Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

О молитве



"Старец в качестве средства для разрешения всех проблем советовал обращаться к молитве. Один человек жаловался ему, что он часто страдает бессонницей. Отец Порфирий рекомендовал ему лекарство — молитву. Тот последовал его совету и совершенно излечился от своей бессонницы. Кроме того, он стяжал нечто куда более важное: хорошо усвоенный урок — молиться при всех своих трудностях.

Во время одной из наших встреч Старец сказал мне: «Почему Бог советует нам непрестанно молиться? Может быть потому, что Он хочет, чтобы мы стояли перед Ним "навытяжку"? Нет, Бог этого не хочет. Бог хочет, чтобы мы получали пользу. Он знает, что когда мы, подобно ангелам, по своему собственному желанию, славословим Его непрерывно, день и ночь, тогда наша душа действительно отдыхает, потому что это приносит нам истинную пользу»."[79]

"Однажды отец Порфирий сказал мне: «Молись о том, чтобы тебе стать лучше». Тогда я спросил его: «Геронда, что мне надо делать, чтобы стать лучше?»

И он ответил: «Всегда твори Иисусову молитву. Возлюби Христа, возлюби людей, не говори ничего о других, неизменно посещай храм Божий, читай Евангелие, чтобы Бог вразумил тебя». Помоги мне, Геронда, так и поступать."[80]

"Старец мне как-то раз сказал: Всегда молись Богу. Все хорошее исходит от Бога: и жажда молитвы, любви, смиренномудрия, покаяния, и стремление к добру. Всякий раз, когда ты чувствуешь в душе желание пойти поисповедоваться, обращайся к своему духовнику. Это очень хорошо». Из этих слов я сделал вывод: все хорошее, для меня и для других, я должен ожидать только от Бога. Оно приходит посредством молитвы."[81]

"Непрестанно молись, и днем, и ночью, даже когда лежишь в постели. Каким бы уставшим ты ни был, никогда не забывай вечером перед сном прочитать повечерие"[82]

"Систематическое занятие умной молитвой предполагает, согласно учению отца Порфирия, во-первых, наличие опытного старца, который будет наблюдать за учеником; а во-вторых — свободу подвизающегося от эгоизма, злопамятства, неприязни, своеволия, тщеславия и подобных страстей. Старец особо подчеркивал необходимость совершать переданные нам святыми отцами богослужебные последования Божественных служб. Его наставление «Непрестанно твори Иисусову молитву» обращено ко всем нам. Но здесь надо иметь рассуждение: это наставление не предполагает отмену церковных последований. Так же не надо думать, что, сказав несколько раз: «Господи Иисусе Христе, помилуй мя», мы сразу же чего-то достигнем."[83]

"Старец всегда повторял, что «Бог — это все», и говорил, что без молитвы к Богу не бывает ничего. «Молитва, — наставлял он, — является матерью всех благ. Лишь бы она всегда была смиренна, совершенно лишена эгоизма и полна любви ко Христу»."[84]

" Он всячески старался побудить меня к молитве и постоянно говорил мне о силе молитвы.

— Молитва, чадо мое Анаргире, — сказал он однажды, — означает беседу с Самим Богом, Который является Творцом и Создателем всего! Он Тот, Кто сотворил человека по Своему образу и подобию. Он Тот, Кто создал все, что мы видим вокруг. Наконец, Он Тот, Кто никогда не отказывается от беседы с нами, лишь бы мы попросили Его об этом. Когда бы и сколько бы мы ни обращались к Нему, Он никогда не откажет нам. Напротив, Он всегда готов с вниманием и великой любовью выслушать нас, как делает каждый добрый отец, когда его просит об этом его ребенок. Более того, Он готов и дать нам просимое, лишь бы это было на пользу нашей душе. Тебе случалось, хоть раз беседовать с кем-либо из членов правительства? Если нет, я рекомендую попытаться. Скоро ты убедишься, что твое желание поговорить с ними так и останется одним только желанием. Никогда они не примут тебя. Максимум, что они сделают, — это отошлют тебя к кому-либо из своих заместителей, чтобы избавиться от тебя... Напротив, Господь наш, Который есть Царь царей, никогда не отвернется от тебя, никогда не откажется побеседовать с тобой посредством молитвы. Ты понимаешь, что я тебе говорю и зачем я это делаю?

— Конечно, Геронда, — ответил я.

