Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Внешние и внутренние источники развития философии



Общим элементом возникновения и развития философии явилось формирование философских школ, состоящих из последователей определённого учения, причём во всех регионах вклад последователей зачастую приписывался основателю школы или школе в целом. Становление индийской философии и греческой философии проходило по схожей схеме, однако индийская философия развивалась значительно медленнее. Китайская философия, развитие которой сдерживал консерватизм общественно-политического устройства общества, развивалась в целом ещё медленнее, хорошо проработанными её областями стали только этика и политическая философия.

28. Античная философия: ранняя классика. Милетская и Элейская философские школы о сущности вещей и явлений.

Античная философия (философия античности) - комплекс идей и учений, продуцированных древнегреческими и древнеримскими мыслителями в период с 7 в. до н.э. по 6 в. н.э. и характеризующихся определенным проблемно-содержательным и стилевым единством.

Этапы античной философии:

античная философия включает в себя этапы:

1) древнегреческая философия

(625 в до н.э. - 322 до н.э.)

2) древнеримская и эллинистическая философия

(4 в. до н.э. – 529 в. н.э.)

Первым античным философом считается Фалес, а последним — Боэций.

Этапы развития античной философии:

древнегреческая философия натурфилософский круг /"досократическая философия"/ старшие физики ионийская философия Милетскаяшкола: Фалес Анаксимандр Анаксимен Гераклит 625—547 до н.э. 610—ок. 540 до н.э. 2-ая пол. 6 в. до н.э. 520—460 до н.э.
италийская философия пифагореизм Элейскаяшкола: Парменид Зенон 6—1 вв. до н.э. 515—2-ая пол. 5 в. до н.э. ок. 490—430 до н.э.
младшие физики   Эмпедокл Анаксагор атомизм Демокрит 490—ок. 430 до н.э. 500—428 до н.э. 460—1-ая пол. 4 в. до н.э.
гносеологи­ческий круг /"сократическая философия"/ ранняя классика   софисты Сократ сер. 5—1-ая пол. 4 в. до н.э. 470—399 до н.э.
зрелая классика   Платон Аристотель 427—342 до н.э. 384—322 до н.э.

Милетская школа, первая наивно-материалистическая школа древнегреческой философии, представленная Фалесом, Анаксимандром и Анаксименом (6 в. до н. э.).

Милетская школа знаменовала начало древнегреческой философии: милетские философы поднялись выше видимости и за многообразием явлений усмотрели некую отличную от них сущность вещей ("первоначало").

Рассматривая мир как живое целое, милетская школа не делала принципиального различия между живым и мёртвым, психическим и физическим и признавала за неодушевлёнными предметами лишь меньшую степень одушевлённости (жизни); сама же одушевлённость ("душа") рассматривалась как "тонкий" и подвижный вид первовещества. Милетская школа оказала большое влияние на дальнейшее развитие материалистической мысли Древней Греции.

Элейская школа, школа древнегреческой философии 6—5 вв. до н. э. Основатель — Ксенофан Колофонский, главные представители — Парменид и Зенон.

Элейская школа впервые противопоставила мышление чувственному восприятию отмечая неустойчивость, текучесть человеческих ощущений и чувственного бытия и отводя главную роль в познании мышлению. Элейская школа впервые в истории философии выдвинула и сделала основой философствования понятие единого бытия.

Оно понимается элейской школой как непрерывное, неизменное, нераздельное, одинаково присутствующее в каждом мельчайшем элементе действительности, исключающее какую-либо множественность вещей и их движение.

29. Досократическая философия: проблемы субстанции и движения в воззрениях Пифагора, Демокрита, Гераклита.

Философы досократического периода занимались проблемами познания природы, поэтому философию этого периода характеризуют как философию природы, или натурфилософию (600-370 до н. э.). Натурфилософы занимались поисками причин бытия всех вещей и исследованием причин становления и изменения мира. В качестве ответа на первый вопрос ими был получен ряд абстракций (отвлечений), а именно: физическая, отвечавшая на вопрос: из чего все состоит?, математическая, которая давала ответ на вопрос: как все соотносится?, метафизическая, отвечавшая на вопрос: что есть сущее в своей основе?

Пифагорейцы (VI—IV вв. до н. э.) - этический и религиозный союз в Южной Италии, основанный Пифагором, исследовали вопрос о соотношении вещей. Определив мир как космос, они первыми заговорили о гармонии сфер. Увидев сущность вещей в числе, пифагорейцы, добились математической абстракции.

Гераклит одним из первых попытался выяснить внутренние причины изменения вещей, утверждая качественное различие элементов. Он полагал, что все находится в постоянном движении. (Позднее для обобщения его учения использовали выражение - все течет» (греч. pdnta rhei).) Вещи возникают благодаря противоположности; над всем же преходящим господствует мировой закон или мировой разум (от греч. logos). Объяснение Гераклита носило динамический (механический) характер. Механическое объяснение обращалось к внешним причинам изменений и, наряду с качественным различием элементов, все в большей степени прибегало к их количественному различию.

Атомисты (Демокрит (ок. 460 до н. э. -?) и др., утверждали, что существует бесконечное множество неделимых атомов, которые отличаются друг от друга только величиной, формой, положением и расположением. Атомы неизменны, их движение вечно. Между ними - пустота, и нет никакого иного организующего принципа, кроме тяжести. Человеческое же восприятие возможно благодаря материальным образам, исходящим от вещей.





Дата публикования: 2015-09-17; Прочитано: 1180 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.007 с)...