Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Чет и нечет



«Сабантуй» – в лексиконе донецких горняков слово залетное. Каким ветром его занесло в Донбасс, установить трудно. Известно одно: так у некоторых народов называется весенний праздник. У горняков это слово приобрело другое значение: сабантуй – день высокой добычи угля, достигнутой в результате штурмовщины.

В Донбассе говорили: сабантуй начинается там, где кончается порядок.

Подобная практика была решительно и бесповоротно осуждена. Штурмовщину запретили. Ввели научно обоснованный высокопроизводительный метод работы шахт – график цикличности. Казалось, сабантуй отошел в область преданий.

И вдруг – пожалуйте: старый пережиток опять вылезает на белый свет, – только под новой вывеской.

Сомнительная честь этого нежданного воскрешения принадлежит управляющему трестом «Первомайскуголь» Ивану Андреевичу Ткаченко.

Товарищ Ткаченко долго думал и прикидывал: как вывести свой отстающий трест из состояния отставания в состояние преуспевания?

Путь к успеху образно рисовался ему в виде подъема на высокую, крутую гору.

Как всего вернее и надежнее взять этот трудный подъем? Угольщикам известно такое средство: надо внедрить на шахтах график цикличности, при котором все процессы производства отрегулированы, как часовой механизм. Но здесь нужна большая организационная работа – упорная, кропотливая. Это не устраивало Ивана Андреевича Ткаченко. Ему хотелось, минуя трудности постепенного подъема, единым махом вознестись на самую вершину.

И в один прекрасный день, проводя по селектору совещание с руководителями шахт, он заявил пм:

– Неорганизованности – конец! Отныне все должно делаться по графику. Запомните: чет, нечет! В каждое четное число проводим «день высокой цикличности».

Кто-то огорченно, от всей души воскликнул:

– Опять сабантуй?

– Попрошу воздержаться от неуместных выражений, – строго промолвил управляющий. – Я, кажется, ясно сказал: «дни высокой цикличности» и притом строго по графику: чет, нечет!

Так, под новым названием, в тресте «Первомайскуголь» была возрождена старая штурмовщина.

Можем описать ее в действии.

...Перед каждым четным числом т. Ткаченко проводит совещание по селектору с руководителями шахт. Совещание открывается двумя магическими словами:

– Завтра чет!

Вслед за этим начальники шахт получают от управляющего задания: кто и сколько должен добыть угля. Задания даются по хитроумному правилу: больше запросишь – больше дадут. Поэтому т. Ткаченко дает шахтам задания, которые вдвое и втрое превышают их возможности. Тут же от треста назначаются «уполномоченные» на шахты.

И вот – четный день, страдный день. С утра на шахтах начинают «выжимать» уголь. По пятам начальника шахты, как тени, бродят «уполномоченные» и хором кричат: давай! Это значит: прекрати на шахте все другие необходимые работы, кроме добычи угля.

Примерно в середине дня, разгоряченный и взволнованный, на шахту заезжает Иван Андреевич Ткаченко. Еще не успев переступить порог конторы, он издает боевой клич:

- Начальника шахты ко мне!

Часто ему на это отвечают:

– Начальник внизу, в шахте.

– Достать из-под земли!

Пока начальник поднимается на поверхность, Иван Андреевич садится за телефон. Он звонит на другие шахты и сурово спрашивает:

– Сколько?

Вот ему ответили что-то не очень утешительное. Голос Ивана Андреевича сразу переходит на самый верхний регистр, сотрясая воздух гневными энергическими выражениями.

Входит запыхавшийся начальник шахты. И навстречу вошедшему снова гремит, как выстрел:

– Сколько?

Затем, смотря по обстоятельствам, Иван Андреевич снисходительно хвалит или бурно распекает, после чего садится в машину и мчится на следующую шахту.

В этом заключается его оперативное руководство сабантуями, то бишь «днями высокой цикличности». Он весь охвачен единым порывом: «рвануть» уголь сегодня, а завтра... там видно будет! Утро вечера мудренее.

Но мудреное утро приносит с собой одни только неприятности: ибо в четные дни шахты выполняют программу, а в нечетные добыча угля резко падает. Да и как может быть иначе, если в дни сабантуя все шахтеры с ремонта горных выработок и механизмов, с подготовительных работ перебрасываются на добычу, если штреки и уклоны запускаются и задерживается подготовка новой линии забоя?!

…Трест уже задолжал стране тысячи тонн угля. А Иван Андреевич Ткаченко все еще надеется на штурмовщину: авось кривая вывезет!

М. БУРЕНКОВ

«Правда», 3 февраля 1952 г.





Дата публикования: 2015-09-17; Прочитано: 425 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.006 с)...