— Но что-то говорит мне, что ты не хочешь этого понять. Потому что если бы ты все понимал, то ты молился бы больше."[85]

"Я вспоминал и отца Порфирия, который не раз говорил мне: «Знаешь, Никое, сколь велик дар, который дал нам Бог, — право общаться с Ним каждый час и каждое мгновенье, в каком бы состоянии мы ни находились. А Он будет слушать нас. Это наше самое большое сокровище. Поэтому мы и должны любить Бога»."[86]

"Отец Порфирий делал особый упор на молитву. Как мне, так и другим врачам он советовал: «В больнице, когда принимаете больного, молитесь о нем, творите Иисусову молитву»"[87]

"— Вы не спросили Старца, как мы можем стать святыми?

— Конечно, спросила. И он ответил: «Это очень просто. Вы станете святыми, когда придет Божественная благодать». А когда я спросила его, как мне стяжать эту Божественную благодать, он ответил: «Смирением и молитвой. Но наша молитва должна иметь силу, она должна быть живой. Если мы молимся с верой и постоянством, то наша молитва не может не принести своих плодов»."[88]

"— Как бросить курить? Я делал много попыток, но все было напрасно.

— Всякий раз, когда к тебе приходит желание закурить, говори: «Господи, помилуй мя». Молитвенное обращение ко Христу — это решение любой возникающей у нас проблемы."[89]

"Когда наш брат ошибается, мы должны понести его искушение. Истинная любовь побуждает нас идти на жертву ради своего ближнего, подражая Христу, Который, когда Его пригвождали ко Кресту, просил Своего Небесного Отца простить распинающих, потому что они не знали, что делают. Уклоняясь от такой жертвы, своим осуждением мы подталкиваем согрешившего брата к еще большему падению. Тогда как молчаливой жертвой нашей любви и тайной молитвой за него мы пробуждаем его совесть. Она просыпается, осуждает его, приводит к покаянию, и он исправляется."[90]

"Родителям одной девушки, которая предприняла попытку покончить жизнь самоубийством, Старец посоветовал заботливо окружить ее особенно усердными молитвами. Молиться о ней как можно больше. Они последовали его совету, и положение исправилось."[91]

"Во время одной из наших встреч Старец сказал мне: «Ты знаешь, что надо делать, когда ты болеешь? Надо просить Бога, чтобы Он простил тебе твои грехи. И Бог, поскольку ты, будучи преисполнен страдания, со смирением будешь обращаться к Нему, простит тебе грехи и исцелит и твое тело. Но будь внимателен: никогда не молись с задней мыслью, не говори: "Боже мой, прости мне грехи мои", в то время как твой ум всецело занят твоим телесным недугом. Такая молитва не будет иметь результата. Когда ты встаешь на молитву, забудь о своей телесной немощи, принимай ее как епитимью, наложенную для отпущения твоих грехов. И не беспокойся о том, что будет дальше. Предоставь это Богу, Он знает, что делает»."[92]

"В молитве нужно просить только отпущения грехов. Потому что для уврачевания болезни нужно сделать лишь одно — устранить ее причину. Молитва, совершаемая не в простоте, когда больной просит о прощении грехов только для того, чтобы получить лишь телесное здравие, бывает безрезультатна по причине корыстолюбивого намерения больного.

Согласно мнению отца Порфирия, Христос, отвечая на смиренное прошение недугующего об отпущении грехов, на его бескорыстную веру в Его великую милость, вначале делает более трудное, а затем, когда Он сам сочтет нужным, переходит к более легкому. Сначала Бог врачует корень — болезнь души, грех; а затем ветви — болезнь тела."[93]

"Телесная усталость приводит тело к недовольству, к жалобам, к противодействию, но не может сделать душу ленивой к молитве. Просто включаешь радио погромче, слушаешь музыку, наслаждаешься ею и уже не слышишь нытья тела. Имею в виду, что молитва, усиливаясь, нейтрализует усталость. Прежде чем пожаловаться на телесную усталость, начни молитву, потому что, когда жалуешься, благодать уходит и у тебя остаются лишь твои силы. Если скажешь три раза: Господи Иисусе Христе, помилуй мя, — то потом продолжаешь с радостью. Бог видит тебя, протягивает к тебе руку и берет тебя. Отныне и впредь начнется истинное общение с Ним."[94]

