Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Философия Гегеля как представителя объективного идеализма. Диалектика Гегеля



Гегель является наиболее ярким представителем объективного идеализма в истории мировой философии. Как и все объективные идеалисты, Гегель полагал, что в основе реальности лежит некое нематериальное начало, не зависящее от сознания человека. Учение Гегеля получило название абсолютного идеализма. По Гегелю, в основе мироздания находится Абсолютная идея, Понятие, Мировой дух. Всё остальное является результатом развития этого первоначала. Абсолютное начало Гегель представлял в виде мирового разума. Поэтому Гегель является одним из самых последовательных рационалистов в онтологии (в основе мироздания находится разум), гносеологии (разум является главным средством познания, источником и критерием истины), этике (разум должен определять поведение человека) и других философских дисциплинах. Гегель поддерживает выдвинутую Кантом идею активности субъекта, творящего реальность в процессе познания. Однако он применяет эту мысль в рамках объективного (а не субъективного) идеализма, утверждая бытие развивающегося верховного рационального субъекта, в процессе своего совершенствования создающего всё более совершенную реальность.

Итак, идея является первичной по отношению к материи, веществу. Материя же рассматривается в философии Гегеля в качестве инобытия Идеи, одной из стадий её развития, результатом деятельности идеального первоначала. Материя это отчуждённое, превращённое бытие абсолютной идеи. Для философии Гегеля характерен панлогизм, то есть представление о том, что вся реальность и происходящие в ней процессы определяются законами логики изначально присущими абсолютному идеальному началу, имеющему рациональный характер. Всё существующее в действительности имеет разумное основание. С другой стороны, всё разумное обладает высшей степенью существования, действительности. Чем в большей степени что-либо является разумным, тем в большей степени оно может считаться утверждённым в реальности, обусловленным онтологически рационализированной основой мира. Поэтому Гегель заявляет: «Всё действительное разумно, а всё разумное действительно». Именно в этом выражении ярче всего проявляются панлогистские воззрения Гегеля. Панлогизм в целом обосновывает консервативные тенденции в философии Гегеля, поскольку ведёт к оправданию существования всего имеющегося в действительности (прежде всего в социуме) как изначально разумного.

Исходное положение философии гегеля - тождество бытия и мышления, т.е. понимание реального мира как проявления идеи, понятия, духа. Это тождество Гегель рассматривал как исторически развивающийся процесс самопознания абсолютной идеей самой себя. По Гегелю абсолютна идея в своем развитии проходит три этапа:

развитие идеи в ее собственном лоне, в "стихии чистого мышления" - Логика;

развитие идеи в форме "инобытия", т.е. в форме природы - Философия природы;

развитие идеи в мышлении и истории - Философия духа.

Ценнейшим приобретением философии Гегеля была диалектика, изложенная особенно полно в "Науке логики". В этом произведении Гегель дал анализ важнейших законов и категорий диалектики, обосновал тезис о единстве диалектики, логики и теории познания, создал первую в истории мысли развернутую систему диалектической логики.





Дата публикования: 2015-09-17; Прочитано: 402 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.005 с)...