос. академия легкой пром-ти, 2002. - 216 с: ил.
Мерцалова М.Н. Костюм разных времен и народов. Т. ИХ. - М.: Изд-во «Академия моды», СПб.: Изд-во «Чарт пилот», 2001.
Минервин Г.Б. Архитектоника промышленных форм. - М.: ВНИИТЭ, 1974.
Милова Н.П., Мельник Н.Б. Основы композиции: Руководство. Ч. 1. - Владивосток: Изд-во ВГУЭС, 2000.
Милова Н.П. Наумова Н.В. Основы композиции: Руководство. Ч. 2. Линейная и тональная композиции из геометрических фигур. - Владивосток: Изд-во ВГУЭС, 2000.
Мир вещей / Вед. Ред. Т. Евсеева. - М.: Аванта+, 2003. - 444 с: ил.
Михайлов СМ. История дизайна: Учеб. для вузов. - 2-е изд. исправл. и доп. М.: Союз дизайнеров России, 2002. Т. 1. - 270 с: ил.
Михайлов СМ. История дизайна: Учеб. для вузов. 2-е изд. исправл. и доп. - М.: Союз дизайнеров России, 2003. Т. 2. - 393 с, ил.
Михайлов СМ., Кулеева Л.М. Основы дизайна: Учеб. для вузов / Под ред. СМ. Михайлова. 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Союз дизайнеров России, 2002. - 240 с: ил.
Новые самоделки из бумаги. 94 современные модели. - Лирус, 1995.
Объемно-пространственная композиция / Степанов А.В., Мальгин В.И., Иванова Г.И. и др., Под ред. А.В. Степанова. - М.: Архитектура-С, Стройиздат, 2003.
Основы теории проектирования костюма / Под ред. Т.В. Козловой. - М.: Легпромбытиз-дат, 1988.
Пармон Ф.М. Композиция костюма: Одежда, обувь, аксессуары: Учебник для вузов. -М.: Легпромбытиздат, 1997. - 264 с: ил.
Пармон Ф.М. Композиция костюма: Учебник для вузов. - М.: Легпромбытиздат, 1985. -264 с: ил.
Петушкова Г.И. Основы проектирования костюма: Учеб. пособие для вузов. Ч. 2. Сер. Трансформируемые конструкции. - М.: Изд-во МЛАГП, 1999.
Петушкова Г.И. Основы проектирования костюма: Учеб. пособие для вузов. Ч. 3. Круг. Сер. Трансформируемые конструкции. - М.: Изд-во МЛАГП, 2000.
Полевой В.М. Двадцатый век. Изобразительное искусство и архитектура стран и народов мира. - М.: Сов. художник, 1989. - 456 с: ил.
Практикум по материаловедению швейного производства: Учеб. пособие для вузов / Б.А. Бузов, Н.Д. Алыменкова, Д.Г. Петропавловский и др. - М.: Издательский центр «Академия», 2003. - 416 с.
Прогноз развития ассортимента и объемов химических волокон и нитей II Текстильная промышленность, 2003. № 3.
Рисунок: Учебное пособие для вузов/ Ф.В. Антонов, Н.П. Бесчастнов, Б.А. Бурмистров и др. -- М.: Легпромбытиздат, 1988. - 176 с: ил.
Савостицкий Н.А. Материаловедение швейного производства: Учеб. пособие для студ. СПС). - М.: Изд. центр «Академия»; Мастерство; Высш. шк., 2001. - 240 с.
Садыкова Ф.Х., Садыкова Д.М., Кудряшова Н.И. Текстильное материаловедение и основы текстильного производства: Учебник для вузов. 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Легпромбытиздат, 1989.-288 с.
Сомов Ю.С. Композиция в технике. 3-е изд., перераб. и доп.- М.: Машиностроение, 1987.-288 с: ил.
Устин В.Г. Композиция в дизайне: Учеб. пособие. Основы построения формальной композиции в дизайнерском творчестве. - Владивосток: Изд-во ВГУЭС, 1998.
Фалько Л.Ю., Кравцова Т.А., Лукашева И.А. Художественное конструирование одежды: Конспект лекций. - Владивосток: Изд-во ВГУЭС, 1999.
Художественное проектирование: Учеб. пособие / Б.В. Нешумов, Е.Д. Щедрин, Г.Б. Ми-нервин и др. Под ред. Б.В. Нешумова, Е.Д. Щедрина. - М.: Просвещение, 1979. - 175 с.
Черемных А.И. Основы художественного конструирования женской одежды. - М., 1983.
Чернышев О.В. Формальная композиция: Творческий практикум. - Минск: Харвест, 1999.
Щекалева М.А. Бионическая практика: Учебно-метод. пособие. - Владивосток: Изд-во ВГУЭС, 2003.-28 с.
Энциклопедия искусства XX века / Авт.-сост. О.Б. Краснова. - М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2002.-352 с.
Groupes, mouvements, tendances de Tart contemporain depuis 1945. - P., 1990.
T. Hongy. New fibrers. Second edition. - Woodhed Publishing LTD, Camdridge, Eng-land,1997.-257c.
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ......................................................................................................................................... 3
Тема 1. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ ОБ АРХИТЕКТОНИКЕ...................................................................... 4
Тема 2. ФОРМООБРАЗОВАНИЕ В ПРОЕКТИРОВАНИИИ КОСТЮМА..................................... 18
Тема 3. ГАРМОНИЗАЦИЯ
ОБЪЕМНО-ПРОСТРАНСТВЕННЫХ СТРУКТУР............................................................. 33
Тема 4. СИММЕТРИЯ И АСИММЕТРИЯ....................................................................................... 43
Тема 5. КОМБИНАТОРНЫЕ МЕТОДЫ ФОРМООБРАЗОВАНИЯ............................................... 53
Тема 6. БИОЛОГИЧЕСКОЕ ФОРМООБРАЗОВАНИЕ В АРХИТЕКТУРЕ
И ИНЖЕНЕРИИ.................................................................................................................. 59
Тема 7. КИНЕТИЗМ КАК ПРОЦЕСС ИЗМЕНЕНИЯ ФОРМЫ........................................................ 71
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ К ПРАКТИЧЕСКИМ ЗАНЯТИЯМ.............................................. 83
СЛОВАРЬ ОСНОВНЫХ ТЕРМИНОВ............................................................................................. 95
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ............................................................................ 98
Дата публикования: 2015-09-17; Прочитано: 538 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!