"Часто ты вынужден творить добро. Но оно не должно делаться насильно, потому что тогда не будет пользы. Это не укрепляет. Например, мы творим молитву Господи Иисусе Христе... Если будешь понуждать себя творить молитву, то в скором времени устанешь от давления, забросишь молитву, и что потом? Если делаешь это насильно, давишь, давишь, то потом выходит боком. Такое давление, нажим может довести тебя до того, что ты не захочешь и в церковь идти. Иди в церковь по-другому: не с насилием и нажимом, а с удовольствием. Чтобы это произошло, нужно быть внимательным, воспринимать службы и радоваться им, радоваться тропарям, чтению, молитвам. Внимай каждому слову, следи за смыслом. Понимаете? Отсюда начинается радость."[95]

"Литургические молитвы, которые кажутся формальными, когда произносятся осмысленно и со вниманием, то становятся нашими собственными молитвами."[96]

"Твори молитву без расчета, без скрытого корыстного умысла, не для того, чтобы что-то приобрести. И если сделаешь даже тысячу поклонов, чтобы войти в рай, это не имеет достоинства. Делай это по любви, и если Бог захочет поместить тебя в ад, то пусть делает так, как хочет. Это и значит бескорыстие. Бесполезно сделать сто поклонов и не почувствовать ничего. Лучше сделай только двадцать поклонов или пятнадцать, но с чувством и любовью ко Господу, в сообразовании с Его Божественными заповедями. Так постепенно уходят страсти, отступают грехи, и мы мягко-мягко, без наших чрезмерных усилий входим в молитву. Но если ты пуст, что означает, что у тебя нет любви, то хоть поклоны делай, хоть молитвы твори, толку нет. И когда по какой-либо причине приходишь в умиление, не теряй удобного момента для молитвы, и тогда постепенно это станет твоим собственным опытом. Когда преуспеешь, тогда молитва станет не просто молитвенными словами, слышимыми в уме, но нечто другим. Это то «нечто», которое ощущаешь внутри себя, но без какого-либо усилия с твоей стороны. Это «нечто» есть Божественная благодать, которую дарует тебе Христос."[97]

"Отцы Церкви самой действенной молитвой считали молитву Иисусову: Господи Иисусе Христе, помилуй мя. Ключ к духовной жизни — молитва."[98]

"К Нему непрестанно обращайте свой ум. Возлюбите молитву, беседу с Господом."[99]

"Будем с благоговением стоять перед Распятым и говорить: Господи Иисусе Христе, помилуй мя. "[100]

"Когда ты просыпаешься ночью, не переворачивайся на другой бок, чтобы снова заснуть. Встань, опустись на колени перед распятием и святыми иконами и помолись смиренно и с любовью. Полчаса, пятнадцать, десять, пять минут, сколько можешь. Ты получишь от этого великую помощь. Ходи и на ночные службы"[101]

"Молитесь, не составляя в уме своем никаких образов. Не представляйте себе Христа. Отцы подчеркивают, что молиться нужно безобразно. Составляя образ, легко впасть в заблуждение, потому что в этот образ может вмешаться другой образ. Вероятно, лукавый может привнести свой образ, и тогда мы потеряем благодать.

Молитва совершается умом в глубине сердца, а не на устах, чтобы не произошло рассеивания, чтобы ум не блуждал то там, то тут. Спокойным образом мы поместим в свой ум Христа, говоря кротко: Господи Иисусе Христе, помилуй мя. Не думайте ни о чем, кроме слов: Господи Иисусе Христе, помилуй мя. Ни о чем другом, ни о чем. Молитесь спокойно, с открытыми глазами, чтобы обезопасить себя от мечтаний и прелести, молитесь со вниманием и посвящением себя Христу. Творите молитву кротко и не все время, но когда есть расположение и состояние умиления, что является даром Божественной благодати. Без благодати человек сам себя гипнотизирует и может впасть и в видение света, и в прелесть, и в умственное расстройство.

Пусть молитва не будет принуждением. Давление может вызвать в нас внутреннее сопротивление, принести вред. Многие, совершая молитву с давлением, стали больными. Что-то, конечно, происходит, когда мы выдавливаем молитву, но это нездоровое явление. Не используйте искусственных способов. Не нужны ни маленькая скамеечка, ни приклонение главы, ни закрытые глаза. Многие говорят: «Сядь на маленький стульчик, склони голову, напрягись и сосредоточься». Да где там... Попробуйте и увидите. Нет необходимости как-то по-особому сосредоточиваться, чтобы творить молитву. Не нужно никаких усилий, когда обладаешь Божественной любовью. Где бы вы ни находились: на скамейке, на стуле, в автомобиле, — везде — в пути, в школе, в офисе, на работе — можете творить молитву Господи Иисусе Христе, помилуй мя, спокойно, мягко, не надавливая, без напряжения. Не привязывайтесь к месту. Все заключено в любви ко Христу. Если ваша душа повторяет с любовью эти пять слов: Господи Иисусе Христе, помилуй мя, — то не будет знать сытости. Это ненасытные слова! Всю свою жизнь повторяйте эти слова. В них столько животворных соков!"[102]

"Прежде всего, отбросьте корыстолюбие. Молитва Должна быть бескорыстной. Пусть все будет в тайне, бескорыстно. То есть не думайте, что, если вы сосредоточите ум, благодать придет в сердце и оно взыграет от радости. Не молитесь с таким расчетом, но молитесь просто и со смирением. Пусть все будет во славу Божию. Что я вам говорил о соловье? Он поет, а его никто не видит. Такими и будьте, бескорыстными. Предайте себя на служение Богу тайно."[103]

"Во всем, что бы ни случилось, укоряйте самих себя. Молитесь со смирением, не оправдывайтесь. Видите, например, соперничество и вражду с другой стороны? Помолитесь с любовью, чтобы ответить любовью на соперничество и вражду. Слышите клевету на себя? Молитесь. Смотрите, потому что и молва роптаний не крыется (Прем. 1, 10). Малейший ропот на ближнего влияет на душу, и вы не можете молиться. Дух Святой, находя душу такой, не дерзает приблизиться."[104]

"Наши молитвы не бывают услышаны, потому что мы не бываем достойны. Нужно стать достойным, чтобы молиться. Мы недостойны, потому что не любим своего ближнего, как самого себя. Что говорит Сам Христос? Итак, если ты принесешь дар твой к жертвеннику и там вспомнишь, что брат твой имеет что-нибудь против тебя, оставь там дар твой пред жертвенником, и пойди прежде примирись с братом твоим, и тогда приди и принеси дар твой (Мф. 5, 23, 24). Прежде, нежели приступишь к молитве, пойди примирись с братом твоим, попроси прощения, чтобы стать достойным. Если этого не произойдет, то ты не сможешь молиться. Если ты недостоин, то не сможешь ничего сделать. Когда все уладишь и приготовишься, тогда идешь и приносишь дар свой.

Достойными становятся те, кто желает и жаждет стать Христовым, кто предается воле Божией. Не иметь своей воли — это очень ценно, это всё. Раб не имеет своей воли. Отсечения своей воли возможно достичь одним простым способом — посредством любви ко Христу и исполнения Его заповедей. Кто имеет заповеди Мои и соблюдает их, тот любит Меня; а кто любит Меня, тот возлюблен будет Отцем Моим; и Я возлюблю его и явлюсь ему Сам (Ин.14, 21). Необходим подвиг. Нам предстоит сразиться против мироправителей тьмы века сего (Еф. 6, 12). Мы должны сразиться со львом рыкающим (1 Петр. 5, 8). Нельзя допустить, чтобы в борьбе победил вселукавый.

Для этого необходимы слезы, покаяние, молитва, милостыня, прошение, сопровождаемое доверием Христу, а не маловерием. Только Христос может спасти нас от угнетающего одиночества. Молитва, покаяние и милостыня. Дайте хотя бы стакан воды, если у вас нет денег. И знайте, что, чем более вы освящаетесь, тем больше услышаны бывают ваши молитвы.

Не будем молитвой насиловать Бога. Не будем просить у Бога избавить нас от чего-либо, от болезни и тому подобного или разрешить наши проблемы. Но будем просить у Него силы и укрепления, чтобы перенести всё. Как Он с благородством стучит в двери нашей души, так и мы будем благородно просить того, чего желаем. И если Господь не отвечает, будем прекращать просить о том. Если Бог не дает нам то, чего мы так усиленно просим, то для этого у Него есть своя причина. У Бога тоже есть Свои «тайны». Если мы верим в Его благой промысел, если верим в то, что Ему известно исключительно все в нашей жизни и Он всегда хочет добра, почему нам не довериться Ему?

Будем молиться просто и спокойно, без страсти и насилия. Мы знаем, что прошлое, настоящее и будущее — все известно, обнажено и открыто перед Богом. Как говорит апостол Павел: Нет твари, сокровенной от Него, но все обнажено и открыто перед очами Его (Евр. 4, 13). Мы не будем настаивать. Такое усилие приносит вред, а не добро. Не будем стремиться приобрести то, чего мы желаем, но оставим это на волю Божию. Потому что, чем больше мы гоняемся за чем-то, тем дальше оно отдаляется. Значит, необходимы терпение, вера и спокойствие. И если мы забудем о том, Господь не забывает никогда, и если это нам на пользу, то Он даст нам то, что нужно и когда нужно.

В молитве будем просить лишь спасения нашей души. Разве не сказал Господь: Ищите же прежде Царства Божия... и это все приложится вам (Мф. 6, 33; Лк. 12, 31)? Легко, наилегчайшим образом Христос может нам дать то, что мы желаем. Посмотрите на таинства. Таинство состоит в том, чтобы нисколько не держать в уме прошение чего-либо конкретного. Таинство в том, чтобы бескорыстно испрашивать нашего соединения со Христом, не говоря: «Дай мне это или то...» Достаточно сказать: Господи Иисусе Христе, помилуй мя. Богу нет нужды узнавать у нас, в чем мы нуждаемся. Он знает о всем этом несравненно лучше нас с вами и подает нам Свою любовь. Задача состоит в том, чтобы ответить на эту любовь молитвой и хранением Его заповедей. Будем просить, чтобы исполнилась воля Божия. Это самое полезное, самое безопасное для нас и для тех, о ком мы молимся. Христос все нам подаст в изобилии. Когда есть хотя бы малейший эгоизм, не бывает ничего."[105]

"Молитесь Богу с жаждой и любовью, молитесь в спокойном состоянии духа, с кротостью, мягко, без насилия. И когда творите молитву: Господи Иисусе Христе, помилуй мя, — произносите ее медленно, смиренно, мягко, с Божественной любовью. Сладко произносите имя Христово. Произносите не спеша, внимательно каждое слово: Господи... Иисусе... Христе... помилуй мя, — произносите мягко, нежно, с любовью, безмолвно, втайне, в уме, но на подъеме, с жаждой, с любовью, без напряжения, насилия или недостойной выразительности, без давления, насилия и нажима, без напряжения и подталкивания. Как выражается мама, любящая своего ребенка: «Дитятко мое!.. Дочечка моя!.. Панайотик мой!.. Христакис мой!» С пламенной любовью. Любовь! Вот в ней и заключается все таинство. Здесь говорит сердце. «Дитятко мое, душа моя!» «Господи мой, Иисусе мой, Иисусе мой, Иисусе мой!..» То, что есть у тебя в сердце, в уме, выражаешь всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всею крепостию твоею, и всем разумением твоим (Лк. 10, 27)."[106]

"В молитве имеет значение не количество времени, но напряженность. Молитесь хотя бы пять минут, но в преданности Богу, с любовью и жаждой. Один человек может молиться всю ночь, а другой пять минут, и пятиминутная молитва может быть выше. Конечно, это так, но это таинство."[107]

"Человек Божий все переводит в молитву. И скорбь, и трудности, все он делает молитвой. Что бы ни случилось, сразу начинает: Господи Иисусе Христе... Молитва помогает во всем, даже в самом простом. Например, ты страдаешь от бессонницы, не думай о сне. Встань, выйди на улицу, зайди снова в комнату, ложись на кровать, как в первый раз, не думая, удастся тебе заснуть или нет. Сосредоточься, прочти славословие и потом три раза Господи Иисусе Христе... и так придет сон.

Все упорядочивается молитвой. Но у тебя должна быть любовь, должен быть пламень молитвы. Не имей беспокойства, но доверие к любви и промыслу Божию. Все — в духовной жизни. Все освящается, и доброе и трудное, и материальное и духовное, все, что бы вы ни делали, делайте во славу Божию. Как говорит об этом апостол Павел: Итак, едите ли, пьете ли, или иное что делаете, все делайте в славу Божию (1 Кор. 10, 31). Когда ты в молитве, все происходит так, как должно. Например, моешь тарелки и не разбиваешь ни одной, не наносишь ущерба. В тебя входит благодать Божия. Когда у тебя есть благодать, все делается с радостью, без труда.

Когда будем все время молиться, Бог Сам нас просветит, что нам делать всякий раз и в самых трудных ситуациях. Это будет говорить Бог внутри вас. Бог найдет способы. Мы, конечно, можем сочетать молитву с постом. То есть когда у нас серьезная проблема или мы стоим перед дилеммой, тогда пусть нашему решению предшествует усиленная молитва и пост."[108]

"Молитесь о Церкви, о мире, о всех. Все христианство — в молитве. Если вы молитесь только о самих себе, то это скрывает корысть. Но когда вы молитесь о Церкви, то и вы внутри Церкви. В Церкви Христос соединен с Церковью, а также с Отцом и Святым Духом. Святая Троица и Церковь едины. Ваша жажда должна заключаться в том, чтобы мир освятился, чтобы все стали Христовыми. Тогда вы входите в Церковь, живете в райской радости, в Боге, потому что вся полнота Божества живет в Церкви."[109]

"Больше молитесь о других, чем о себе самих. Будете говорить: Господи Иисусе Христе, помилуй мя, — и в сердце своем всегда будете иметь и других людей. Все мы — дети одного Отца, все мы едины, поэтому, когда молимся о других, говорим: Господи Иисусе Христе, помилуй мя, — а не так: Помилуй их. Так мы сделаем их едиными с нами.

Молитва о других, совершаемая спокойно и с глубокой любовью, бескорыстна и приносит великую пользу. Она подает благодать молящемуся, а также и тому, о ком молятся, приносит благодать Божию. Когда у вас великая любовь и любовь эта подвигает вас на молитву, тогда волны вашей любви идут и влияют на того, о ком вы молитесь. Вы создаете вокруг него щит защиты, влияете на него и ведете ко благу. Видя ваши усилия, Бог подает Свою богатую благодать и вам, и тому человеку. Но мы должны умереть для самих себя. Понимаете?

Вы огорчаетесь, когда другие не добры, в то время как должны предаваться молитве, чтобы желаемое пришло по благодати Божией. Вы своей мудростью указываете, но это не совсем верно. Тайна в другом: не в том, что мы скажем или на что укажем другим. Тайна в нашем посвящении себя, нашей молитве к Богу, чтобы восторжествовало в братьях наших по благодати Божией то, что должно. Вот в чем дело. Чего не можем сделать мы, то сделает Его благодать."[110]

"Меня часто осуждают, но я яко глух не слышах, и яко нем не отверзаяи уст своих (Пс. 37, 14). Молитесь о тех, кто осуждает вас. Говорите: Господи Иисусе Христе, помилуй мя, — а не так: Помилуй его, — и в вашей молитве будет и тот, кто вас осуждает. Кто-то говорит вам что-нибудь обидное? Бог знает это. Простирая свои руки к Богу, говорите: Господи Иисусе Христе, помилуй мя. Того человека, о котором вы молитесь, объединяйте с вами. Бог знает его глубинные проблемы и, видя вашу любовь, спешит ему на помощь. Бог знает желания сердечные. Что говорит римлянам апостол Павел? Испытующий же сердца знает, какая мысль у Духа, потому что Он ходатайствует за святых по [воле] Божией (Рим. 8, 27).

Молитесь об очищении всякого человека, чтобы в своей жизни уподобиться ангелам. Да, и ангелы не молятся о себе. Я так молюсь о людях, о Церкви, о теле Церковном. Во время молитвы о Церкви вы как раз и освобождаетесь от страстей. В час славословия смягчается ваша душа и освящается Божественной благодатью. Хотел бы, чтобы вы научились этому искусству."[111]

"Христианин не должен быть ленивым, не должен дремать. Христианин, куда бы ни направлялся, должен парить в молитве, в богомыслии."[112]

"Пусть душа ваша предается молитве Господи Иисусе Христе, помилуй мя во всех ваших недоумениях, о всех и за вся."[113]

"Большую пользу приносит вставание среди ночи на молитву. Ночная молитва — лучшая молитва. Слышим и Исайю, который говорит: Душею моею я стремился к Тебе ночью (Ис. 26, 9). И Давида: Бдех и бых яко птица особящаяся на зде (Пс. 101, 8). Заутра услыши глас мой: заутра предстану ти и узриши мя (Пс. 5, 4). Боже, Боже мой, к Тебе утренюю (Пс. 62, 2). Как прекрасно говорит об этом Давид! Он не говорит об этом, а живет этим, радуется. Он имеет благодать Божию, Святой Дух."[114]

"И если случайно проснешься ночью, засыпай не сразу. Это повод, который дает тебе Бог, — помолиться, сколько можешь, в тишине."[115]





Дата публикования: 2015-09-17; Прочитано: 384 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.012 с)...